Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноДиета из супа
и сигарет: Актёры
резко худеют или поправляются ради роли — что тут не так

И почему мы продолжаем этим восхищаться

Диета из супа 
и сигарет: Актёры 
резко худеют или поправляются ради роли — что тут не так — Кино на Wonderzine

На экраны вышел фильм Тодда Филлипса «Джокер» — новая история самого известного антагониста вселенной DC, уже успевшая получить «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Для роли, которая, по мнению многих, может принести ему номинацию на «Оскар», Хоакин Феникс преобразился и внешне — он сбросил двадцать три с половиной килограмма. Идея радикально изменить вес принадлежит режиссёру ленты — тот говорил, что хотел, чтобы герой выглядел «голодным и нездоровым, как истощённый волк». «Он делает всё возможное. Он молодец, я очень его люблю», — говорил Филлипс о Фениксе.

александра савина

Сам Феникс считает, что сильное и резкое похудение повлияло не только на его внешний вид, но и на психологическое состояние. По его словам, то, что произошло с ним, напоминало расстройство: он начинал переживать из-за сотни граммов веса. «Особенно интересным было то, что я ждал и предвидел, что с потерей веса придут недовольство, голод, уязвимость и слабость. Но я совсем не ожидал, что появится такое физическое ощущение подвижности. Я чувствовал, что могу двигаться так, как не умел раньше. И я думаю, что поддался этому движению, оно стало важной частью моего персонажа», — рассказывал актёр в интервью.

Для роли в «Цельнометаллической оболочке» Кубрика Винсент Д’Онофрио поправился больше чем на тридцать килограммов и побрился налысо. По его словам, этот опыт сильно изменил его жизнь — на него перестали обращать внимание женщины, а окружающие «повторяли всё по два раза, потому что думали, что я глупый». В процессе съёмок Д’Онофрио, весивший порядка ста двадцати семи килограммов, повредил колено — ему потребовалось хирургическое вмешательство. «Однако спустя год мистер Д’Онофрио вернулся к обычному весу, отрастил волосы, его колено зажило, теперь он бегает по шесть миль в день. Но самым приятным стали восхищённые отзывы на его дебютное появление на экране в роли Леонарда», — писали The New York Times в 1987 году.

Голливуд вообще поощряет революционные трансформации — Роберт Де Ниро получил «Оскар» за роль в «Бешеном быке», ради которой он набрал почти тридцать килограммов. А исполнители главных ролей в «Далласском клубе покупателей» Мэттью Макконахи и Джаред Лето, наоборот, сильно потеряли в весе: первый похудел на двадцать один килограмм, второй — на тринадцать-восемнадцать килограммов, и оба получили «Оскар». 

После «Власти» в интервью The Times Кристиан Бэйл обещал остановиться:
«Я не могу так продолжать. Правда не могу. Я вижу, что смертен»

Мила Кунис ради «Чёрного лебедя» похудела почти на десять килограммов и к концу съёмок весила сорок три. «Мне нужно было выглядеть и держаться как балерине, — говорила она. — От меня остались одни кости. Это выглядело отвратительно, но на фотографиях и в кадре — прекрасно. На то, чтобы похудеть, у меня ушло пять месяцев, зато обратно я всё набрала за пять дней». Её партнёрша по фильму Натали Портман (которая в качестве подготовки к съёмкам питалась практически исключительно морковью и миндалём и тренировалась по восемь часов в день) получила «Оскар». Кунис серьёзных наград не досталось, но она всё равно считает, что работа стоила усилий: «У меня остались шрамы. У всех случаются травмы. Но такие возможности выпадают редко. Ты чувствуешь себя ребёнком, если начнёшь устраивать бучу».

Есть актёры, которые повторяют этот опыт снова и снова. Самый известный пример — Кристиан Бэйл худел или набирал вес для ролей множество раз. Например, для «Машиниста» он сбросил двадцать восемь с половиной килограммов. По словам актёра, работавшего над фильмом вместе с Бэйлом, сценарий был рассчитан на человека меньшего роста, так что в тексте был прописан меньший вес — сценарист написал свой собственный. Бэйл же не захотел менять сценарий и предпочёл похудеть до обозначенной цифры.

