Жизнь«Мне страшно, что я обычный»: Почему нас раздражают чужие особенности
И при чём здесь конформизм
Мы с детства привыкли слышать, что все люди особенные и что не нужно стесняться собственной уникальности. Часто встречаются и призывы не бояться быть собой и быть внимательнее к себе — в идеальном мире люди не опасаются высказывать собственное мнение и не стремятся соответствовать чьим-либо стандартам ни внешне, ни внутренне.
Александра Савина
При этом мы неизбежно сталкиваемся и с другой точкой зрения — когда чьи-то особенности или взгляд на вещи становятся поводом не для интереса, а для раздражения. Касается это не только масштабной ненависти к «другим», которая удобряет почву для ксенофобии и разных видов дискриминации. Нелюбовь к тем, кто как-то отличается от других, проявляется и в более «бытовом» контексте, в том, что как будто кажется мелким. Например, человек, красящий волосы в яркие цвета или активнее других выступающий на рабочих совещаниях, может услышать, что он просто пытается «привлечь к себе внимание». «Хорошим тоном» в таких случаях становится умалчивать о том, что отличает вас от других, — как в школе, где многие подростки стремятся ни в чём не отличаться от одноклассников. Самые разные особенности оказываются для других людей своего рода триггером.
Мы устроены так, что нередко предпочитаем хорошо знакомое новому и неизвестному — это проявляется даже в музыкальных вкусах. В отношениях эта тенденция тоже прослеживается — люди с близкими нам взглядами кажутся нам более симпатичными и приятными. Известное исследование 1961 года американского психолога Донна Бирна, например, показало, как сходства влияют на нашу симпатию к другим людям. В рамках эксперимента Бирн предложил участникам заполнить опросник о том, как они относятся к разным темам. Во второй части исследования он предложил участникам оценить других людей на основе того, как они отвечали на те же самые вопросы. Бирн менял «градус» сходства и пришёл к выводу, что чем более похожего на себя во взглядах персонажа оценивал участник исследования, тем больше тот ему нравился.
Доктор Клэр Харт, профессор психологии в Университете Саутгемптона, отмечает, что один из важных факторов привлекательности — то, насколько человек нам знаком или кажется таким. «Думаю, это связано с ходом эволюции. Нас привлекают те, кто кажутся нам знакомыми, — это подразумевает предсказуемость и безопасность», — считает она. Логично, что в обратную сторону это тоже может сработать: то, что кажется нам неблизким, нравится меньше.
Чем более похожего на себя во взглядах персонажа оценивал участник исследования, тем больше тот ему нравился
То, что уже в большей группе людей чужие особенности становятся поводом для пристального внимания, происходит неслучайно. Отчасти это можно объяснить тем, как устроена наша психика — и, как следствие, тем, как формируется общество. Системная семейная терапия отмечает, что все существующие системы (например, семья или любое другое сообщество, большое или маленькое), как и индивидуальная психика, подчиняются двум законам: закону развития и закону гомеостаза. Первый, как легко догадаться, подразумевает перестройку системы и её изменение. Второй действует противоположным образом: любая система стремится остаться неизменной и сохранить текущую структуру — а значит, и нынешнее положение дел. Обе эти силы вступают в противодействие: пока одна часть системы меняется, другая будет пытаться остановить происходящее. В этом можно увидеть сопротивление конструктивным изменениям, но это только часть процесса. За счёт закона развития и закона гомеостаза система также стремится сохранить баланс — оставить ценные наработки из прошлого, не переставая двигаться вперёд.
Исследования показывают, насколько важным бывает чувство сопричастности и следования единым правилам в группе. Классические работы на тему — серия экспериментов американского психолога Соломона Аша, результаты которых были опубликованы в пятидесятых. Аш изучал силу конформизма в группах.
В эксперименте участвовали студенты: в рамках исследования им давали две карточки, на одной была нарисована чёрная линия, на другой — три линии разной длины, подписанные «A», «B» и «C». Студентам нужно было публично отвечать перед остальными, какая из линий на второй карточке соответствует по длине линии на первой карточке. Нюанс эксперимента заключался в том, что все, кроме одного студента, в аудитории были подставными и должны были отвечать на некоторые вопросы заведомо неправильно. Аш хотел изучить, будут ли настоящие участники исследования менять ответы под давлением других или останутся уверены в собственных знаниях и восприятии.
