ГеографияК чему приводил запрет абортов в разных странах
Как обстоят дела в Польше, Чили, Бразилии и других странах
Текст: Лера Швец
В начале года в своём обращении к Государственной Думе патриарх Кирилл высказал предложение исключить аборты из системы обязательного медицинского страхования. А в начале этой недели он подписал обращение за полный запрет абортов в России, составленное общественными движениями «За жизнь» и «Православные добровольцы». И вот, пока российский фейсбук сходит с ума, а продуктивная пара M&M’s, Мизулина & Милонов, одна в Совете Федерации, другой — в Государственной думе, уже потирают руки и готовятся к работе, мы решили вспомнить, какие страны запрещали аборты и к чему это привело.
Причин ужесточения законодательства было много: от желания резко улучшить демографическую ситуацию в Южной Корее и СССР до стремления достичь истинной нравственности в Ирландии или послереволюционном Иране. Последствий на выходе тоже оказалось много: это и сложная экономическая ситуация, в которую попали многие малоимущие женщины, и рост материнской смертности, и даже возникновение абортного туризма — путешествий в другие страны, чтобы сделать аборт.
↑ Протест в Кракове в апреле 2016 года против ужесточения абортного законодательства
Запрет абортов как экономический инструмент
Елена Мизулина, ещё будучи депутатом Государственной думы, поддержала слова патриарха и предложила внести поправки в законодательство, помимо прочего предполагающие вывод абортов из системы ОМС. Схожая поправка в далёком 1976 году была принята в США и названа в честь её автора, республиканца Хенри Хайда. Поправка Хайда подразумевала исключение абортов из системы государственного финансирования, а именно из Medicaid — программы медицинской помощи нуждающимся. В итоге это привело к тому, что во многих штатах аборт перестал быть базовым правом женщины, а превратился в привилегию, доступную только определённым слоям населения.
По данным Института Гутмахера, за последние десятилетия проблема аборта стала наиболее острой для бедного населения. К примеру, в 2014 году 75 % абортов были совершены пациентами с низким доходом или доходом ниже прожиточного минимума. С одной стороны, в 17 штатах поправка Хайда не имеет силы и дополнительное законодательство позволяет покрывать расходы, связанные с абортом, из государственного бюджета. Но в этих штатах проживает меньше половины женщин, получающих помощь по Medicaid. Согласно исследованиям института, 60 % женщин с доходом ниже черты бедности проживают в штатах, где они не могут сделать аборт бесплатно, за исключением особых случаев, таких как изнасилование или опасность для жизни матери. Многим из них приходится оттягивать сам момент аборта, чтобы успеть накопить денег: им часто приходится продавать имущество или экономить на оплате счетов и покупке еды для своей семьи.
Запрет абортов как призыв к нравственности
В начале 90-х после того, как пала Польская Народная Республика, консервативные (читай — католические) политические силы в Польше получили большое влияние. Соответственно, нравственные воззрения религиозных общин стали медленно превращаться в государственное законодательство. Это привело в том числе и к криминализации абортов в 1993 году. В итоге сегодня польские женщины могут прервать беременность только после согласия двух медицинских специалистов, подтверждающего, что существует опасность для жизни матери, или что плод повреждён или беременность стала результатом насилия.
После победы консерваторов на парламентских выборах в 2015 году разговоры об ужесточении законодательства возобновились. А последние предложения увеличить тюремный срок для врачей с двух до пяти лет и разрешать аборты только в случае риска для здоровья матери вызвали волну демонстраций по всей стране. Представители общественных организаций запустили флешмоб в социальных сетях: люди выкладывают фотографии, на которых они одеты во все черное, и ставят хештег #CzarnyProtest. 3 октября они собираются бойкотировать работу и учебу, чтобы выразить свое несогласие с подавлением прав женщин.
Но пока поправки рассматриваются парламентариями, а несогласные одеваются в чёрное, в Польше усиливается абортный туризм. Согласно подсчётам Федерации по правам женщин и семейного планирования, примерно сто тысяч полек ежегодно делают подпольные аборты или едут за этой услугой в соседние страны Евросоюза. Как отмечается в официальном докладе Федерации, по причине того, что женщины едут в совершенно разные страны, точной статистики по абортному туризму нет. В докладе приводятся слова доктора Януса Рудчинского из клиники на немецко-польской границе, который утверждает, что только к ним ежегодно приезжает более тысячи женщин со всей Польши.
