ЖизньУчастницы «Women’s March on Washington» об акции протеста
«В победе Трампа есть плюс — она вывела людей на улицы»
В субботу 21 января по миру прокатилась акция «Women’s March on Washington»: на следующий день после инаугурации Дональда Трампа на улицы вышли женщины и поддерживающие их мужчины, несогласные с консервативным поворотом, который символизирует новый президент США. Протестующие выступают в защиту прав женщин и меньшинств. Марши прошли не только в США, но и в сотне других городов мира. По всему миру было 673 акции — только в городах США собралось более трёх миллионов человек. Самый большой марш прошёл в Лос-Анджелесе — там на улицы вышло более 600 тысяч человек; в Вашингтоне было более 500 тысяч участников. Эти два марша отличались не только размерами: среди протестующих было много представителей меньшинств. Одна из участниц, поэтесса Аджа Моне, прочитала поэму «My mother was a freedom fighter», посвящённую африканским рабыням, воевавшим за свободу, — и это было, возможно, самое пронзительное выступление всего марша.
Интервью: Дарья Сухарчук
«Женский марш» поддержали десятки знаменитостей: на трибунах в разных городах выступили Глория Стайнем, Скарлетт Йоханссон, Анджела Дэвис, Вупи Голдберг, Шер и Мадонна, которая спела две песни, последнюю из которых закончила словами: «I’m not your bitch, Donald Trump, suck a dick, don’t hang your shit on us!» Вместе с ними марширующих проводили военными песнями женщины из индейского племени лакота. К процессиям также присоединились Джон Керри, Мэгги и Джейк Джилленхол, Хелен Миррен и Майли Сайрус. Кроме них в официальный список знаменитых сторонников марша попали Джулианна Мур, Эми Шумер и Эми Полер, Роберт Де Ниро, Grimes, Люпита Нионго, Стивен Кольбер, Эмбер Роуз, Патрисия Аркетт и десятки других. Эмма Уотсон приехала на марш в Вашингтоне, Шарлиз Терон участвовала в акции на фестивале «Сандэнс», а Иэн Маккеллен присоединился к демонстрации в Лондоне.
Во всём мире «женские марши» организовывали небольшие группы активистов. Для многих это был первый подобный опыт, как, например, для Боб Блэнд — дизайнера из Бруклина, которая поднялась на сцену, держа на руках новорождённую дочь. Блэнд была не единственной, кто пришёл на марш с ребёнком: во всём мире на демонстрации приходили с детьми и другими родственниками. Мы поговорили с участницами маршей, проходивших в разных городах: Вашингтоне, Сан-Франциско, Лондоне, Берлине и Гданьске.
Кристин
участница марша в Вашингтоне
Я прилетела в Вашингтон из Цюриха, где живу и преподаю ораторское мастерство. У себя дома я активно участвую в женском движении и работаю с феминистскими организациями. Я участвовала в женской забастовке 1991 года и протестовала в 1993 году, добиваясь избрания первой женщины-министра в швейцарское правительство.
Я родилась в 1960 году, поэтому не могла своими глазами увидеть знаменитую речь Мартина Лютера Кинга о мечте. Когда рухнула Берлинская стена в 1989 году, я уже работала на радио — но мне и в голову не пришло поехать и увидеть это своими глазами. Но сейчас я пристально следила за американской предвыборной гонкой, несмотря на то что я гражданка Швейцарии, а не США. Когда я посмотрела второй раунд официальных теледебатов между Трампом и Клинтон — когда он ходил за ней по сцене по пятам, — мне стало физически плохо. Единственный момент, который вселил в меня какую-то надежду, — это речь Мишель Обамы. Я задалась вопросом: почему это так трогает меня, ведь я даже на американка. Причина лежит глубже: речь идёт о ценности женщины. Когда я родилась, в моей стране женщины ценились меньше, чем мужчины — ведь швейцарки получили право голоса только в 1970 году.
Я купила билет в Вашингтон 13 ноября, сразу после выборов, всё ещё пребывая в состоянии шока и боли от мысли о том, что это значит для женщин и для всего мира. Я сделала это ради моего собственного спокойствия, ради моей души. Это мои ценности, мои вопросы, моя жизнь, и я должна показать, что я солидарна с протестующими. На этом марше я завела много новых знакомств с моими новыми сёстрами и братьями. Эта поездка оказалась очень удачной, она будет меня вдохновлять и поддерживать.
