ЖизньСсылка дня: Как женщины стали главными героинями антивоенного сопротивления
«Я изо всех сил пытаюсь быть полезной»
В РУБРИКЕ «ССЫЛКА ДНЯ» мы рекомендуем материалы других изданий на темы, заслуживающие внимания.
Журналистке Юлии Старостиной недавно исполнилось 30, и она решила заморозить яйцеклетки — чтобы, по её словам, «остановить время». Юлия признаётся, что у неё больше «нет амбиций быть счастливой»: «Я этим жертвую для другого. Того, что для меня оказалось важнее». Раз в месяц она ездит в так называемые пункты временного размещения в одном из российских регионов — привозит гуманитарную помощь живущим там беженцам из Украины.
«Россия будет страной женщин», «Медуза»
Мы уже рассказывали о том, как российские женщины стали одной из главных сил сопротивления «частичной» мобилизации. В свою очередь специальная корреспондентка «Медузы» (названа иноагентом. — Прим. ред.) Кристина Сафонова выпустила материал о том, как военные действия в Украине изменили жизнь россиянок. В статье приводится статистика, согласно которой женщины составляют примерно две трети от числа фигурантов антивоенных дел, а также чаще становятся волонтёрками и оказывают гуманитарную помощь нуждающимся.
«Помогать украинцам, которых Россия лишила дома; мужчинам, которые не хотят убивать и умирать; правозащитникам, которых власти объявили врагами; своим соседям, которые отказываются замечать войну, — после 24 февраля для многих российских женщин всё это оказалось куда важнее, чем карьера и частная жизнь», — пишет «Медуза».
Сафонова рассказывает истории трёх женщин, которые не смогли жить как прежде после начала военных действий. Так, 24 февраля журналистка Юлия Старостина почувствовала «смерть жизни, которая была до этого». Сначала она ходила на антивоенные протесты и пикеты, но затем нашла более подходящий для себя способ сопротивления. «Эта минута [с плакатом в руках], за которую ты горишь… — говорит она. — Эффект от одиночного крика бессмысленный. Меня это до сих пор сильно мучает. Я выбрала другой способ — чтобы смотреть на себя в зеркало и понимать, что моя жизнь имеет смысл». Теперь Старостина помогает вывезенным украинцам в России, а также собирает гуманитарную помощь.
«Всегда, мне кажется, тяжелее переживать за близкого, чем за себя, когда угрожает опасность. Очень хотелось поддержать всех девушек в первую очередь — и помочь всем мужчинам либо уехать, либо остаться, но так, чтобы в случае экстренной ситуации уже был план, что делать», — рассказывает другая героиня материала, Марина: после начала мобилизации её муж экстренно уехал в Казахстан, а сама она организовала чат взаимопомощи. «За многие годы это первая вещь, которую я могу сделать, чтобы помешать большой системе работать».
Третьей героиней материала стала Анжелика, которая днём работает менеджеркой, а ночью — редакторкой «Женской правды», газеты «Феминистского антивоенного сопротивления». «Агитирую людей вступать в антивоенное сопротивление, грубо говоря, — поясняет Анжелика. — Мы хотим, чтобы они были более открыты к полезной информации, которую им дают. Чтобы меньше людей пошло на войну, чтобы они знали, что могут отказаться, если их на работе заставляют делать провоенные вещи… У войны, безусловно, есть общественная поддержка. Чтобы она была меньше, люди должны знать свои права».
«Я изо всех сил пытаюсь быть полезной, чтобы как-то оправдать своё существование. Человек, живущий в стране, которая ведёт войну, но несогласный с ней, подвергается двойному осуждению. Внешнему [со стороны жителей других стран] и внутреннему, потому что государство его тоже осуждает», — заявляет Юлия Старостина. Также она хочет, чтобы российское общество действительно стало другим: «Чтобы в нём было больше тепла, принятия, человеколюбия. Чтобы незнакомые люди старались и помогали друг другу, просто потому что это непреложная часть жизни. Потому что это правильно и хорошо».
Обложка: Rachel Claire / Pexels