Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньАбортный туризм:
Куда ездят
за прерыванием беременности

Как женщины пытаются обойти бесчеловечные запреты

Абортный туризм:
Куда ездят
за прерыванием беременности — Жизнь на Wonderzine

В 2014 году на одной из улиц Мадрида открылось заведение, напоминавшее турагентство. Витрины были обклеены рекламными листовками: в них предлагалось за выгодную сумму посетить Лондон, Берлин или Париж. Над входом висела табличка: Abortiontravel.org. Если присмотреться, становилось ясно, что клиенток приглашали совершить путешествие с конкретной целью — сделать аборт.

Туристическая компания оказалась ненастоящей: Abortiontravel были поп-ап-агентством, организованным в знак протеста. Дело в том, что в конце 2013 года испанское правительство рассматривало законопроект о запрете абортов. Его инициаторами стали представители правящей тогда Народной партии Испании: они предложили объявить вне закона все аборты, кроме тех случаев, когда здоровье женщины было под угрозой или беременность стала результатом изнасилования.

Как только о законопроекте стало известно, в Испании поднялась волна протестов — именно тогда арт-директор рекламной компании Кристина Родригес и её подруги решили открыть поддельное турагентство. Девушкам, заходившим внутрь, предлагали подобрать подходящую страну, в которой аборты легальны, найти дешёвые авиарейсы и гостиницу. Как объясняла Родригес, Abortiontravel — это агентство, которого, по хорошему, быть не должно, однако оно может появиться, если закон примут.

В конце концов испанское законодательство в отношении абортов не стали ужесточать — политики отступили под напором протестующих. Агентство Abortiontravel так и осталось активистским жестом, однако такого рода компании по организации «абортных путешествий» однажды были вполне реальны — а в иных странах существуют до сих пор. В той же Испании с 1985 по 2010 год аборт можно было сделать только в случае изнасилования, нарушений развития плода или угрозы для жизни матери. Одна из посетительниц Abortiontravel рассказала, что однажды ей пришлось отправиться в заграничную поездку, чтобы прервать беременность. Ей было всего девятнадцать лет, и она полетела в Амстердам одна, потому что денег хватало только на один билет.

юлия дудкина

Как появился абортный туризм

Абортный туризм — это неформальное название одной из разновидностей медицинского туризма. Ещё до начала нашей эры люди совершали паломничества к минеральным источникам и древнегреческим медицинским центрам — а с развитием гражданской авиации в XX веке индустрия набрала невиданные обороты. Однако, как отмечают исследователи международной миграции Мэри Гилмартин и Аллен Уайт, абортный туризм принципиально отличается от привычного медицинского туризма.

«Слово „туризм“ предполагает, что начинание добровольно и человек может делать выбор, исходя из индивидуальных предпочтений, — пишут они в своей работе. — Но не весь медицинский туризм выглядит так. Абортный туризм чаще всего развивается, когда на определённой территории прерывание беременности запрещено или ограничено». То есть, в отличие от обычных «медицинских туристов», женщины, которые отправляются за абортом, лишены права выбора. Обычно они едут в ближайшую страну, где могут позволить себе операцию.

К 1960-м годам многие страны стали смягчать законы об абортах: в Швеции прерывание беременности по медицинским и социально-экономическим показаниям стало легальным в 1946 году, в Японии — в 1948 году, а в Великобритании — в 1967 году. В эти годы авиабилеты были уже доступны для среднего класса, и женщины, которые могли позволить себе путешествия, начали совершать поездки для прерывания беременности.

В 1968 году семнадцатилетняя американка по имени Элисон Уильямс-Чунг отправилась в Японию. Три дня она гуляла по Токио, рассматривала витрины в торговом районе Гинза, приценивалась к кимоно и чайным сервизам. В один из этих дней она пришла в токийскую клинику и сделала аборт. «Я не помню, чтобы я сильно переживала, — говорит Элисон. — Это было единственным правильным решением на тот момент». До того, как отправиться в Японию, Элисон пыталась обратиться к своему врачу в Вашингтоне, но в клинике ей отказались помочь. Тогда её брат рассказал, что знает турагентство в Сиэтле, которое за тысячу долларов сможет организовать поездку в заграничную клинику. Если бы Элисон решила никуда не ездить, ей пришлось бы делать нелегальный аборт в США — на тот момент эта перспектива представлялась более чем опасной. Около 17 % всех смертей, связанных с беременностями в стране, случались из-за подпольных абортов. Опросы, проводившиеся среди малообеспеченных жительниц Нью-Йорка, показали, что только 2 % операций были проведены профессиональными врачами — в остальных случаях медицинские услуги оказывались людьми сомнительной квалификации. Так что в случае Элисон было очевидно: если есть деньги, нужно уезжать.

