Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СтильМного — не мало:
Что происходит
с зоной декольте

Почему пуш-ап больше не в моде

Много — не мало:
Что происходит
с зоной декольте — Стиль на Wonderzine

Текст: Ирина Дубина

В декабрьском номере британского Vogue 2016 года вышел материал под громогласным заголовком «Что случилось с декольте?». Автор, журналистка Кэтлин Бэйрд-Мюррей, задалась вопросом, почему в последнее время пуш-ап, бывший на протяжении более чем целого десятилетия чуть ли не главным женским оружием в борьбе за внимание и повышение собственной самооценки, постепенно уходит в небытие. Якобы всё больше актрис и девушек-звёзд выбирает в качестве наряда для выходов в свет целомудренные, глухие платья, да и на подиумах с приходом так называемой интеллектуальной моды и курса на «новый комфорт» полновесное декольте нельзя встретить практически никогда.

Подобные полемические статьи дают повод задуматься: а ведь и правда, наметился уход от прямолинейного эротизирования женского тела в сторону более сложных идейных и дизайнерских конструкций. Новые представления о женственности как таковой, привели к тому, что сам образ выставленной напоказ груди просто перестал восприниматься как актуальный.

 

Большая грудь как олицетворение образцовой женственности промоутировалась так отчаянно,
что в какой-то момент нам просто захотелось увидеть нечто новое

 

 

Мода на грудь менялась примерно с той же периодичностью, что и мода в целом. Да и связь одного с другим прослеживается вполне явственно. История фэшн-трендов — это всегда история отношения к женскому телу, канонизации тех или иных стандартов красоты и сексуальности, спровоцированных определёнными подвижками в обществе. Ещё один важный фактор воцарения некоего условного «идеального тела» — условная роль женщины, исполнению которой должен быть подчинён в том числе и её внешний облик. На ум приходит пример фигуры силуэта «песочные часы», служивший образцовым вплоть до 1910-х и вернувшийся в моду усилиями Диора в конце 1940-х. Он символизировал не просто идеал внешности, но в том числе транслировал идею о «женском предназначении» — быть образцовой матерью, способной зачать и выносить потомство; широкие бёдра и полная грудь служили маркером фертильности.

Модные молодые девушки 1960-х, в свою очередь, отвергали подобные архаизмы и, стремясь отстроиться от навязываемых старшим поколением догм поведения, в числе прочего чествовали новое «идеальное тело» — по-девичьи субтильное, без явных вторичных половых признаков. В 1980-е, с проникновением в высокую моду элементов травести-культуры, фетишизация женского тела снова стала одним из главных лейтмотивов, достаточно вспомнить затянутых в латекс моделей на показах Тьерри Мюглера и подчёркнутую корсетами грудь у Вивьен Вествуд и Жан-Поля Готье.

 

 

 

В 1990-е на первый план вновь вышел асексуальный женский образ, лишённый стремления к гиперболизации природных объёмов, — виной тому и ставший модным стиль в духе «героинового шика», и общее стремление дизайнеров рассматривать женское тело не как инструмент привлечения мужского внимания, но как поле для реализации собственных творческих идей — о новой роли слабого пола на фоне очередной волны феминизма, о размывании гендерных границ и прочих социально значимых вещах. Даже Том Форд в своих забитых под завязку эротизмом коллекциях для Gucci не оперировал элементами фетиша в лоб: пышногрудые модели в его показах практически не участвовали.

Если в середине 2000-х вам было лет пятнадцать или около того, наверняка вы можете припомнить пару историй из того периода, в которых фигурировали лифчик на размер больше вашей груди, вата и мальчик, которому вы очень хотели понравиться. Ну, или одноклассники, от которых больше невозможно было терпеть шутки про «минус первый». Признаться честно, представить нечто подобное в 2017 году довольно трудно — благодаря стараниям модной индустрии и прославляемым миллениалами опинион-лидерам. По крайней мере, фокус с этой части тела смещается всё заметнее — ресурс Mic.com даже провёл целое исследование о том, что ягодичные импланты стали в 2016-м новыми грудными имплантами. Как бы то ни было, факт налицо (точнее, чуть ниже): недвусмысленный акцент на груди в виде глубоких декольте и вырезов окончательно вышел из списка модных тенденций.