Спустя полгода актёр должен был сниматься в «Бэтмене: Начало», для которого набрал сорок пять килограммов и накачал мышцы. После фильма «Афера по-американски», где он вновь поправился на девятнадцать килограммов и, по словам режиссёра Дэвида О’Рассела получил межпозвоночную грыжу, актёр решил, что больше не хочет радикально менять вес. Но уже спустя несколько лет вновь сделал это — для «Власти» Адама Маккея, где играл бывшего вице-президента США Дика Чейни. Впрочем, после «Власти» в интервью The Times он обещал остановиться: «Я не могу так продолжать. Правда не могу. Я вижу, что смертен».

Радикальные методы

Преображений Кристиан Бэйл нередко достигает неоднозначными способами. Если для «Американского психопата» или «Бэтмена» он усиленно тренировался, сокращал употребление сахара и налегал на белковую пищу, то перед «Машинистом», по его собственным словам, использовал «великолепный метод похудения из сигарет и виски», а для «Аферы по-американски» ел пончики, чизбургеры и другой фастфуд. При этом он утверждает, что в жизни не обращался к нутрициологу.

Бэйл не единственный, кто прибегает к спорным способам похудеть. Джейк Джилленхол, например, для роли в «Стрингере» сбросил больше тринадцати килограммов, практически голодая: временами не ел вовсе, иногда питался кусочками мяса, крекерами и салатом с кейлом. «Я старался потреблять как можно меньше калорий. Я знал, что если я голоден, всё идёт правильно», — говорил он в интервью.

Причина таких резких мер может быть и в сжатых сроках. Джаред Лето, например, рассказывал, что поздно присоединился к актёрскому составу «Далласского клуба покупателей» и около месяца радикально худел и практически ничего не ел. Крис Хемсворт для съёмок «В сердце моря», где он изображал истощённого моряка, похудел почти на пятнадцать килограммов за четыре недели. По его рассказам, на определённом этапе его дневной рацион состоял из варёного яйца, пары крекеров и стебля сельдерея, и он никому не советует это повторять.

Логично, что при сжатых сроках многие рискуют своим здоровьем — безопасным темпом считается похудение всего на полкилограмма-килограмм в неделю, но у актёров в запасе может оказаться меньше времени. И хотя знаменитости находятся под присмотром специалистов, испытывать эффект стремительного похудения им приходится на себе. Врачи рекомендуют стремительные методы похудения в редких случаях и только под присмотром профессионалов, а также предупреждают, что оно связано с серьёзными рисками — например, желчекаменной болезнью и подагрой. Исследования не позволяют утверждать, что резкие колебания веса увеличивают риск смертности, но сбрасывать их в целом нельзя. Например, есть данные, что колебания веса могут влиять на давление, пульс и другие показатели работы сердца. Есть данные, что они увеличивают риск инфаркта и инсульта.

Кроме того, сам процесс работы над ролью может затянуться. К юбилею «Лица со шрамом» Мишель Пфайффер рассказала, что для съёмок ей нужно было изобразить наркотическую зависимость своей героини. Она не помнит точных цифр, но вспоминает, что к финалу ей нужно было держать минимальный вес. Съёмки затянулись и вместо трёх-четырёх месяцев продлились полгода, так что к концу она чувствовала себя окончательно измождённой — по её словам, она «жила на томатном супе и „Мальборо“». Всё это очень далеко от рекомендаций сбалансированного питания, построенных в первую очередь на том, чтобы питаться разнообразно. К тому же киноиндустрия и здесь знает невесёлые примеры. Эштон Кутчер в качестве подготовки к байопику Стива Джобса, подобно своему герою, перешёл на фрукторианскую диету и в огромных количествах пил морковный сок. Закончилось всё приступом панкреатита.

И Джилленхол, и Лето вспоминают, что чувство голода помогало им достичь особого психологического состояния. «Физиологические изменения были видны, но мне кажется, ещё более удивительные вещи происходили на уровне химических и психологических процессов. Для меня это стало настоящим испытанием», — говорил Джилленхол. Лето согласен с таким подходом: «Исторически люди поступали так, когда искали себя или пытались достичь медитативного состояния — надеюсь, меня ждёт именно это, а не что-то ещё», — говорил он в 2012 году. Наука, правда, относится к голоданию гораздо более скептически. Помимо очевидных последствий вроде раздражительности, чувства голода, усталости и возможного дефицита витаминов и минералов, при некоторых заболеваниях вроде сахарного диабета и сердечной недостаточности оно может и вовсе привести к летальному исходу.