В 1960-е годы тысячи американок отправлялись в Японию, Швецию
и Великобританию, чтобы прервать беременность. В отличие от США, там можно было сделать аборт легально
и безопасно

Позже, когда Элисон набралась смелости рассказать свою историю подругам, она выяснила, что ей сильно повезло. Многим девушкам, у которых было меньше денег, приходилось делать нелегальные аборты в Мексике. И если ей проводили операцию в высокотехнологичной японской клинике, то они были вынуждены мириться с антисанитарией в подпольных помещениях. В 1960-е годы тысячи американок так же, как Элисон, отправлялись в Японию, Швецию и Великобританию, чтобы прервать беременность. В отличие от США, там можно было сделать аборт легально и безопасно. Другие женщины — те, кто не мог позволить себе далёкие путешествия — ехали в Мексику и Пуэрто-Рико.

В США такими поездками занимались многие турагентства — как раз в одно из них и обратилась Элисон. В них можно было приобрести турпакет, включающий в себя не только аборт, но и экскурсии и осмотр достопримечательностей. Для менее обеспеченных женщин в Америке действовало Общество борьбы за гуманные аборты — некоммерческая организация, которая помогала девушкам подобрать маршрут и клинику для прерывания беременности. Общество появилось в 1962 году и в общей сложности помогло двенадцати тысячам женщин.

До наших дней сохранилась напечатанная на машинке инструкция для женщин, которым предстояло отправиться в Японию, чтобы сделать там аборт. Какая именно организация напечатала руководство — неизвестно, предположительно, это было Общество борьбы за гуманные аборты. В документе шаг за шагом рассказывается, как получить документы для выезда за рубеж и договориться с японским врачом:

«1. В понедельник в восемь утра отправьтесь к отделу паспортного обслуживания и сделайте три фотографии для паспорта. Фотобудки расположены вокруг здания, Возьмите с собой копию свидетельства о рождении. Чтобы сделать фото, вам понадобится три доллара пятьдесят центов.

2. Возьмите фотографии, копию свидетельства о рождении и 12 долларов наличными или в виде чека. Отнесите их в отдел паспортного обслуживания. Заполните анкету. Если вас спросят, зачем вам нужно срочно получить паспорт, скажите, что у вас запланирована встреча с туристической группой в Японии. После этого ваш паспорт должен быть готов к 8:30 утра среды.

3. Сделайте прививку от оспы. Вы можете сделать это бесплатно в департаменте здравоохранения. Получите справку с печатью о том, что прививка сделана. На справке должен быть указан номер вакцины.

4. Отправьтесь в билетную кассу и купите билеты до Токио. Вы потратите на это от 680 до 722 долларов. Бронируйте рейсы на четверг или пятницу.

5. Когда вы будете знать время своего прибытия в Токио, позвоните врачу, обсудите с ним ваш случай и договоритесь о цене. Постарайтесь попросить о скидке. Скажите, что вы студентка и у вас мало денег».

Некоторые доктора искренне заботились о пациентках, другие же врачи проводили операции в антисанитарных условиях. Иногда после этого женщины оказывались в муниципальных больницах

Инструкция занимает две страницы, и в ней подробно расписано, как отвечать на вопросы в аэропорту, как обменять деньги в Японии и вернуться назад в США после операции.

Общество борьбы за гуманные аборты обещало женщинам конфиденциальность и безопасность. В организации был свой список врачей, которым можно было доверять и которые готовы были принять у себя американок. Женщина, которая хотела прервать беременность, связывалась с Обществом, и ей помогали выбрать подходящего врача из списка.

Если денег на далёкую поездку не хватало, можно было отправиться в Мексику. В этой стране аборты были, как и в США, нелегальны, но их хотя бы проводили в подпольных медицинских центрах. Мексиканские специалисты, которые хотели сотрудничать с Обществом, должны были отправить в организацию письмо и документы, подтверждающие их квалификацию. После этого их включали в список «надёжных» врачей. Тем не менее аборт в Мексике был рискованным предприятием. Некоторые доктора искренне заботились о пациентках — сами приезжали за ними в гостиницы и предлагали им трёхразовое питание в своих медицинских центрах. Другие же врачи проводили операции в антисанитарных условиях. Иногда американки после этого оказывались в мексиканских муниципальных больницах, а у докторов начинались проблемы с законом.

К началу 70-х годов ситуация стала меняться. Ещё до того, как по всей Америке легализовали аборты, их признали законными в Нью-Йорке и Калифорнии. После этого поднялась волна внутреннего туризма: в 1972 году 86 % всех абортов, сделанных в США, пришлись на эти два штата. С 1970 по 1972 год семьдесят одна тысяча женщин специально приехали в Нью-Йорк, чтобы прервать беременность.

