СтильНовые японские дизайнеры:
Кто будет следующими
CDG и Yohji Yamamoto
Kolor, Sacai и Toga как главная надежда японской моды на международном рынке
Японская мода всегда считалась авангардной, да и представление о ней ограничивалось парой-тройкой марок. Относительно новые дизайнеры из Японии до недавних пор имели статус марок для узкого круга разбирающихся в теме. Теперь же они — Kolor, Sacai и Toga — добрались не то что до главных концепт-сторов, а до российских универмагов. Wonderzine разбирается в том, как изменилась японская модная школа и почему ее представители интересуют всех сейчас.
лиза кологреева
У многих японская мода ассоциируется только с именами Йодзи Ямамото и Рей Кавакубо. Но уже к 1980-м в стране насчитывалось три поколения дизайнеров. Большинство из них сейчас интересны только в контексте истории моды — как Кеншо Абэ или Ханаэ Мори. Однако некоторые сформировали новую волну японских дизайнеров, которые дебютировали в Париже в начале 1980-х и настолько впечатлили индустрию, что навсегда остались во Франции. Рядом с чинными коллекциями домов Chanel и Yves Saint Laurent деконструкция и реконструкция в одежде Кавакубо и Ямамото — заводил новой волны — смотрелись довольно свежо. С тех пор Comme Des Garçons и Yohji Yamamoto стали международными компаниями с оборотами впечатляющих размеров — и попросту классиками авангардизма, ну а более традиционный японский стиль представляли Иссей Мияки и Кензо Такада.
На этом японская модная школа не заканчивается. Сейчас мировой рынок завоевывают как минимум три локальных дизайнера: запоминайте Юничи Абэ из Kolor, Читосе Абэ из Sacai и Ясуко Фурута из Toga. Всех их нельзя назвать новичками: они начали карьеру в конце 1990-х или начале 2000-х. Почему сейчас о троице говорят как о главной надежде японской индустрии моды? Ответ довольно простой: все три марки наследуют авангардистам — то есть используют детали придуманной ими эстетики, но делают это в духе нашего времени. Что это значит: если Sacai и Toga показывают асимметричные вещи с нарочито объемными элементами, нашивками из неопрена или витиеватыми деталями с кроем по косой, то они пригодны для повседневности. Найдется десяток человек, готовых надеть пальто с паролоновыми вставками авторства Рей Кавакубо на прогулку или работу. С аналогичными вещами Абэ и Фурута — наоборот: их с радостью закупают и Colette, и «Цветной» — они сочетают в себе обращение к традициям и технологиям, да и получаются более коммерческими.
Ясуко Фурута
дизайнер Toga
Я училась в Esmod, но была не очень прилежной студенткой: пропускала много занятий. В ту пору я могла делать все, что мне хотелось. Сейчас я понимаю, что это самая дорогая вещь для работника индустрии моды. Жаль, что в молодости я была злой, раздражающейся и бунтующей и не понимала, какое богатство у меня было. Начиная карьеру дизайнера, я делала всего несколько вещей каждый сезон, затем проводила небольшую презентацию этой одежды. Мне начали предлагать какую-то помощь — и я открыла свою марку. Вообще-то это произошло еще и потому, что один журнал выделил мне пять полос и предложил сфотографировать абсолютно любую одежду, которую я захочу. Я не заморачиваюсь по поводу вдохновения. Беру какие-то вещи из жизни — то, что я вижу, читаю или нюхаю, и превращаю это в свои коллекции. Ткани выбираю просто: беру только те, которые мне нравятся.
Пожалуй, большинство талантливых дизайнеров Японии прошли один и тот же путь. Для начала окончили Bunka — частную школу дизайна, выпустившую Мияки с Такада и печатавшую журнал So-en, который открывал имена вторую половину XX века. Затем — устроились закройщиками в Comme Des Garçons или к правой руке Рей Кавакубо, Дзюнии Ватанабэ. Так складывалась карьера двух героев статьи, Kolor и Sacai. Ясуко Фурута окончила парижскую школу Esmod и начинала с работы художника по костюмам, а затем работала стилистом (как Рей Кавакубо в свое время). И Kolor, и Toga, и Sacai стало тесно в рамках японской сцены после самого их основания — и они начали устраивать показы в Европе, как 30 лет назад сделали CDG и YY. Toga и Sacai — участники Недели моды в Париже, а Kolor представляла коллекции и в рамках выставки одежды Pitti Uomo. Поэтому неудивительно, что всех дизайнеров то хвалит Анна Винтур, то носит на руках сам Карл Лагерфельд.
Нельзя оставить без внимания другое значимое течение в японском модном дизайне. Автор Dazed & Confused Дэвид Хелквист делит марки страны на две большие категории. Первая — старая школа авангардистов, которым и наследуют Sacai и Toga. Ко второй ближе Юничи Абэ из Kolor: она состоит из десятка марок, которые делают упор на технологичность и функциональность. Сюда относятся пионеры этого направления — visvim Хироки Накамуры, а также более молодые бренды, например Engineered Garments, Nanamica и White Mountaineering. Если говорить в двух словах, то все эти марки близки московскому мужскому магазину Fott. Они шьют одежду из тканей последней разработки, делают одежду практичной, насколько это возможно: считайте, над каждым швом и кармашком работали чуть ли не математики. Другая их черта — широкое использование технических решений спортивной формы. Именно такие марки завоевывают внимание байеров по всему миру: они, как и адепты скандинавского минимализма, ближе и понятней обычному покупателю, нежели подиумная коллекция Givenchy.
Япония часто страдает от тех или иных природных катаклизмов, поэтому местная индустрия моды оказывается в уязвимом положении: Tokyo Fashion Week могут запросто отменить, как было пару лет назад, и тогда байеры и пресса останутся ни с чем — как и дизайнеры. Поэтому лучший выход для японского дизайнера — стать частью мировой индустрии моды: например, устраивать показы в Европе или даже перенести процесс производства западнее. Так и делают Kolor, Sacai и Toga. При этом они больше не про авангардизм чистой воды: чтобы удержаться на международном рынке, нужно конкурировать не только между собой, но и с Dior, LV и Prada. Видимо, у ребят это получается как нельзя лучше: за первый сезон показов в Париже Sacai получила 15 новых аккаунтов в разных странах мира, а теперь их у марки целых 60. Toga продается даже в России. А Kolor покоряет все интернет-магазины: например, от марки без ума строгие визионеры LN-CC. Пожалуй, именно так и будет развиваться японская мода: авангардизму будет место только на подиумах CDG и Junya Watanabe (у которых есть по 10 коммерческих линий), а в магазинах будут продавать более пригодные для носки вещи, создаваемые все новыми поколениями японцев — ориентированных на традиции, но предлагающих понятный для западных покупателей дизайн и современные технологии.