Многих актёров процесс резкого похудения может привести не только к тяжёлому эмоциональному состоянию, но и ко вполне реальному расстройству. Гвинет Пэлтроу, набравшая порядка девяти килограммов для фильма «Я ухожу — не плачь» 2010 года, рассказывала, что самым сложным для неё было перестать тренироваться. Она сократила число тренировок с шести до трёх в неделю и всё равно тяжело переживала процесс: «Сначала я паниковала, тренировалась понемногу, а потом врала: „Нет, я не тренировалась“. Я бежала на дорожке и думала, что надо перестать». Всё это может только звучать безобидно: навязчивое стремление к здоровому питанию, обсессия по поводу тех или иных компонентов еды или тренировок может быть ещё и признаком орторексии — расстройства пищевого поведения.

Ещё сложнее бывает, когда за резкое похудение для роли берётся человек с уже диагностированным расстройством — неизвестно, к каким последствиям может привести «страдание ради искусства». У актрисы Лили Коллинз в прошлом было расстройство пищевого поведения, и она открыто рассказывала о борьбе с ним. В 2017 году она сыграла главную роль в драме «To the Bone» об анорексии и сказала, что участвовать в проекте было непросто: был риск, что похудение вернёт её к расстройству. «Ты делаешь это ради роли, но это что-то очень близкое тебе лично. Между тем, чтобы вернуться к этому поведению, и тем, чтобы сохранить себя, тонкая грань. Но я понимала, зачем я это делаю — ради высшей цели, — и я стала старше. То, что когда-то запустило моё расстройство, больше ко мне неприменимо», — говорила она в интервью Elle.

Коллинз худела с помощью нутрициолога, постоянно находилась под присмотром специалистов, а ещё ей не ставили чётких рамок финальной формы. Набирать вес обратно, по словам актрисы, было сложнее — в том числе и потому, что она хотела сделать это, питаясь сбалансированно.

Без костюма

Не менее сложными бывают и ситуации, когда актёры не худеют, а, наоборот, набирают вес. Часто актёры поступают так, когда по сюжету у их персонажа должно быть атлетическое телосложение или определённая мышечная масса — так было, например, с Хилари Суэнк для «Малышки на миллион», Эммой Стоун для «Битвы полов» и Брэдли Купером в «Американском снайпере», где актёры изображали спортсменок и военного. Чаще всего это подразумевает интенсивные тренировки и соответствующее питание. Например, Эмма Стоун тренировалась три-пять раз в неделю, а Хилари Суэнк — по пять часов в день. Суэнк увеличивала протеин в рационе — она признавалась, что из-за того, что она вегетарианка, ей приходилось есть по шестьдесят белков в день и, чтобы было не так противно, она их выпивала в жидком виде. Брэдли Куперу требовалось набрать больше восемнадцати килограммов за десять недель — ежедневно он тренировался по два раза и потреблял больше пяти тысяч калорий.

Когда сюжет подразумевает не мускулистого, а полного персонажа, актёры могут действовать по-другому. Существует, например, возможность и вовсе не менять вес, а изменить пропорции актёра при помощи специального костюма. Правда, в последнее время они вызывают всё больше вопросов — в том числе и потому, что нередко используются для высмеивания, как в случае с Моникой из «Друзей». Кроме того, костюм подразумевает, что на экране не появляется реальный полный актёр — а значит, нет и реального разнообразия.

Чтобы набрать вес, но выглядеть при этом как «обычный» человек, многие также прибегают к не самым полезным практикам. Например, для «Информатора» Стивена Содерберга Мэтт Дэймон набрал тринадцать с лишним килограммов. «Набрать вес было очень, очень легко, — рассказывал он. — Это было очень весело, наверное, мне никогда так не было весело во время работы. Мне не нужно было ходить после съёмок в спортзал, и я просто ел всё подряд». Конечно, это мало похоже на рекомендации по увеличению веса — в первую очередь потому, что это рекомендуют делать постепенно и под присмотром специалиста, который может исключить проблемы со здоровьем. Диета из высококалорийной пищи с огромным количеством добавленного сахара, вроде фастфуда и сладостей, классно звучит только в теории — в реальности она может привести к повышению уровня холестерина.