В 1973 году Верховный суд США впервые признал за женщиной право сделать аборт по собственному желанию. Операцию стали легализовывать по всей стране, и в следующие годы женщинам уже не нужно было предпринимать далёких путешествий, чтобы прервать беременность.

Где сегодня процветает абортный туризм

Никола (имя изменено) забеременела в 1992 году, когда ей было пятнадцать. Она жила в Ирландии, где на тот момент аборты были практически полностью запрещены. Сначала Никола обратилась к своему парню — он был старше неё на семь лет, и девушка надеялась, что он подскажет, что делать. Мужчина, однако, не был готов помогать. Испуганная Никола попробовала принять смертельную дозу парацетамола, но не рассчитала количество таблеток и осталась в живых. В полном отчаянии она призналась маме в своей беременности.

«Мама плакала несколько часов, — рассказывает Никола. — После этого она забронировала места на корабле, и мы отправились в Великобританию. Вместе с нами была мамина подруга — она решила нас поддержать». Никола выросла в многодетной семье. Чтобы организовать путешествие и оплатить аборт для дочери, родителям пришлось взять кредит. Когда всё осталось позади, представители кредитной компании ещё много месяцев приходили каждую субботу, чтобы забрать очередную часть денег. «Каждую субботу я знала, что пришли люди, которым мы платим за мой аборт, — объясняет женщина. — Я снова и снова чувствовала вину и стыд».

До 2018 года Великобритания была одной из столиц абортного туризма, поскольку в Ирландии прерывание беременности было возможно только в случае опасности для здоровья матери. Так, с 1991 по 2018 год больше ста тридцати тысяч ирландских женщин посетили Великобританию, чтобы сделать аборт.

До 2018 года Великобритания была одной из столиц абортного туризма, поскольку в Ирландии прерывание беременности было возможно только в случае опасности для здоровья матери

Для британских врачей эта ситуация была более чем выгодна: операция по прерыванию беременности в частной клинике стоила около девятисот фунтов. Каждый год в страну приезжало около трёх тысяч ирландок и семисот жительниц Северной Ирландии, где аборты запрещены до сих пор. Впрочем, далеко не каждая женщина может позволить себе заплатить за операцию. В 2017 году правительство Великобритании предложило взять на себя расходы за аборты женщин из Северной Ирландии, а тем, кто зарабатывает меньше 15 300 фунтов в год, стали оплачивать дорогу и проживание.

В 2018 году Ирландия сняла запрет на прерывание беременности. Теперь самые жёсткие запреты на аборты среди европейских стран действуют в Польше. Операция легальна только в трёх случаях: если беременность стала результатом изнасилования или инцеста или если есть угроза для жизни матери. Примерно восемьдесят тысяч полек в год пересекает границу, чтобы сделать аборт за рубежом — чаще всего они едут в Германию, Великобританию и Нидерланды. Ещё одно государство, где распространён абортный туризм, — Мальта. Каждый год триста-четыреста женщин покидают страну, чтобы прервать беременность. Как и жительницы Польши, в основном они выбирают Британию — по свидетельствам английских врачей, за год к ним приезжает около шестидесяти мальтийских пациенток.

Часто женщины едут из одной страны в другую, если у себя на родине они пропустили срок, на котором можно легально сделать аборт. Например, каждый год от ста до двухсот жительниц Австрии приезжают в Нидерланды, чтобы сделать операцию: в Нидерландах он разрешён до шестнадцатой недели, в то время как в Австрии — до двенадцатой. В целом направления «туристических потоков» постоянно меняются в зависимости от того, как меняются законы разных стран. Например, до 1975 года женщины из Австрии непрерывно направлялись в Югославию и Венгрию. Потом, когда аборты в Австрии стали легальны, всё переменилось — и жительницы Венгрии стали приезжать в Австрию. В 2012 году венгерское правительство приняло новую конституцию: аборты не запретили, но в силу вступило много ограничений — формально по новой конституции человеческая жизнь охраняется «с момента зачатия».

Внутренний туризм

Сьюзан живёт в американском штате Юта. Недавно она окончила колледж и теперь выплачивает задолженность по студенческому кредиту — шестнадцать тысяч долларов. У неё есть работа, на которой она получает двадцать пять тысяч долларов в год. Её бюджет в месяц составляет шестьсот долларов.

