СтильОт производства до ухода: Всё, что нужно знать
о кашемире
Почему он такой дорогой и опасен ли для экологии
Осознанное потребление — это не просто сокращение покупок, но и вдумчивый подход к тому, что именно человек приобретает. В моде под перекрёстный огонь поочерёдно попадают натуральные материалы и синтетика — все они по-своему могут нанести вред окружающей среде. С хлопком, шерстью и акрилом мы разобрались — а как обстоят дела с кашемиром? По данным ООН, только в 2016 году общая стоимость кашемировых изделий на экспорт составила порядка 1,4 миллиарда долларов — это почти пять миллионов килограммов джемперов, кардиганов и других вещей. Ещё недавно такой материал был недешёвым удовольствием, но сегодня спрос на кашемир только растёт, а его себестоимость падает. Разбираемся, как это произошло и стоит ли покупать кашемировые свитера в масс-маркете.
Текст: Анна Елисеева
Как он появился
Долгое время производство кашемира считалось сложным ремеслом, занимались которым преимущественно в Азии — первые попытки скопировать технологию в Европе не увенчались успехом. По легенде, обнаружил новое сырьё в XIV веке персидский философ и путешественник Мир Сайид Али Хамадани. В месте под названием Ладакх обитал редкий вид коз с очень тонким и тёплым подшёрстком — история гласит, что Хамадани сам связал из него несколько носков, которые затем подарил царю гималайской области Кашмир. Правитель был приятно удивлён долговечностью, мягкостью и тонкостью изделий, так что производство кашемира не заставило себя долго ждать.
Первая кашемировая шаль попала в Европу в конце XVIII века. Вещь привела французскую аристократию в восторг: мягкие платки стали символом роскоши — например, у первой жены Наполеона Жозефины их было якобы не меньше сотни. В XIX веке европейские промышленники сами стали пытаться производить кашемир — удалось лишь шотландцам, которые не стремились выращивать редких коз в непривычных условиях, а сразу закупали сырьё в Китае. Предприятия, поставлявшие пух из Азии, как раз начали открываться по всему миру, в том числе в Италии, США и Австралии.
Как получают кашемир
Кашемир получают из подшёрстка горных коз, которые обитают в десяти с лишним странах, включая Индию, Китай, Иран и Ирак. Если на этикетке изделия указано шотландское или итальянское производство, то, как правило, это означает, что там был сплетён материал, сырьё для которого всё равно купили в Азии. Козий пух вычёсывают вручную без вреда животным — так утверждают бренды, стремящиеся к прозрачному производству и сотрудничающие с фермерами. Светлана Тегин, основательница марки TEGIN, и Людмила Норсоян, основательница Fashion Factory School, соглашаются. «Если коз не причесать, пух будет линять, свисать клоками и мешать животному», — отмечает Норсоян.
Одним из самых ценных считается пух животных, которых разводят в Монголии: чтобы выжить в суровом климате, козы отращивают особый подшёрсток, воздушные полости в котором помогают поддерживать терморегуляцию животного. Последнее им особенно необходимо: зимой местная температура достигает минус пятидесяти, а летом — плюс сорока градусов. Диаметр кашемирового волокна составляет менее девятнадцати микрон, но несмотря на тонкость, оно прочнее, легче, мягче и теплее любой другой шерсти.
«Ключевой фактор в производстве кашемира — сугубо природный: какая выпадет зима, случится ли сильный перепад температур при смене сезонов, как будет питаться коза, какой она успеет вырастить за зиму пух. Чем меньше диаметр и длиннее волокно, тем ценнее кашемир. Мировой „урожай“ неочищенного пуха составляет примерно 250 тонн в год. Одна коза ежегодно даёт до 150–200 грамм сырья (30–40 грамм после ручной очистки). Вспоминаем таблицу умножения и подсчитываем, сколько коз должны „нагулять“ пух на наши свитеры и сколько свитеров реально возможно произвести, — объясняет Людмила Норсоян. — Есть ещё нюанс. Самое ценное волокно практически не красят. Пресловутые Loro Piana, Brunello Cucinelli и прочие люксовые бренды не просто так предлагают кашемир натуральных расцветок — нежная структура волокна грубеет от обработки химикатами и пигментами». «По данным Совета по защите природных ресурсов, чтобы произвести кашемир для одного свитера, необходимо четыре козы», — добавляет сотрудница Greenpeace и проекта «Ноль отходов» Ирина Козловских.
От чего ещё зависит цена
Светлана Тегин отмечает, что люксовые бренды зачастую используют так называемый беби-кашемир — высококачественное сырьё из шерсти молодых коз, тогда как масс-маркет — пух среднего качества, чьи ворсинки короче и толще. Беби-кашемир получают при первом вычёсывании — одна коза даёт всего 30 грамм пуха; у ворсинок такого подшёрстка заострённые концы, благодаря чему ткань получается особенно мягкой. Её использует, например, марка Loro Piana, за чей свитер придется заплатить порядка тысячи евро, а то и больше. «Если смешивать кашемир с шёлком, то изделие будет более тонким и сложным в производстве, но на качество это никак не повлияет. Если же пух смешать с идентичным по фактуре синтетическим сырьём, что делают масс-маркет-бренды, то изделие окажется в разы дешевле, однако оно никогда не будет соответствовать качеству и свойствам натурального кашемира», — говорит дизайнер.
Только за девятнадцать лет — с 1990 по 2009 год — популяция коз в Монголии выросла с пяти до двадцати миллионов. Сегодня производство материала распространилось по всей Азии и в некоторые страны Европы, однако бесспорным лидером остаётся Китай, который создаёт 70 % мирового кашемира. Издание The Business of Fashion считает, что из-за стремления брендов сделать материал доступным значительно снизилось его качество и, более того, появились подделки. Директор Корнеллского института моды и волоконных инноваций Фрэнсис Козен утверждает, что под стопроцентным кашемиром может скрываться смесь из шерсти, вискозы, акрила и, возможно, даже крысиного меха.