Запрет абортов как борьба с демографическим кризисом
Другой довод, который можно часто услышать в поддержку запрета абортов, — борьба за улучшение демографической ситуации в стране. Такими категориями мыслили политики в Республике Корея в середине 50-х и партийные деятели в СССР в конце 30-х годов прошлого века. Когда в 1936 году Коммунистическая партия ввела запрет на аборты, звучали призывы мыслить «не узко личными интересами, а жизнью коллектива». Но на фоне резко выросших показателей рождаемости стали расти и показатели материнской смертности и детоубийств.
Как отмечает доцент Института демографии Высшей школы экономики Виктория Сакевич, за четыре года с момента принятия нового закона количество смертей от абортов выросло почти в пять раз, а доля убийств детей в возрасте до года в общем числе зарегистрированных убийств увеличилась более чем в два раза. Начала бурно развиваться система подпольных абортов: только 10 % абортов были первоначально сделаны по медицинским показаниям, а остальные 90 % начали делать вне медицинского учреждения. Более того, как указывает Сакевич, в 1936 году из привлечённых к уголовной ответственности за незаконные аборты только 23 % были медицинскими специалистами, остальные — домохозяйками и простыми рабочими. В итоге просуществовавший почти двадцать лет запрет на аборты был признан неудачной инициативой и был снят при Никите Хрущёве.
↑ Акция протеста в Вашингтоне, 27 июня 2016 года
Запрет абортов в помощь матерям
Когда в 1989 году Аугусто Пиночет полностью запретил аборты в Чили, его основным доводом было то, что медицина находится на достаточно высоком уровне и для того, чтобы спасти жизнь матери, уже необязательно прибегать к абортам. С момента внесения этой поправки в законодательство все виды абортов в Чили стали нелегальными, включая случаи сексуального насилия. Противники абортов часто приводят пример Чили как контраргумент: мол, часто говорят, что запрет абортов приводит к повышенной смертности матерей, но всё не так — в Чили показатели смертности только снизились. И ведь это действительно так, поспорить со статистикой Всемирного банка сложно: показатели материнской смертности упали с начала 90-х в два раза. Но при этом, только по официальной статистике, 33 тысячи женщин ежегодно попадают в больницы из-за осложнений, полученных во время подпольных абортов. Реальные показатели могут быть намного выше.
В начале 2015 года дискуссии о необходимости легализовать аборты возобновились в связи с серией видео, выпущенных общественной организацией Miles. В видео беременные женщины дают подробные инструкции по тому, как можно сделать аборт самостоятельно, бросившись под машину или упав с лестницы. Уже через год, в марте 2016 года, нижняя палата парламента Чили приняла поправки в законодательство, разрешающие аборты в случае сексуального насилия, опасности для здоровья матери или ребёнка. Но для того, чтобы поправки вступили в силу, им предстоит пройти еще несколько ступеней подтверждения.
Запрет абортов как политический инструмент
В Бразилии аборты разрешены только для жертв сексуального насилия и если беременность угрожает жизни матери. Но при этом аборты запрещены в случаях, когда плод деформирован или заранее известно, что у ребёнка будет инвалидность. Когда в стране начал бушевать вирус Зика, приводящий к микроцефалии у плода, в Бразилии возросло количество запросов на медикаменты, прерывающие беременность. По данным организации Women on Waves, опубликованным в совместной статье с Техасским университетом, Оксфордским университетом и Принстоном, с начала 2015 года в Бразилии спрос на подобные медикаменты вырос на 108 %. Организация помогает женщинам по всему миру: проводит онлайн-консультации и высылает почтой таблетки, помогающие прервать беременность. Но в определённый момент организации пришлось остановить отправки в Бразилию, потому что работники почты и пограничных служб стали их просто изымать.
Другим неожиданным ответом на призывы международного сообщества и правозащитных организаций разрешить женщинам проводить аборт в случае заболевания и деформации плода стало, наоборот, предложение членов парламента ужесточить законодательство. Парламентарий Андерсон Феррейра внёс законопроект, предполагающий ужесточение наказания для женщин, сделавших аборт по причине заражения вирусом Зика. Феррейра предложил в некоторых случаях сажать женщин в тюрьму на срок до 15 лет. Объясняя своё решение, Феррейра сослался на растущее феминистское движение, которое, по его мнению, решило воспользоваться нестабильной ситуацией и пролоббировать собственные интересы — легализацию абортов.
Фотографии: Flickr, AP/East News (1)