Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Личный опыт«Я не неполноценная»:
У меня год не было месячных

«Я не неполноценная»:
У меня год не было месячных — Личный опыт на Wonderzine

Соня Борисова о том, как аменорея привела к бодипозитиву

ольга лукинская

Мы часто говорим о неудобствах, связанных с менструациями: это вечный поиск идеального средства гигиены, боязнь испачкать одежду, плохое самочувствие, боль в животе, а ещё сложность с обсуждением самой темы, до сих пор сильно табуированной. Отсутствие месячных тоже тема непростая: оно может указывать на разные заболевания, и о нём не менее трудно говорить — ведь в обществе, где предназначением женщины считается рождение ребёнка, легко приобрести статус «неполноценной» из-за нарушений цикла. Соня Борисова, столкнувшаяся с длительной аменореей, рассказала, как проходило лечение и как это состояние заставило её изменить отношения с собственным телом и с окружающим миром.

 

Сейчас мне двадцать один, а история началась почти три года назад: у меня прекратились месячные. Сначала я не обратила на это особого внимания и не стала бить тревогу, решила просто подождать. Была осень, начался новый семестр в институте, одновременно я подрабатывала няней — в общем, было не до врачей.

В тот момент у меня были очень сложные отношения с собственным телом. Я была до боли недовольна внешностью и истязала себя: периоды голодания сменялись срывами, когда я могла съесть невероятное количество еды. После этого я переживала, плакала, а иногда била себя по рукам и ногам и кричала, как ненавижу своё тело. Особенно толстыми и некрасивыми мне казались бёдра. 

Когда месячные пропали, я подумала, что это какой-то временный «глюк» организма и месяца два ждала. Потом обратилась в бесплатную поликлинику, где меня особо не обследовали — только исключили беременность — и рекомендовали пропить курс гормональных таблеток, всего десять дней. Это не помогло, и я снова пошла к врачу. В таком режиме я провела всю зиму и весну: поход в поликлинику, таблетки, анализы с хорошими результатами, рекомендации подождать ещё, поход к другому врачу и так далее.

 

 

Сначала я возненавидела своё тело
ещё больше: злилась, что оно не только «некрасивое», но и нездоровое
и «неполноценное»

 

 

В конце концов сестра, узнав, что в лечении нет никаких подвижек, настояла на обращении к частному врачу и вообще донесла до меня очень важную мысль: это не шутка, на которую можно закрыть глаза, а реальная проблема. Молодая девушка, у которой полгода по неизвестной причине нет менструаций, — это как минимум странно и, возможно, опасно. Я испугалась, начала ездить к частным врачам и проходить ещё больше обследований — но ничего не помогало.  

Самое ужасное, что к моему отрицательному восприятию себя добавился ещё один фактор: возможно, я бесплодна и у меня нет «важной женской функции» — возможности родить ребёнка. Сначала я возненавидела своё тело ещё больше: злилась, что оно не только «некрасивое», но и нездоровое и «неполноценное». Но постепенно эта ситуация наполнила меня таким боевым духом и уверенностью в себе, каких я никогда раньше не испытывала. Я задумалась и переосмыслила общественные «предписания» на темы того, как женщина должна выглядеть, как она должна себя вести и каково всё-таки её «предназначение».

Почему я изнуряю себя физически и морально? Почему это делает такое большое количество женщин вокруг? Как наличие ребёнка и мужа может определять, состоялась женщина в этой жизни или нет? Я понимала, что, возможно, именно сейчас определяются перспективы и цели моей жизни, и если моё тело бесплодно, это не должно быть концом света. Я располагаю огромным количеством других возможностей, могу посвятить свою жизнь путешествиям, творчеству, работе, саморазвитию. В конце концов, я могу сделать доброе дело, взяв приёмного ребёнка.

 

 

В общем, моя идея была простой: я не неполноценная, я такая, как есть, с моими внешностью и здоровьем. Я люблю себя и хочу наслаждаться жизнью. Все эти мысли захлестнули меня c головой — я погрузилась в изучение феминизма и бодипозитива и, наконец, пришла в равновесие. Конечно, я продолжила лечение, но уже без паники и деструктивных мыслей в стиле «что я буду делать на этой земле, если не смогу родить?» Я продолжила лечение просто для того, чтобы быть здоровой и избежать неприятных последствий.

Мне объяснили, что если не лечить дисфункцию яичников, то изменения могут стать необратимыми, а ещё повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза, сахарного диабета. Мама и сёстры очень меня поддерживали: и в моём новом восприятии себя, и финансово — лечение в частных клиниках стоит немало. Ситуация сильно ударила по отцу — он очень переживал за моё вероятное бесплодие и не раз высказывался на этот счёт. Я не в обиде — всё-таки то, как он это воспринимает, предопределили культура и общество. 

В конечном итоге я нашла хорошего врача и бесконечно ей благодарна. После всех обследований было решено, что аменорея вызвана стрессом — никаких других проблем в организме не нашлось. Доктор составила план лечения, и сначала мне нужно было насытить организм необходимыми витаминами, а уже потом я начала пить гормональные препараты. Спустя два года лечение сработало, и у меня, наконец, начались месячные. Пока терапия не закончилась, мне регулярно делают УЗИ, и до окончательного восстановления ещё далеко.

 

 

Когда я рассказала папе, что иду на поправку, он первым делом заявил, что тогда надо поскорее рожать, раз уж здоровье позволяет, а «институт и работа подождут»

 

 

Забавный факт, лишний раз подтверждающий, в каком мире мы живём: когда я рассказала папе, что иду на поправку, он первым делом заявил, что тогда надо поскорее рожать, раз уж здоровье позволяет, а «институт и работа подождут». Мой отец хороший человек, и я его люблю — но такие случаи иллюстрируют, как сильно наше общество пронизано архаичными представлениями. 

Этот опыт сильно повлиял на моё творчество. Сейчас я рисую бодипозитивные иллюстрации и в своём аккаунте в инстаграме стараюсь рассказывать и показывать, что любое тело заслуживает уважения и не надо ориентироваться на выдуманные стандарты красоты и корить себя за «не такую» внешность. Уверена, что к аменорее меня привела ненависть к своему телу, попытки худеть и отсутствие душевого покоя. Без навязанных стандартов красоты девушки испытывали бы меньше стресса и лили меньше слёз. Если бы не было негативного отношения к женщинам, которые не могут или не хотят иметь детей, они бы перестали испытывать колоссальное давление. Я устала считать, что что-то должна всем и каждому. Я буду наслаждаться жизнью независимо от того, будут ли у меня дети и есть ли растяжки на попе.

 

Рассказать друзьям
55 комментариевпожаловаться