Однажды у Сьюзан и её парня порвался презерватив, и девушка забеременела. Планов заводить семью у Сьюзан пока нет, поэтому она стала искать клинику, в которой сможет сделать аборт. Она старалась выбрать место так, чтобы ей не пришлось далеко ехать и чтобы расходы не вышли за рамки бюджета. Она нашла всего три варианта. Первый — на расстоянии трёхсот с лишним километров от дома Сьюзан. Это клиника в штате Юта, где действует семидесятидвухчасовой период ожидания. Это значит, что после того, как Сьюзан обратится к врачу за абортом, ей дадут ещё трое суток на раздумья — отказаться от них она не сможет. «Мне придётся взять пару выходных на работе и провести несколько ночей в отеле, — рассуждает Сьюзан. — Я точно не уложусь в бюджет».

Вторая клиника находится в Колорадо. Её плюс в том, что местные власти не разрешают активистам-пролайферам приближаться к медицинским учреждениям. Это значит, что Сьюзан не атакуют на входе с криками: «Сохрани ему жизнь!». Но чтобы добраться до этой клиники, Сьюзан придётся проехать примерно восемьсот километров. Третий вариант — клиника в Мехико. Но Сьюзан с трудом говорит по-испански, да и не хочет пересекать границу только ради того, чтобы сделать аборт. Перед ней стоит трудный выбор.

Сьюзан — не реальный персонаж. Она — героиня социального видеоролика, снятого американской некоммерческой организацией Lady Parts Justice. Сегодня в такой ситуации, как Сьюзан, оказываются тысячи американок. Хоть официально аборты не запрещены, в разных штатах существуют так называемые абортные пустыни — огромные территории, на которых нет ни одной клиники, где можно прервать беременность.

Чтобы сделать аборт, женщинам приходится брать отпуск, искать,
с кем оставить детей и пожилых родственников, тратить огромные деньги

С 2011 года в Штатах усилилось движение за запрет абортов. Ни один американский штат не в силах полностью запретить аборты, но каждый из них может вводить собственные ограничения. Вайоминг, Западная Вирджиния, Миссури, Миссисипи и другие штаты стали вводить жёсткие требования к гинекологическим клиникам, и те стали закрываться. Сейчас каждый год в США закрывается примерно по десять клиник. 90 % женщин в южных штатах живут в округах, где невозможно сделать аборт. Всего в стране двадцать семь «абортных пустынь», и большинство из них находятся в Техасе.

Чтобы прервать беременность, женщинам нужно отправляться в соседние штаты. В среднем каждой американке, решившейся на аборт, необходимо проделать путь длиной в тридцать миль — около сорока восьми километров, однако многие преодолевают куда большие расстояния. Так, женщинам приходится брать отпуска, искать, с кем оставить детей и пожилых родственников, тратить огромные деньги. Для тех, чей уровень достатка ниже среднего, это может стать настоящей катастрофой.

Примерно такая же ситуация сложилась в Канаде, Мексике и Австралии. В Мексике аборты долгое время были запрещены. В 2007 году их разрешили, но только в одном городе — Мехико. С того момента примерно 175 тысяч женщин успели съездить в столицу, чтобы сделать операцию. В Канаде, как и в США, аборты формально не запрещены, но иногда сделать операцию просто негде. В некоторых провинциях — например, Онтарио или Квебек — немало больниц и клиник, где можно сделать операцию, однако в других провинциях ситуация куда сложнее. Например, на Острове Принца Эдуарда до 2017 года не было ни одной клиники, куда можно было бы обратиться для прерывания беременности.

В Австралии аборты не делаются за счёт государства и не покрываются учебными страховками. В основном они делаются в частных клиниках и стоят около тысячи австралийских долларов. Законодательство, касающееся абортов, называют «лоскутным». Как и в США, законы меняются от штата к штату. Поэтому часто женщинам приходится проехать сотни километров, чтобы сделать операцию. До 2018 года аборты были запрещены в Квинсленде. В Новом Южном Уэльсе их можно делать, только если жизни матери угрожает опасность. В Тасмании прерывать беременность можно по закону, но там не действует ни одной клиники.

В России аборты на сегодняшний день официально разрешены законом и оплачиваются государством. Их можно проводить по желанию женщины при сроке до двенадцати недель, а при наличии медицинских показаний срок не важен. Но всё чаще женщины не могут воспользоваться своим законным правом: разные регионы то и дело вводят временные запреты на аборты. В 2012 году у врачей появилось право отказаться проводить аборт по религиозным соображениям, а в Белгородской области женщин, желающих прервать беременность, могут отправить за подписями православного священника и психолога. Кроме того, РПЦ раз за разом призывает вывести аборты из системы ОМС так, чтобы они стали доступны только в частных клиниках. Существует ли в России абортный туризм и насколько он развит — неизвестно, но предпосылки для его появления уже точно есть.

Обложка: trac1 - stock.adobe.com

Рассказать друзьям
13 комментариевпожаловаться