«Кашемир в чистом виде или его смеси с благородным шёлком и/или с лучшими сортами мериносовой шерсти могут оказаться одинаково долговечными при щадящей эксплуатации и уходе. Но важно понимать, если в составе обозначено меньше 10 % кашемира, то его наличие скорее маркетинговый ход, а не реальная необходимость», — добавляет Норсоян.
Вреден ли кашемир
для экологии — и этично ли его производство
«Из-за роста поголовья коз в Монголии вред природе очевиден — считает Ирина Козловских. — 90 % местности уже находится под угрозой превращения в пустыню в том числе из-за чрезмерного выпаса. Он усугубляет изменение климата, что ведёт к потере биоразнообразия: опустыненные территории были домом для находящихся под угрозой исчезновения снежных барсов, диких лошадей и тибетских антилоп».
Представители PETA же призывают не использовать любые натуральные материалы, в том числе и кашемир, в первую очередь из-за потенциальной угрозы здоровью животных. Как утверждают зоозащитники, производители начинают вычёсывать коз ещё зимой, чтобы как можно быстрее получить сырьё — вопреки обещаниям, что коз избавляют от пуха только весной во время естественной линьки. Из-за потери шерсти и стресса животные рискуют замёрзнуть и умереть, считает PETA.
Многие бренды оказались готовы отказаться от материалов животного происхождения — не только натурального меха, но и кашемира. Так, летом 2018 года ASOS объявил, что перестанет продавать товары с использованием перьев, пуха, мохера, шёлка, кашемира, костей, зубов и панциря. Компания пообещала, что уже к концу января 2019 года на сайте не останется изделий из этих материалов. Кроме того, марки Topshop, H&M и Marks & Spencer решили отказаться от мохера. Согласно докладу PETA, работники двенадцати ферм в Южной Африке, крупнейшем в мире производителе мохера, обращались с козами грубо, калечили их и даже убивали. Организация считает, что на любом производстве, задействующем животных, не обходится без жестокости.
Не все, однако, согласны с таким подходом. Австралийская дизайнер Эми Джонс, основавшая марку кашемировых вещей Mia Fratino, считает, что такие большие компании, как ASOS, вводят потребителей в заблуждение, выставляя кашемир неэтичным материалом. Она не отрицает, что более дешёвые изделия могут принадлежать недобросовестным производителям, которые могут жестоко обращаться с животными или использовать пряжу с примесями. Однако дорогие марки могут позволить себе следить за этапами производства и делать процесс этичным и прозрачным для покупателя. «Нас беспокоит, что отказ от кашемира стимулирует массовые закупки синтетики, что, в свою очередь, негативно влияет на окружающую среду», — добавляет Джонс. Клэр Пресс, редактор Vogue Australia, с ней согласна: «Неправильно говорить, что один тип ткани хороший, а другой — плохой. Всё зависит от того, каким было производство на каждом этапе. Обращаете ли вы внимание на благополучие животных, углеродный след, возможность переработки, использование токсичных химикатов? Нужно учитывать всё вышеперечисленное».
Какие есть альтернативы
Найти альтернативу кашемиру или просто материал, отвечающий всем этическим и экологическим нормам, невероятно трудно. «Например, производство шерсти альпака более экологично, чем кашемира. Альпака пьёт меньше воды, чем коза, и за год даёт достаточно шерсти, чтобы изготовить четыре-пять свитеров, — объясняет сотрудница Greenpeace. — Я не берусь рекомендовать синтетические ткани, потому что при каждой стирке в канализацию попадают волокна микропластика, а сточные воды пока невозможно очистить от них. Если вы хотите уменьшить свой экослед от одежды — покупайте подержанную. В год на каждого человека производят двадцать новых вещей — кажется немного, но в сумме получается сто сорок миллиардов».
Если вы не готовы полностью отказаться от новой одежды, то можно сделать ставку на изделия, производство которых полностью или частично прозрачно. Например, Patagonia, в прошлом производившая одежду из кашемира, сегодня отказалась от его использования, но предлагает вещи из кашемировых обрезков. По словам Козловских, экослед от такого материала на 80 % ниже по сравнению с традиционным. Марка Naadam отслеживает и показывает все этапы производства, а также использует только экологичные красители и фильтрацию воды. Раз в год руководство бренда приезжает в Монголию, чтобы закупить сырьё у кочевых семей, тем самым поддерживая традиционное местное производство. Как отмечают в Naadam, пастухи хорошо относятся к своим животным, добывая пух обычным способом — расчёсыванием.
Как ухаживать
Если вы купили кашемировую вещь, позаботьтесь о том, чтобы она служила как можно дольше. Дизайнеры отмечают, что при правильном уходе изделие можно носить всю жизнь и передать следующим поколениям — ключевую роль здесь играет натуральный состав. Так, бренды, работающие с кашемиром, советуют всегда стирать изделие вручную в тёплой воде не теплее тридцати градусов и использовать специальные средства или детский шампунь и ополаскиватель, стараясь не тереть и не перекручивать вещь. Сушить же стоит на полотенце горизонтально, в развёрнутом виде. Время от времени придётся причёсывать изделие специальной щёточкой для сбора катышков. Кроме того, кашемировую вещь всегда можно отнести на починку в ателье, а некоторые бренды предлагают собственную мастерскую по их восстановлению, например как немецкая марка Allude. Но базовый уход зависит, прежде всего, от обладателя вещи.
ФОТОГРАФИИ: allude-cashmere, naadam