Джейн
участница марша в САН-ФРАНЦИСКО
Я пошла на «женский марш» с большой компанией друзей, и там была отличная атмосфера, очень мирная и радостная, даже праздничная. Мы все почувствовали поддержку и солидарность. Теперь я точно знаю, что происходящее угрожает не только мне. Я всегда поддерживала движение за права женщин и вышла на демонстрацию, потому что, как мне кажется, сейчас ему угрожает опасность. Нужно громко заявить о том, что пути назад нет, мы не станем терпеть домогательства и отвратительный сексизм.
Меня очень беспокоит позиция Трампа, я считаю что она несёт в себе угрозу правам женщин. Своими действиями он показал, что может делать всё, что хочет. В конечном итоге это может привести к тому, что решение по делу Роу против Уэйда (решение Конституционного суда США, подтверждающее права женщин на аборт. — Прим. ред.) будет отменено, а Planned Parenthood (крупнейшая в США сеть гинекологических клиник, где можно получить бесплатную помощь. — Прим. ред.) перестанут финансировать, как этого хочет Майк Пенс. Своим участием в марше я хочу показать, что я не буду молчать и что конгресс должен думать, прежде чем решать.
Я очень рада, что «женских маршей» во всём мире было так много. Я знаю женщин, которые пришли на демонстрации в Берлине, Сиднее, Лондоне, и они тоже видят в новой администрации угрозу.
Бесс
организатор марша в ЛОНДОНе
Я работаю учительницей английского. Мне и раньше доводилось участвовать в акциях протеста, посвящённых правам секс-меньшинств. Но те акции не были такими масштабными. По оценками полиции, в Лондоне на демонстрацию вышло около 100 тысяч человек — люди стояли от Трафальгарской площади до Гросвенор-сквер.
Я решила заняться организацией «женского марша» после того, как Дональд Трамп победил на выборах. Это было последней каплей: только увидев результаты, я открыла интернет и стала искать возможность выразить протест. Как-то противостоять той риторике ненависти, той лжи, которую он распространял всё время своей предвыборной кампании. Таких, как я, было много, и мы решили организовать собственную акцию протеста. Наше движение шло «снизу», и никто из нас не имел опыта в организации маршей.
На этот марш я пришла с мужем и компанией друзей. Мы сами удивились, когда узнали, сколько ещё людей пришло на нашу демонстрацию! Было просто невероятно смотреть на них всех, стоявших с плакатами. Никто из нас не ожидал такой поддержки. Я никогда не забуду этот день.
Анна
(имя изменено по просьбе героини), участница протеста в Берлине
Я гражданка США, хоть я и живу много лет в Германии и пишу здесь мою магистерскую диссертацию по химической инженерии в университете Магдебурга. Я специально приехала в Берлин, чтобы участвовать в этой демонстрации.
Сейчас, на фоне той риторики, которая звучала в преддверии выборов, очень важно напомнить людям о том, что женщины равны в правах с мужчинами. Я пришла сюда не для того, чтобы протестовать против самого Дональда Трампа, но чтобы поддержать мою маму, которая сегодня пойдёт на марш в Сент-Луисе, и сестру, которая будет участвовать в марше в Чикаго. Новая администрация пока не успела изменить наши законы, но риторика ненависти во многом помогла им победить на выборах. Люди слышали, что они говорят, и всё равно за них голосовали. Эта демонстрация — наш шанс защитить наши права, пока их не отняли.
Я считаю, что действия этой администрации могут серьёзно ущемить права женщин в США — например, если реформа здравоохранения будет отменена, то беременные не смогут получить медицинскую страховку. В победе Трампа есть плюс — она вывела людей на улицы. Граждане станут внимательнее следить за тем, что делается в Вашингтоне, поймут, что им надо громко выражать своё мнение, чтобы быть услышанными. Протестовать.
Александра
оранизатор протеста в ГДАНЬСКе
Я преподавательница Политехнического университета Гданьска и участница организации «Феминистская революционная бригада» — FeBRa. Пару дней назад мы организовали демонстрацию в поддержку россиянок, которые борются против декриминализации побоев. Сейчас же мы вышли на демонстрацию в знак солидарности с американским маршем за права женщин. На нашей демонстрации было всего около пятидесяти человек, но мы организуем очень много акций в защиту прав женщин по всей Польше. В «Чёрный понедельник» на демонстрацию вышло около двух тысяч человек. Но иногда количество не самое важное. Мы считаем, что права женщин — это общечеловеческая проблема, и стараемся поддерживать все феминистские акции.