Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ТенденцияХочется праздника: Как платья бэбидолл вновь оказались на пике

Хочется праздника: Как платья бэбидолл вновь оказались на пике — Тенденция на Wonderzine

Политическое высказывание и ответ на пандемию

Несмотря на невинный вид, платья бэбидолл окружает весьма политическая история: в 1950-х благодаря воздушному силуэту женщины избавились от утягивающих конструкций и подкладок, обретя свободу движений, в 1960-е платья мини вошли в историю как символ сексуального освобождения, а в 1990-е они встретились с гранж-иконами Кортни Лав и Кэт Бьелланд и стали настоящим феминистским высказыванием. Разбираемся, чем они примечательны и с чем их носить.

Текст: Анна Аристова

С чего всё началось

История платьев бэбидолл началась в 1942 году в США, когда дизайнер нижнего белья Сильвия Педлар придумала ультракороткий пеньюар с рюшами для своей марки Iris Lingerie — выбор длины был обусловлен нехваткой ткани в период Второй мировой войны, а из-за сходства с детскими ночными рубашками силуэт стали называть baby doll, или бэбидолл (во многих источниках говорится, что сама Педлар это название не любила). Нередко в комплекте с такими ночнушками шли похожие шорты с рюшами в тон. Пик популярности пеньюаров в стиле бэбидолл пришёлся на 1956 год и выход одноимённой картины Элиа Казана и Теннесси Уильямса, рассказывающей о девятнадцатилетней нимфетке, запечатлённой в ультракороткой ночной рубашке, — её роль исполнила актриса Кэрролл Бейкер.

Со временем силуэт бэбидолл вышел за рамки пеньюаров и стал появляться в коллекциях популярных дизайнеров середины XX века: в том числе в 1957 году в рамках экспериментов с разнообразными формами Кристобаль Баленсиага представил коллекцию трапециевидных платьев под названием Baby Doll, навеянных изобретением Сильвии Педлар. Примечательно, что под одним из вечерних вариантов — ажурным полупрозрачным платьем свободного силуэта, намекавшим на ночную рубашку, пряталось ещё одно — приталенное и из более плотной крепдешиновой ткани. Тем не менее другие наряды из коллекции подразумевали большую свободу движений и быстро стали визитной карточкой испанского модельера.

С силуэтом бэбидолл также заигрывал Юбер де Живанши, восхищённый работами Баленсиаги и называвший его «основателем haute couture»: в 1958 году дизайнер представил обновлённую версию платья бэбидолл с открытыми плечами. «Я мечтал об освобождённой женщине, которая не станет закутываться в ткани как в броню. Все мои силуэты предлагают полную свободу для быстрых и плавных движений. Мои платья настоящие, лёгкие, свободные от подкладок и корсетов, они призваны парить на теле, освобождённом от оков», — рассказывал модельер.

Однако настоящий бум платьев мини с завышенной талией случился
в 1960-е — и, пожалуй, для фэшн-энтузиастов именно эта эпоха стала расцветом платьев бэбидолл. Всё началось в Лондоне, ставшем эпицентром молодёжных субкультур, в том числе модов, влюблённых в психоделический рок и трапециевидные платья мини. Практически все модные иконы свингующего Лондона — Твигги, Джейн Биркин, Патти Бойд, Джин Шримптон — были поклонницами силуэта бэбидолл, увековечив его как один из символов сексуального освобождения.

В 1970-е и 1980-е в истории платьев бэбидолл наступило затишье — силуэт вновь оказался на острие лишь к 1990-м, благодаря Кортни Лав и Кэт Бьелланд, популяризировавшим провокативный стиль киндерхор (англ. kinderwhore). По словам солистки панк-рок-группы White Lung Миш Барбер-Уэй, в то время певицы напоминали «прежде женственных викторианских кукол в порванных платьях из 1930-х или бархатных нарядах из 1960-х на размер меньше нужного, гольфах до колен, туфлях „Мэри Джейн“, и обязательно с очень ярким макияжем и высветленными перекисью волосами». «Стиль киндерхор был мощным феминистским заявлением. Речь шла не только о маленьком бархатном платье, порванных колготках и глупом медиалейбле. Речь шла о намеренном использовании самых стесняющих элементов „женственной“ эстетики „хороших девочек“ и раздувания их до мультяшного уровня, чтобы в дальнейшем подорвать их и уничтожить все укоренившиеся комплексы. Речь шла о том, чтобы вернуть власть, закричать: „Хочешь женщину? Вот, получай! Ты даже не сумеешь с ней справиться“. В этом была власть», — писала Барбер-Уэй в колонке для i-D «My Kinderwhore Education».

Как платья бэбидолл вновь стали популярными

В 2021-м платья бэбидолл вновь нашли отклик в сердцах публики — отчасти благодаря набравшей беспрецедентные обороты феминистской повестке последних лет, а также не в последнюю очередь — пандемии, заразившей нас нестерпимым желанием наряжаться вопреки запретам и отсутствию весомых поводов. Тем более что платья свободного кроя, не стесняющие движений, в домашней обстановке придутся как нельзя более кстати. Тренд на платья бэбидолл вполне вписывается в моду на исторические платья и неоромантизм — опять же в противовес превалирующему в последние годы минималистичному «интеллектуальному» стилю, от которого хочется хотя бы ненадолго отвлечься в поисках положительных эмоций от менее практичных, праздничных нарядов.

«[После пандемии] Нас ждёт бум, подобный ревущим двадцатым, когда нам вновь захочется выходить на улицу — социализироваться, общаться с коллегами, обедать в ресторанах и жить той великолепной, гламурной жизнью, по которой мы ужасно скучали в локдауне», — предсказывает старший редактор женского раздела Farfetch Селени Сейдел.

Что касается дизайнеров, разнообразные вариации на тему платьев бэбидолл мы видели в ностальгичных коллекциях Батшевы Хей и её марки Batsheva, известной своей любовью к винтажным выкройкам. Ещё один заметный пример — датчанка и финалистка LVMH Prize Сесилия Бансен, регулярно включающая в неоромантические коллекции воздушные платья и блузы в стиле бэбидолл. Помимо этого, похожие наряды можно было увидеть на шоу Courrèges, Valentino, Khaite, Molly Goddard, Simone Rocha, Miu Miu и других марок. И если вы уже ищете платья на весну и лето, советуем присмотреться к силуэту бэбидолл.

С чем их носить

Прелесть платьев бэбидолл в том, что их можно легко приспособить к любому образу и поводу — от офиса до праздника. Носите их с кроссовками и носками в тон, как предлагает Сесилия Бансен. Сочетайте с ковбойскими ботинками, ботинками челси, высокими сапогами в духе 1960-х, как это делает звезда «Игры престолов» Софи Тёрнер, — или с теми же массивными ботинками в стиле киндерхор. Экспериментируйте с аксессуарами — например, летом ботинки можно сменить на клоги или шлёпанцы — на каблуке или без — и для пущей аутентичности стилизовать образ с помощью банданы или корзинки в стиле Джейн Биркин. Кроме того, платья бэбидолл совсем не обязательно носить в одиночку — зимой можно дополнить их джинсами или и вовсе заправить, лёгким движением руки превратив в воздушную блузу.

Где купить


placeholder+image
Monki, €35.
LoveShackFancy, £266.89.
Cecilie Bahnsen, €1,175
& Other Stories, 6 990 руб.
Batsheva, €270

ФОТОГРАФИИ: Cecilie Bahnsen, Batsheva, Warner Bros.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.