Когда Гарленд было восемнадцать, основатель MGM настаивал, чтобы
она питалась супом и чёрным кофе, курила по восемьдесят сигарет в день и принимала таблетки для подавления аппетита

Кроме того, процесс может быть изматывающим. Рене Зеллвегер, дважды набиравшая вес для съёмок в «Дневнике Бриджит Джонс», говорила, что однажды заполучила паническую атаку, когда говорила со специалистами о том, чем может грозить организму такое сильное увеличение массы тела за короткий срок. «Это звучит как мечта. Но проходит два дня блаженства, и ты больше не можешь, — признавалась она. — Ты можешь исполнить все свои фантазии о еде — не переставая есть шоколад, заказать пиццу, спагетти и чесночный хлеб. Но спустя неделю у тебя подскакивает уровень сахара в крови. Ты не можешь найти себе места. Это очень неприятные ощущения — никто не хочет об этом слышать, но так и есть».

Похожие ощущения описывает и Шарлиз Терон. Актриса набирала вес ради ролей дважды: почти четырнадцать килограммов для «Монстра» и почти двадцать два — для «Талли». «Первые три недели всегда классные — ты как ребёнок в кондитерской. Мне нравилось завтракать в In-N-Out и запивать всё двумя молочными коктейлями. Но после трёх недель становится невесело, — рассказывала она в прошлом году. — Внезапно ты больше не можешь столько есть, и тогда это становится работой. Помню, я ставила будильник посреди ночи, только чтобы удерживать вес. Вставала в два ночи и доставала тарелку холодных макарон с сыром. Просыпалась и просто ела… Буквально заталкивала себе в горло. Такой вес сложно поддерживать».

Похудеть для роли самой себя

Разговор о женщинах, худеющих или, наоборот, набирающих вес для ролей, невозможно отделить от обсуждения сексизма в индустрии и обществе в целом. Голливуд известен жёсткими стандартами внешности для актрис. Например, Джуди Гарленд студия заставляла худеть с четырнадцати лет: у неё могли просто убрать из-под носа тарелку еды, а работники студии обсуждали между собой, сколько и в каком количестве съела актриса. Когда ей было восемнадцать, один из основателей MGM Луис Барт Майер настаивал, чтобы она питалась только куриным супом и чёрным кофе, курила по восемьдесят сигарет в день и принимала таблетки для подавления аппетита каждые четыре часа. Неудивительно, что это привело к расстройству пищевого поведения и впоследствии к наркотической зависимости. Гарленд даже пыталась покончить с собой.

Жёсткие стандарты действуют и сегодня. Эмма Томпсон в 2017 году призналась, что чуть не бросила съёмки «Возвращения в Брайдсхед», потому что её партнёршу по съёмкам заставляли похудеть. Продюсеров остановила только угроза Томпсон оставить проект. Звезда «Игры престолов» Софи Тёрнер рассказывала, что её часто заставляли худеть, даже когда вес персонажа не имел никакого значения для сюжета и произведения в целом. Дженнифер Лоуренс говорит, что часто сталкивалась с фэтшеймингом. Однажды женщина-продюсер заставила её сфотографироваться практически голой в компании пяти гораздо более стройных женщин — и использовать эти фото для «вдохновения».

Доходит и до абсурдного. В девяностых комедиантка Маргарет Чо снималась в ситкоме «All-American Girl», который должен был быть основан на её стендап-выступлениях. Продюсеры попросили её похудеть и «выглядеть более азиатски»; в итоге сериал оказался неуспешным и продержался всего один сезон. Кэрри Фишер в 2015 году рассказала, что её принуждали сбрасывать вес для съёмок продолжения «Звёздных войн», так же как и при запуске франшизы несколько десятилетий назад: «Они не хотели нанимать меня целиком — только три четверти!»