Эксперименты показали, что только четверть реальных участников всегда давала правильные ответы, несмотря на то что они противоречили тому, что говорили остальные члены группы. Треть реальных участников давала те же неверные ответы, что и подставные участники исследования, по крайней мере на половину вопросов. Сорок процентов неверно отвечали на поставленные вопросы время от времени.
Опросив участников, Аш нашёл разные причины неверных ответов: некоторые считали, что правы другие, часть из них верили, что ошиблись и неправильно всё поняли, поэтому дали неверный ответ; некоторые знали, что правы, но дали ответ, который дали и другие, чтобы не выделяться на их фоне.
Исследователи считают, что у конформизма и стремления к тому, чтобы всё вокруг следовало давно заведённым порядкам, есть свои плюсы. Например, согласно исследованию, это отчасти помогло внедрить запреты на курение в общественных местах в нескольких калифорнийских городах. На людей повлиял не только сам запрет, но и ощущение, что большинство не поддерживает курение в общественных местах — многие отказывались от этого из-за опасения, что их будут осуждать другие.
При этом, конечно, конформизм не исключительно положительное явление. Стремление вписываться в устоявшиеся нормы заставляет нас быть строже — и к себе, и к окружающим. Психолог Майкл Джервейс считает, что страх, что о нас подумают другие, и стремление соответствовать их ожиданиям связаны с особенностями нашего мозга, идущими из древних времён. «Из-за желания получить одобрение других наши предки становились осторожнее и аккуратнее. Тысячи лет назад, если ответственность из-за провалившейся охоты лежала на тебе, твоё место в племени оказывалось под угрозой. Желание вписаться в окружающую среду и парализующий страх, что мы можем кому-то не понравиться, подрывают нашу способность двигаться в сторону будущего, которое мы для себя видим», — говорит он.
Если многие из нас опасаются, что о нас подумают окружающие, логично, что мы начинаем смотреть через схожую призму на других людей. И даже если мы не предъявляем им те же требования, то по крайней мере отмечаем, в чём они действуют не так, как мы, — и можем испытывать из-за этого сложные эмоции. Нас может раздражать, что человек «выпендривается» и «требует к себе внимания» — особенно если сами мы не поступаем так же.
Раздражение может возникнуть, если человек разрешает себе что-то, чего не разрешаем себе мы, но в чём мы очень нуждаемся
«Людей может пугать необходимость исследовать свою идентичность и отстраиваться от других — вдруг не получится или получится плохо, — говорит о причинах этого процесса Анна Крымская, клинический психолог, семейный психотерапевт, соосновательница и генеральный директор онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk. — А когда многие вокруг начинают очень активно выстраивать свою персональную необычную идентичность, то это может восприниматься и как немой укор всем остальным за то, что они якобы неинтересные и ничем не выдающиеся».
При этом Анна Крымская отмечает, что люди редко ощущают этот страх именно так: чтобы сформулировать мысль «Мне страшно, что я не особенный», нужно проделать большую работу над собой. Эти мысли нередко связаны с представлением о том, что любят «за что-то», а не просто так — человек может считать, что должен быть особенным, интересным, умным, иначе его не примет окружение.
По мнению эксперта, раздражение, которое возникает у нас из-за других людей, редко связано именно с ними — как правило, речь о том, что что-то, связанное с этим человеком, попадает в нашу болевую точку. Например, раздражение может возникнуть, если человек разрешает себе что-то, чего не разрешаем себе мы, но в чём мы очень нуждаемся. Или если мы что-то не принимаем в себе, а другие не стесняются этой особенности — так, например, нередко люди, не вписывающиеся в конвенциональные представления о внешности и фигуре, вызывают раздражение у тех, кто жёстко контролирует свой вес и сидит на диетах.
«Но мне не хотелось бы поворачивать эту дискуссию в сторону того, что те, кто злятся и раздражаются на необычные идентичности, плохие люди, — добавляет Крымская. — Речь скорее о том, что это нормально, когда нас триггерят какие-то вещи в других людях, они что-то в нас высвечивают. Здорово, если мы сможем перенаправить это раздражение на самоисследование, а не нападать на других».
Фотографии: cosma — stock.adobe.com (1, 2)