Отчасти это можно объяснить банальной усталостью: за последние десять лет большая грудь как олицетворение образцовой женственности и обязательный атрибут красоты промоутировалась так отчаянно, что в какой-то момент нам просто захотелось увидеть нечто новое. Радикальный сдвиг наметился ещё году в 2012-м, когда все вдруг заговорили о «новой женственности» — той, что агрессивному маркетингу предпочитает ненавязчивую контекстную рекламу.

 

 

Если Vogue говорит, что декольте вышло из моды, что можно сделать с грудью, доставшейся вам от природы? 
Едва ли от неё можно отказаться, как от прошлогоднего аксессуара. Выбор, подчёркивать грудь или нет — только ваш

 

 

Идеалы этой самой женственности исходят из нежелания нести себя миру как объект вожделения идеальной наружности. «Новая» женщина стремится заявить о себе в первую очередь как о личности и не дать кому-либо допустить мысль о том, что она одевается или ухаживает за собой «для мужчины». Объёмная грудь как главный символ всех морально устаревших идеалов красоты попала под прицел первой: точно так же в 1960-е новое поколение молодых и прогрессивных девушек устанавливало собственные стандарты. Слишком прямолинейная сексуальность перестала быть главной движущей силой фэшн-маркетинга: чтобы заполучить внимание миллениалов, ценящих небанальный подход и оригинальные шаги со стороны брендов, дизайнерам приходится искать более изощрённые методы. Вспомните двух главных опинион-мейкеров современной индустрии моды — Gucci и Vetements. Ни одна из этих марок не злоупотребляет темой секса и не выпускает на подиум моделей в нарядах с выразительным декольте или вообще хоть как-то подчёркивающих грудь. 

Наглухо застёгнутые рубашки из тонкого шёлка, сквозь которые можно заметить лишь очертания бра, водолазки из тонкого трикотажа, платья свободного кроя, не подчёркивающие силуэт, но оставляющие простор для фантазии, — создаётся ощущение, что в современной моде не осталось места для откровенных нарядов. «Вещи, которые скорее прячут, нежели выставляют напоказ фигуру, cегодня вызывают куда больше интереса», — размышляет Ванесса Фридман в своей колонке для NY Times. И предпосылок этому явлению множество: от андрогинности и тенденции на гиперразмеры до влияния ислама на мировую повестку.

 

 

 

Анализировать это можно бесконечно — сегодня мы имеем то, что имеем. Вид оголённого тела не оказывает на нас такого волнующего эффекта, какой в XIX веке мог вызвать вид обнажённой лодыжки: секс и эротизм стали частью рутины благодаря поп- и ТВ-культуре (привет шоу «Keeping Up with the Kardashians»), а потому перестали служить вау-фактором. 

Что уж говорить о декольте, к тому же подчёркнутом пуш-апом, — такой образ не вписывается в негласный кодекс «интеллектуальной моды», который лелеют как современные фэшн-деятели, так и марки уличной моды, изначально бывшие исключительно мужскими. Женщина, знающая себе цену и не нуждающаяся в легкомысленных приёмах, чтобы повысить свою привлекательность, — это модно; женщина, которая выбирает откровенно сексуальные наряды для привлечения мужского внимания, — это старомодно. Проблема только в том, что, назначая на место морально устаревших канонов новые, мы едва ли решаем проблему, снова ограничивая себя определённым набором визуальных кодов, отмеченных знаком «это хорошо». 

Всё вышеперечисленное не относится к моде, культивируемой той же поп-культурой с Ким Кардашьян во главе. Да, за последние пару лет она избавилась от платьев-бандажей Herve Leger и пуш-ап-лифчиков, но в платьях и топах с декольте звезда реалити-шоу себе не отказывает. Да и правильно делает. В конце концов, если Vogue говорит, что декольте вышло из моды, что можно сделать с грудью, доставшейся вам от природы? Едва ли от неё можно отказаться, как от прошлогоднего аксессуара. Всё дело, как водится, в подаче: с декольте или без — главное, чтобы вы чувствовали себя комфортно. И выбор, подчёркивать ли свою грудь или нет — только ваш.

Фотографии: KM20, Wikimedia Commons, Guess, Joseph, The Row

 

Рассказать друзьям
15 комментариевпожаловаться