Всё это при том, что полным актрисам редко удаётся пробиться на главные роли, а многие из них, как, например, Мелисса Маккарти и Ребел Уилсон, оказываются загнанными в амплуа «весёлой толстушки». Неудивительно, что актрисы, изображающие на экране женщин полнее себя, нередко чувствуют себя неоднозначно. Шарлиз Терон, играющая в «Талли» мать двоих детей, беременную третьим, говорит, что изменения тела (её вес стал больше на двадцать два килограмма) были нужны ей, чтобы лучше понять героиню. Уже после выхода фильма в прокат она говорила, как странно чувствует себя, когда её хвалят за изменения: «Сложно, когда говорят: „Ого, это очень смело!“ Матери делают это всё время, и мы не хвалим их за храбрость. Мы говорим: „Почему ты всё ещё не похудела обратно?“»

Рене Зеллвегер, известная в том числе и по роли Бриджит Джонс, в третьей части фильма не стала прибавлять в весе. Режиссёр Шэрон Магуайр уговорила её не делать этого: «Шэрон надеялась показать, что Бриджит достигла веса своей мечты, но это не означает, что её жизнь стала идеальной», — объясняла актриса. Огромная часть сюжета «Дневника» строится вокруг того, что Бриджит хочет похудеть или переживает из-за веса. Но ещё с выхода первой части Зеллвегер говорила, что не считает свою героиню полной: «У неё другой тип фигуры по сравнению с моим, но он отражает образ жизни, который мы ведём. Её радует шардоне и конфеты Milk Tray — почему бы и нет? — говорила актриса в 2001 году. — Что такое „нормальный“ размер? Кейт Мосс в нормальном для неё весе — гены задают, что она будет выглядеть именно так. Для пышной Бриджит, которая не ходит в спортзал, это точно нормально. Это не делает её менее привлекательной и менее красивой, чем те, кто весит на десять килограммов меньше».

Всё это смещает акцент с роли и женщины, которая её играет, на вес актрисы — и всё больше подпитывает индустрию, заворожённую внешностью. Похудевшая Ниа Вардалос, звезда «Моей большой греческой свадьбы», писала об этом в колонке: «Это просто вес. Ушли восемнадцать килограммов, и вау, больше меня практически ни о чём не спрашивают. В прошлом году я снялась в фильме, написала и срежиссировала ещё один, усыновила трёхлетнего ребёнка. Но о чём меня спрашивают? Как я похудела».

Искусство требует жертв

Вопрос, этичны ли телесные трансформации, конечно, выходит далеко за рамки гендерной дискриминации. Стремление радикально меняться ради роли поддерживают и киноиндустрия, и зрители. Сильно похудевший или поправившийся актёр повышает интерес к фильму и его кассовые сборы, а саму внешнюю трансформацию часто воспринимают как гарантию признания — многие считают её благородным страданием во имя искусства, признаком высшей актёрской состоятельности и отсутствия художественных границ.

Культ жертвенности и героизма на съёмочной площадке (который режиссёры нередко выдают за профессионализм), выглядит сегодня довольно сомнительно. К тому же «добровольные» телесные трансформации актёров чаще напоминают самоповреждения. Но для многих исполнителей подобные изменения остаются возможностью выйти за рамки привычного амплуа — так было, например, с перезапустившим карьеру Мэттью Макконахи. О похожих идеях рассказывал и Крис Хемсворт — для «Мстителей: Финал» он не набирал вес, а носил специальный костюм, но говорит, что был рад наконец сменить образ. «Я чувствовал себя немного загнанным. Мне казалось, что те, кто пишут сценарии, загоняют меня в однотипные роли, что создатели фильма застряли на определённом представлении о персонаже — но неужели он больше ни на что не годится? Я думал, что он может дать куда больше», — признавался актёр в интервью.

Ситуации, когда огромные физические усилия и преодоление не приносят актёру ожидаемой славы, оказываются особенно драматичными. Тот же Джаред Лето для фильма «Глава 27» прибавил тридцать килограммов, но у критиков кино вызвало неоднозначную реакцию. Роль Лето довольно быстро забылась — сегодня о ней говорят разве что в контексте самых радикальных актёрских преображений.

ФОТОГРАФИИ: Каро Премьер, Cinema Prestige, Filmax Entertainment, Universal Studios, Studio Canal, Miramax Film Corp, Парадиз, Stanley Kubrick Productions,Warner Bros.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться