Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

РазвлеченияЧто пугает женщин:
10 хорроров, созданных кинематографистками

Что пугает женщин: 
10 хорроров, созданных кинематографистками — Развлечения на Wonderzine

К Хэллоуину и не только

Долгое время существовало предубеждение, что хоррор — это непривлекательный для женщин жанр. Даже в 2018 году один из главных его представителей продюсер Джейсон Блум на вопрос, почему его компания Blumhouse не работает с кинематографистками, заявил, что «женщин-режиссёров в принципе мало, и ещё меньше тех, кто склонен снимать ужасы». Его сразу же поправили пользователи соцсетей, а издания опубликовали множество гидов и списков хорроров, снятых женщинами.

«[Это предубеждение] основано на десятилетиях неверного научного, критического и индустриального мышления о жанре», — говорится в книге «Women Make Horror: Filmmaking, Feminism, Genre». Исследовательницы, написавшие книгу, утверждают, что женщины как раз очень любят хоррор за то, что жанр даёт «неограниченные возможности изучения и деконструкции социальных и культурных конструктов гендера, женственности, сексуальности и тела». И правда, кажется, что большинство современных фильмов ужасов и триллеров, созданных женщинами, чаще всего работают именно с этими темами. Конечно, женщины снимали ужасы с момента появления жанра (одной из первых была сама Алис Ги-Блаше) и создавали культовые франшизы, как, например, Мэри Ламберт, снявшая «Кладбище домашних животных». Но, пожалуй, «женский» хоррор переживает новый подъём именно последние несколько лет.

Критики при этом отмечают, что женщины выходят за пределы жанра и показывают «ужас», избегая ожидаемых конвенций хоррора. В 2016 году, после выхода ряда выдающихся фильмов, журнал The Rolling Stone писал, что женщины оживили «жанр, открыв его для историй, которые выбивают аудиторию из колеи новыми, необычными и неожиданными способами». В этом году Time отметил, что последние фильмы ужасов и триллеры, созданные женщинами, посвящены внутренним тревогам, а в целом «женский» хоррор показывает, что «то, что больше всего пугает женщин, уже находится внутри них».

В подборке к нынешнему Хэллоуину, который явно стоит провести дома за просмотром фильмов, мы собрали хорроры и триллеры кинематографисток со всего мира — культовые и современные, серьёзные и сатирические, независимые и высокобюджетные.

ТЕКСТ: Аня Третьякова

Оборотень

Ginger Snaps, 2000

Режиссёр: Джон Фоусет

Сценарий: Карен Уолтон

Культовый хоррор «Оборотень», в оригинале — «Ginger snaps», которому в этом году исполняется двадцать лет, снят по сценарию Карен Уолтон. Фильм рассказывает о сёстрах-бунтарках Джинджер и Бриджет, которые любят фильмы ужасов и часто говорят о смерти. Во время ночной прогулки, в день, когда у Джинджер начинаются первые месячные, на неё нападает чудовище, однако её раны очень быстро заживают и девушка начинает стремительно меняться.

Фильм, название которого точнее переводится как «Джинджер срывается», использовал метафору оборотня, чтобы рассказать о взрослении молодой девушки. Однако, сценаристка Карен Уолтон, по её словам, осознанно стремилась избегать сопутствующих этому клише: «аппетит» её героини связан не с сексуальным удовлетворением — ею движет ярость. «Я просто хотела написать персонажей истории о подростковом возрасте, которые имели бы хоть какое-то сходство с реальностью, по крайней мере, такой, какую пережила я. Когда мне было пятнадцать лет, это было чудовищно, абсурдно и приводило меня в ярость», — сказала Карен Уолтон в интервью на юбилей культового фильма.

Кроме этого в сценарии фильма она исследовала отношения сестёр — как меняется старшая из них, а младшая чувствует себя брошенной. Так, младшей Бриджет предстояло остановить сестру, превратившуюся в монстра, и тем самым побороть свою зависимость от неё.

Сырое

Raw, 2016

Режиссёр: Джулия Дюкорно

Сценарий: Джулия Дюкорно

«Сырое» — это кровавый и графичный хоррор, написанный и снятый француженкой Джулией Дюкорно. Он рассказывает о робкой вегетарианке Жюстин, которая впервые пробует сырое мясо во время инициации в ветеринарной школе и начинает чувствовать тягу к человеческой плоти. В этом фильме каннибализм стал метафорой осознания главной героиней своей сексуальности. При этом Дюкорно, выросшая в семье врачей, решила показать желание Жюстин именно с точки зрения её тела. «Изображение сексуальности, когда речь заходит о молодых девушках на наших экранах, — сказала Дюкорно The Guardian, — часто сводится к тому, что у них в голове, например: „Он тот самый парень? Он мне позвонит? Я что, шлюха?“ Но сексуальность — это вопрос тела… Я хотела изобразить женскую сексуальность как поглощённую собой с одной целью — достичь оргазма».

Критики отмечают влияние на Дюкорно фильма Клэр Дени «Что ни день, то неприятности» 2001 года, который исследует сексуальность через метафору каннибализма и который тоже обязательно стоит пересмотреть.

Приглашение

The Invitation , 2015

Режиссёр: Карин Кусама

Сценарий: Фил Хэй, Мэтт Манфреди

Сюжет «Приглашения» Карин Кусамы строится вокруг одного вечера — ужина друзей, которые не виделись несколько лет. Главный герой фильма внезапно получает приглашение от своей бывшей жены, вместе с которой он когда-то пережил травматическое событие, и её нового партнёра. Пара ведёт себя необычно, и герой начинает подозревать, что они неспроста собрали друзей в этот вечер, который всё больше напоминает ему ритуал. Напряжение в фильме строится на диалогах и неопределённости в мотивах хозяев дома. По словам режиссёра Карин Кусамы, она призывала зрителей задаться вопросом, в каком направлении могут двигаться персонажи, — ведь в этом и состоит «ужас».

В центре фильма — исследование переживания травмы и чувства вины. Главный герой до сих пор остро чувствует потерю и удивляется тому, насколько сильно его бывшая жена переменилась и иначе воспринимает произошедшее. Карин Кусама отметила, что ей было интересно показать именно «персонажа-мужчину, который борется с этим чувством изоляции, а также осознаёт, что за ним наблюдают и оценивают». Она также сказала: «Я понимаю механику горя в своей собственной жизни, и мне было интересно создать фильм-катастрофу о последствиях того, как человек не справляется со своим горем».

После «Приглашения» Карин Кусама сняла короткометражку для хоррор-антологии «XX», все фильмы которой были созданы женщинами. Однако её дебютом в жанре хоррора (хоть и сатирического) стала работа со сценаристкой Диабло Коди над фильмом «Тело Дженнифер». Фильм, который провалился в прокате из-за неверного маркетинга, но в последние годы заработал культовый статус, мы советовали пересмотреть здесь.

Ведьма любви

The Love Witch, 2016

Режиссёр: Анна Биллер

Сценарий: Анна Биллер

Фильм «Ведьма любви», написанный и снятый Анной Биллер, чаще всего хвалят за визуальную составляющую: яркий оммаж кинематографу 70-х выглядит так, будто и вправду был снят в то время. Биллер не только написала сценарий и сняла фильм, но и сшила все костюмы, оформила декорации и даже написала книгу заклинаний. По её словам, ей важно было доставить своим зрительницам визуальное удовольствие, но в то же время «создать женское сознание на экране». «Ведьма любви» исследует то, как красота женщины может придавать ей силу или, наоборот, делать жертвой объективации. «„Ведьма любви“ — об объективации. Это история о том, как жизнь женщины была разрушена объективацией», — сказала Биллер в интервью публикации Lenny Letter. Главная героиня фильма использует магию, чтобы воплотить свою фантазию о том, чтобы ей поклонялись как богине. «Но когда это происходит на самом деле, это не то же самое, что её любовь к себе, — поясняет Биллер. — В таком поклонении нет человеческого уважения. Там нет настоящей любви. Объективация исключает любовь, верно?» Как в своей рецензии написало издание о кино IndieWire, «Ведьма любви» — это история «об истинной цене патриархата», снятая через призму «игриво жестокого женского взгляда».

Девушка возвращается одна ночью домой

A girl walks home alone at night, 2014

Режиссёр: Ана Лили Амирпур

Сценарий: Ана Лили Амирпур

Ана Лили Амирпур описывает свой фильм «Девушка возвращается одна ночью домой» как «иранский вампирский вестерн». Он рассказывает об антигероине-вампирке, которая в чадре катается на скейтборде по вымышленному иранскому городу Bad City и чистит его улицы от негодяев. Критики описали фильм как феминистский взгляд на идею вампиризма, где безымянная женщина преследует и убивает плохих мужчин и помогает секс-работницам. В итоге она находит связь с таким же отчаянным и одиноким человеком, как и она. Как отметила Шила О’Малли для сайта Роджера Эберта: «Образ женщины-вампирки, катающейся на скейтборде по улице, с вуалью, развевающейся позади, создаёт впечатление большей поэзии и правды, чем мог бы произвести какой-либо откровенный монолог о подавлении женщин».

Преместь

Prevenge, 2016

Режиссёр: Элис Лоу

Сценарий: Элис Лоу

«Преместь» — это сатирический хоррор, который написала и сняла британка Элис Лоу. Она же исполнила в нём главную роль — и всё это будучи на седьмом месяце беременности. По сюжету фильма Рут — вдова и на позднем сроке своей беременности. Ей начинает казаться, что она слышит указания своей нерождённой дочери, и, подчиняясь им, начинает убивать всех, кто был виноват в смерти её партнёра. Название фильма как раз складывается из двух его ключевых составляющих: pregnancy + revenge (беременность и месть). Как отметили в The Guardian, «Преместь» — это «убийственный антидот фильмам вроде „Чего ждать, когда ждёшь ребёнка“». Комедийный слэшер исследует тему горя и трансформации, и при этом ему удаётся одновременно быть и меланхоличным, и «маниакальным», и, конечно, очень смешным.

Лоу боялась, что материнство навсегда изменит её карьеру, но неожиданно ей предложили сделать малобюджетный фильм, и она решила изобразить в нём свои переживания. «Внезапно ты становишься матерью, люди думают о тебе по-другому, и ты больше не можешь контролировать свою работу. Из-за всего этого я чувствовала себя довольно мрачно и просто показала это в фильме», — рассказывала кинематографистка.

Соловей

Nightingale, 2018

Режиссёр: Дженнифер Кент

Сценарий: Дженнифер Кент

«Соловей» — это второй полнометражный фильм Дженнифер Кент, которая прославилась хоррором о материнстве «Бабадук». Действие фильма, за который Кент получила главный приз жюри Каннского фестиваля 2018 года, происходит во время Чёрной войны в Тасмании, когда британские колонизаторы истребляли коренное население острова. «Соловей» рассказывает об осуждённой молодой ирландке Клэр, которая служит жестокому офицеру-колонисту, который её насилует, а потом убивает её родных. Женщина решает мстить и нанимает в помощь местного проводника Билли, чтобы найти отбывшего в другой город офицера.

Фильм Дженнифер Кент, возможно, не хоррор в привычном понимании жанра, но исследует тему насилия и жестокости и бесчеловечности колонизации. Он графично и беспощадно показывает это насилие.

Главные герои «Соловья», ирландка и тасманиец, оба пострадали от колониальной системы, однако в первую очередь это всё же история Клэр. Как считает писательница Ларисса Берендт, коренная австралийка, Кент не совсем успешно удалось соотнести угнетение коренного населения Австралии с эксплуатацией других групп людей в колониальной системе, в этом случае — женщин, ирландцев и заключённых. Но она заключила, что «в конце концов нет никакого способа избежать собственного соучастия, когда вы являетесь частью колониальной системы, — независимо от того, насколько вы сами бессильны. Это ещё один жестокий аспект колонизации — и Кент правильно сделала, что исследовала его».

Хелтер-скелтер

Herutâ sukerutâ, 2012

Режиссёр: Мика Нинагава

Сценарий: Кёко Окадзаки, Ариса Канэко

«Хелтер-скелтер» Мики Нинагавы — это экранизация одноимённой манги Кёко Окадзаки, которая рассказывает о супермодели Ририко. Она звезда, которую контролируют менеджеры, — фильм во многом комментирует индустрию и культуру идолов. Красота модели — это результат множества пластических операций, и в какой-то момент начинают проявляться их необратимые последствия. Более того, Ририко узнаёт о новой восходящей звезде. Всё это начинает доводить модель до безумия. «Я стремилась сохранить женскую перспективу оригинала [манги Кёко Окадзаки], полностью выразить те чувства, которые присущи только женщинам, которые не обязательно логичны и иногда трудно объяснимы», — рассказала Нинагава в интервью Британскому институту кино.

Мика Нинагава пришла в кино из фэшн-фотографии, поэтому её фильм может похвастаться не только яркой визуальной составляющей, но и доподлинным знанием закулисья модной индустрии Японии. По словам Нинагавы, модели и актрисы, посмотревшие «Хелтер-скелтер», восприняли его скорее как документальный. Главную роль в фильме сыграла Эрика Савадзири, которая неоднократно критично высказывалась об индустрии и заработала репутацию «скандальной актрисы», поэтому её кастинг на роль Ририко стал ещё одним комментарием о мире моды и идолов.

Приди ко мне

The Other lamb, 2019

Режиссёр: Малгожата Шумовска

Сценарий: К.С. Маккаллен

«Приди ко мне» — это вышедший недавно англоязычный дебют польской кинематографистки Малгожаты Шумовской. Он рассказывает о девушке Сэле, родившейся в культе, состоящем из женщин и управляемом мужчиной, «Пастырем». Она вскоре должна перейти в разряд жён «Пастыря», но начинает сомневаться в его учении.

Психологический хоррор Шумовской раскрывает темы взросления, осознания своей сексуальности и противостояния насилию. В её фильме главными становятся последовательницы культа, а не его харизматичный лидер. По словам Шумовской, её мало интересовала предыстория культа — ей хотелось исследовать, как женщины осознают ситуацию абьюза, в которой находятся, и ищут выход. Она описала «Приди ко мне» как «фильм для нового времени и тёмный крик против патриархата».

Культурный шок

Culture shock, 2019

Режиссёр: Джиджи Сол Герреро

Сценарий: Эфрен Эрнандес, Джеймс Бенсон, Джиджи Сол Герреро

Фильм «Культурный шок» мексиканки Джиджи Сол Герреро вышел в рамках антологии «Навстречу тьме», спродюсированной Blumhouse, и рассказывает о беременной женщине Марисоль, которая нелегально пересекает границу между Мексикой и США в надежде осуществить «американскую мечту». Однако на границе на неё и других мигрантов нападают. После этого Марисоль просыпается в яркой и необычной реальности США, где всё кажется идеальным, но вскоре она понимает, что всё совсем не то, чем кажется. Журнал IndieWire назвал фильм «смесью „Степфордских жён“ и „Прочь“». «Культурный шок» — это комментарий Герреро об ужасах политики и иммиграции, где каждый персонаж странной реальности, в которую попадает героиня, символизирует проблемы от fake news до разделения семей на границе США и Мексики.

«Культурный шок» стал полнометражным дебютом Джиджи Сол Герреро. До этого она сняла 18 короткометражек-слэшеров — фанаты прозвали её «Куклой Ужаса» (La Muñeca Del Terror). Вскоре можно будет увидеть множество новых проектов Герреро. После «Культурного шока» Blumhouse подписал с ней контракт, в рамках которого она будет работать над фильмами ужасов и сериалами для продюсерской компании, — Джейсон Блум учёл свои ошибки и теперь всё чаще сотрудничает с кинематографистками.

Фотографии: Motion International, Canal+, Netflix, Anna Biller Productions, Say Ahh Productions, Western Edge Pictures, Causeway Films, Asmik Ace Entertainment, Capella Film, Hulu

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться