СтильКак итальянские бренды спасают страну от кризиса
Рассказываем, как флорентийская мода отмечает 60-летие и заодно пытается поправить финансовое положение всей Италии
В течение всего 2014 года Флоренция, исторический центр итальянского Возрождения, празднует 60-летний юбилей индустрии моды, которая после войны вытянула страну из разрухи и на которую сегодня снова возлагаются большие надежды. Причина для праздника внушительная: за улыбками потомственных итальянских красавцев, привычно показывающих безупречный вкус на фотокарточках Le 21ème и Томми Тона, держится современная экономика Италии, переживающая рецессию. Что показательно для страны, решение проблемы экономического кризиса власти видят в поддержке именно локальной индустрии моды. И особенно Флоренции — мирового центра ремесленного искусства и города, который в 50-е годы прошлого века благодаря показам коллекций от-кутюр в Палаццо Питти перетянул на себя внимание модной прессы с Парижа и Милана.
Автор: Дмитрий Безуглов
Выступая на церемонии открытия 86-й выставки мужской моды Pitti Uomo, нынешний премьер-министр Италии (в прошлом мэр Флоренции, а с 1 июля — президент Евросоюза, в течение полугода определяющий развитие всей Европы) Маттео Ренци заметил: «Сегодня мы отмечаем 60-летие итальянской моды. За границей многие проявляют жгучий интерес к Италии и итальянскому стилю, важность которого до сегодняшнего дня мы были склонны недооценивать». В течение многих лет правительство и впрямь недооценивало итальянский образ жизни, сосредоточившись на развитии химической и автомобильной промышленности. Сегодня власти вернулись к мысли, что ключевые товары для экспорта сосредоточены в руках локальных ремесленников, которыми так славится Флоренция, и люксовых фэшн-брендов.
При этом Ренци обещает достаточно выборочную поддержку. Так, сокращение и банкротство неизбежно для многих компаний на модном рынке, однако те бренды, которые доказали свою стойкость и привлекательность, получат поддержку как от флорентийского Центра итальянской моды (ведомого Стефано Риччи), так и министерства экономики и финансов Италии. Что отличает успешные компании от остальных? Бережная работа с историческими архивами — бренды с многолетней историей сегодня возрождают архетипы, которые были созданы ими в середине 50-х годов и которые легко считываются сквозь поколения. При этом существует архетип, объединяющий итальянские марки, — вместо сложной философии они предлагают жизнелюбие, способность полностью отдаваться развлечению или делу. Надо сказать, эта идея сегодня смотрится честно и привлекательно даже на фоне усталости от моды и потребления вещей, о которых сейчас принято много говорить. Итальянцы от красивых вещей не устанут никогда.
Итальянская мода даже отчаянным трудоголикам предоставляет возможность влюбиться в жизнь, свой внешний вид и мир вокруг
Высокая итальянская мода 50–60-х годов XX века, показы которой устраивали в старейшем флорентийском Палаццо Питти (служившем в свое время резиденцией Медичи, династии Лотарингских герцогов и, наконец, итальянской королевской фамилии), подарила жителям Европы шанс впервые отнестись к своему облику с легкостью. Эмилио Пуччи, построивший одноименную империю, говорил, что после выпуска коллекции он «сначала славно отдохнет, и лишь потом будет говорить о будущих работах». И в этих словах заключается суть итальянского отношения к жизни, их философии на экспорт. Итальянская мода даже отчаянным трудоголикам предоставляет возможность влюбиться в жизнь, свой внешний вид и мир вокруг. Ведь местные дизайнеры с самого начала транслировали китч, комфорт и свободное отношение к жизни. Спустя 60 лет итальянская мода олицетворяет мировую роскошь, сексуальность и задает простую систему координат. Кроме того, предлагает неизменно высокое качество тканей, фурнитуры (пуговиц, молний, застежек) и поддерживает традиции производства.
На открытии флорентийской выставки Ренци говорил: «Кризис еще не закончился. И не надо его скрывать». С ним нельзя не согласиться. Кризис можно и нужно выводить напоказ, как и главных флорентийских дизайнеров, чьи дома, история и внушительные архивы определяют возрождение интереса к итальянской моде и чей вклад в общее дело был отмечен специальным проектом Firenze Hometown of Fashion. Рассказываем про главные итальянские дома и их инициативы: проекты, выставки и званые ужины, призванные вернуть новизну тому самому, поистершемуся с годами «итальянскому стилю».
Salvatore Ferragamo
Обувь Феррагамо носили голливудские знаменитости еще в 20-х годах XX века (вспомните хотя бы Грету Гарбо) и носят до сих пор, отдавая предпочтение обуви, на которой почти сто лет стоит отметка «Handmade in Italy». Плодовитость гения Феррагамо позволила команде музея Salvatore Ferragamo из сезона в сезон открывать выставки, не рискуя повторяться с выбором экспонатов. Наследие обувного мастера в этот раз во Флоренции презентуется в сочетании с работами великих художников — от Огюста Родена до Брюса Наумана и Марины Абрамович. Выставка называется «Равновесие» и представляет подробное исследование отношений между человеком, городом и обувью, которая позволяет по нему ходить с комфортом — его-то и добивался Сальваторе в дизайне. «Модерн изменил многое, повлияв на взаимодействие человека с городским пространством, изменив отношения к путешествиям, но европейцы все равно продолжили ходить пешком», — сообщает британский писатель Уилл Сэлф и один из приглашенных экспертов проекта. Собрав впечатляющую коллекцию произведений искусства (темой которых значится пластика человеческого тела) и зеркальную ей коллекцию дизайна Феррагамо, куратор выставки Стефания Риччи создала важный проект, открытый для обхода пешком вплоть до 12 апреля 2015 года.
Emilio Pucci
Чтобы привлечь внимание к наследию маркиза Эмилио Пуччи, дом Emilio Pucci при поддержке центра моды создал объект «Monumental Pucci», по масштабности не уступающий драпировкам Кристо. Средневековый баптистерий Сан-Джованни затянули полотном, повторяющим принт оригинального платка Пуччи «Battistero», — к ужасу культурологов и радости туристов. Объект подтверждает шутку о том, что Emilio Pucci можно увидеть за версту.
Маркиз Эмилио Пуччи, выпустивший в 1947 году свою первую коллекцию горнолыжных костюмов, стал известен как мастер принтов. В своем стремлении добраться до сути цветов принцип работы Пуччи можно сравнить с работами мастеров эпохи Возрождения: «Представьте себе цветы, которые вы надрезаете и ставите в вазу. Оттенки, сменяющиеся с течением времени, практически невозможно передать при помощи искусственных красителей. Для меня важной становится задача сохранить естественную палитру, используя ее в разработке современных моделей», — писал Пуччи. Главным его зарубежным клиентом была Мэрилин Монро, влияние которой и по сей день чуть ли не заметнее, чем история итальянского стиля. Синьор Пуччи также разрабатывал эмблему для экипажа космического корабля «Аполлон-15» и был автором первой ультралегкой круизной коллекции, посвященной любимому им Капри, — платья весили 700 грамм и без проблем умещались в походном чехле.
«Monumental Pucci» — дань уважения его работе и тактический шаг флорентийского Центра итальянской моды, призванный привлечь внимание к истории и судьбе дома. Шаг мощный, хотя фотографий с хэштегом #monumentalpucci могло быть и больше.
Gucci
Дом с самой запутанной историей, который начинался как компания по производству багажных сумок. Известный благодаря своей удачной бизнес-модели, Gucci принадлежит Флоренции и обеспечивает внушительное количество рабочих мест для локальных ремесленников. Вместе с 60-летием Pitti Immagine модный дом празднует свое номинальное 110-летие. Cтоит отметить, что, в отличие от Пуччи, компания проехалась по гораздо более жестоким экономическим горкам, которые несмотря ни на что вывели Gucci на уровень одного из самых узнаваемых и традиционных итальянских брендов. Сегодня марка под руководством креативного директора Фриды Джаннини по-прежнему олицетворяет роскошь. Gucci из сезона в сезон требует все большего числа новых покупателей и работников.
В рамках программы Firenze Hometown of Fashion музей Гуччи устраивает световое шоу, а в нем самом проходит выставка «Femminilità Radicale», посвященная радикальному феминистическому искусству конца 60–70-х — времени, следы которого достаточно сложно разглядеть в коллекциях дома. Тем не менее скульптуры Алины Шапошниковой представляют концепт «хрупкого тела», о котором не понаслышке знают ремесленники, работающие на дом, и которые можно увидеть на выставке.
Ermanno Scervino
Дом Ermanno Scervino среди флорентийских один из самых молодых — он был основан в 2000 году и дебютировал с женской коллекцией на Миланской неделе моды в 2003-м. За короткий срок Эрманно создал империю с прибылью в 100 миллионов евро в год и несколькими линиями одежды: женской, мужской, детской, белья и купальников. Главными рынками для них сегодня кроме Европы являются восточные страны: Россия, Украина, Азербайджан, Япония и Корея. Основатель дома Эрманно Даэлли — редкий флорентийский дизайнер, продолжающий управлять своей разрастающейся империей, не покидая города. Вещи Ermanno Scervino с удовольствием носят и Азия Ардженто, и Ким Кардашьян. В силу того, что Эрманно продолжает работать, к его дому не надо привлекать дополнительный интерес, обращаясь к традициям или истории. Достаточно уже того, что в рамках юбилейного Pitti Uomo дизайнер устроил роскошный прием в форте Бельведер, который незадолго до того помог снять своему другу Канье Уэсту для свадьбы музыканта. Инстаграм Сьюзи Менкес подтверждает: Канье на приеме был, уважение дизайнеру выразил и тем самым подтвердил актуальность бренда, несмотря на свою молодость, все равно выстроенного вокруг патриотичного девиза «Made in Italy».
Кредо итальянской моды — ручной, тяжелый, но вознаграждающийся труд; цель — удовольствие клиента, пробуждение вкуса к жизни. Четко расписанные роли мужчин и женщин, для которых трудились Эмилио Пуччи, Роберто Капуччи, Валентино Гаравани и многие другие, а также определение личного стиля как семейного достояния, накопленного несколькими поколениями, заключают в себе секрет непреходящей свежести и естественности образов итальянских мужчин, девушек, дедушек и матрон. В их даже самых пестрых и многосложных нарядах нет чрезмерного педантизма. Об этом следует помнить, рассматривая фотографии итальянского стритстайла. Конечно, пока живость домов мод приходится подчеркивать, обращаясь к музейным экспонатам, и это значит, что кризис пока еще не преодолен. Но его хотя бы не прячут.
Фотографии: Pitti Immagine Uomo