Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

РазвлеченияПересматриваем «Тело Дженнифер»: Как хороший фильм стал жертвой плохого маркетинга

Пересматриваем «Тело Дженнифер»: Как хороший фильм стал жертвой плохого маркетинга — Развлечения на Wonderzine

А потом всё-таки стал культовым

Картину «Тело Дженнифер» выпустили в 2009 году, но именно сейчас её не только пересматривают, но и много обсуждают. И это неслучайно — сатирический феминистский хоррор с элементами комедии, запоминающимися героями и остроумными диалогами в своё время провалился в прокате, но спустя некоторое время стал культовым. Продвижение фильма не только обрекло картину на провал, но и негативно сказалось на карьерах его создательниц. Рассказываем историю этой ленты и других жертв плохого маркетинга.

анна третьякова

Сексуализация вместо феминизма

«Тело Дженнифер» сложно поместить в рамки одного жанра. Это сатирический ужастик с элементами комедии, зомби-хоррора, главная героиня (и злодейка, но с этим можно поспорить) которого — популярная школьница-чирлидерша Дженнифер. Сюжет фильма завязывается, когда она отправляется с подругой на концерт начинающей рок-группы и музыканты выбирают её, чтобы принести в жертву дьяволу ради мировой славы. Но обряд идёт не так, и в девушку вселяется демон, голод которого она может утолить, только убивая парней-одноклассников. При этом главными в фильме оказываются отношения Дженнифер и её лучшей подруги, тихони с говорящим прозвищем Ниди (Needy). Она всегда идёт на поводу у манипулятивной Дженнифер, почти боготворит её, и в итоге именно Ниди предстоит остановить превратившуюся в монстра девушку.

«Я хотела написать о том, что правда пугает меня. Чего я боюсь? Зомби? Возможно. Призраки? Пожалуй. Девочки-подростки? Вот это страшно!» — рассказывала сценаристка Диабло Коди в одном из интервью после выхода фильма. Как фанатка жанра, Коди всегда мечтала написать свой фильм ужасов. И после внезапного успеха «Джуно», за сценарий к которому она получила «Оскар», Коди дали полную творческую свободу (которой она, по её словам, с тех пор не получала) на следующем проекте. Она решила воплотить в жизнь свою идею хоррора о школьницах.

В режиссёрское кресло Коди позвала Карин Кусаму, известную по работе над сериалом «Секс в другом городе». По своему тону сценарий напомнил Кусаме фильм «Смертельное влечение» («Heathers»). Её привлекла идея хоррора, написанного с женской перспективы и посвящённого дружбе девушек-подростков. «С самого начала я чувствовала, что это фильм ужасов о токсичной дружбе между девушками. И глобально речь идёт о том, как союзы между девушками искажаются и извращаются патриархатом», — объясняла Кусама. Креативная пара Диабло Коди и Карин Кусамы начала работать над фильмом.

Роль Дженнифер, стереотипной, на первый взгляд, популярной и конвенционально привлекательной девушки сразу предназначалась Меган Фокс. Переговоры с другими актрисами вели, только чтобы был запасной вариант, если она откажется. Эта роль должна была стать для Фокс решающей в карьере, ведь история Дженнифер во многом оказалась аллегорией на биографию самой актрисы. Окружающие воспринимают героиню исключительно через призму её красоты (а она её осознаёт и использует отчасти от безысходности), хотя это не единственное свойство её личности. Именно Дженнифер в фильме произносит самые запоминающиеся феминистские реплики.


Эта роль должна была стать для Фокс решающей в карьере — история Дженнифер во многом оказалась аллегорией на биографию самой актрисы

Так или иначе, студия Fox Atomic решила построить промокампанию к фильму именно на стереотипном видении Фокс и её привлекательности — в этот момент как раз вышли «Трансформеры» с Фокс в одной из главных ролей, картина, благодаря которой за Меган незаслуженно закрепилась репутация красотки, но плохой актрисы. Целевой аудиторией феминистского хоррора выбрали молодых мужчин, а не девушек, для которых и о которых он был снят. Фильм обзавёлся слоганом «У неё есть вкус на плохих парней», постером с сексуализированной Фокс и трейлером, который был посвящён всё той же внешности актрисы, а не мотивации её героини. Само название «Тело Дженнифер» как будто получило совсем другой смысл.

«Режиссёр „Тела Дженнифер“ Карин Кусама и сценаристка Диабло Коди поняли, что их фильм в беде, задолго до того, как он попал в кинотеатры в сентябре 2009 года», писал BuzzFeed News в 2018 году в статье, посвящённой борьбе Коди и Кусамы с отделом маркетинга кинокомпании. Женщины не раз интересовались, почему маркетологи решили продвигать фильм именно так, — один из ответных имейлов, который Коди любит цитировать в интервью, гласил: «Дженнифер сексуальная, она может украсть твоего парня».

Карин Кусама рассказала изданию, что среди промоидей была даже акция с Меган Фокс на сайте с любительским порно — и режиссёру стоило большого труда убедить маркетологов не делать этого. Коди вспоминала показы фокус-группам, которые состояли только из молодых мужчин. Её фильм получил отзывы вроде «Нужно больше обнажёнки», и этот фидбэк кинокомпания восприняла как руководство к действию. На постере к фильму Меган Фокс выглядит совсем не так, как её героиня в самой картине. В итоге фильм провалился в прокате и получил низкие рейтинги на сайтах с рецензиями.

В прошлом году, на десятую годовщину «Тела Дженнифер», Меган Фокс и Диабло Коди дали интервью, где среди прочего обсудили реакцию критиков. Фокс сказала, что фильм, очевидно, неправильно продвигали, но удивилась, что профессионалы не оценили темы, которые затронула картина. Актриса ожидала, что её работу «как и всегда» раскритикуют, но не думала, что негативные комментарии коснутся проекта в целом. При этом и Коди и Фокс заметили, что негативная реакция на фильм среди профессионалов часто проявлялась в нападках лично на них.


Свой последующий культовый статус лента получила во многом из-за ЛГБТК-сообщества. Фильм намекает на бисексуальность Ниди

Стоит отметить, что как раз во время выхода «Тела Дженнифер» Фокс впервые заговорила о поведении режиссёра Майкла Бэя. В интервью журналу Wonderland, приуроченному к выходу «Тела Дженнифер», она сказала, что с Бэем сложно работать, что он «пытается создать имидж безумного творца». Она неудачно сравнила его с «Гитлером на съёмочной площадке». Эта фраза разлетелась по СМИ, а трое мужчин из команды Майкла Бэя написали анонимное письмо, где всячески оскорбляли саму Фокс и называли её плохой актрисой. В 2009-м все встали на сторону режиссёра, Фокс уволили из проекта третьей части «Трансформеров», её карьера, по сути, закончилась.

В статье BuzzFeed News красноречиво приводятся для сравнения заголовки статей с девятилетней разницей, которые демонстрируют, как изменилось общественное отношение к этому конфликту: «Глупости, которые говорила Меган Фокс» (2009) и «Майкл Бэй унизил Меган Фокс — а потом попытался испортить её карьеру» (2018). Тогда все вспомнили, что Майкл Бэй впервые снял пятнадцатилетнюю Фокс в фильме «Плохие парни — 2» — она была одной из танцующих в бикини женщин на вечеринке. Потом появились слухи, что в качестве прослушивания на роль Микаэлы в «Трансформерах» Фокс должна была помыть машину режиссёра, будучи в купальнике, правда, Фокс их опровергла.

В отношении Коди, как предположили в BuzzFeed, в 2009 году в индустрии сработало что-то вроде shadenfreude (радость от чужого провала). Многие как будто хотели убедиться, что женщина, получившая «Оскар» за свой первый сценарий, на самом деле звезда-однодневка. Коди подтвердила эту версию в интервью с Фокс, рассказав, что большую часть негатива получила «изнутри»: в 2009 году только начал набирать популярность твиттер, где она увидела много критики в свой адрес от других писателей и сценаристов.

Любопытно, что даже относительно позитивные рецензии на «Тело Дженнифер» посчитали его поверхностным. Фильму в каком-то смысле не повезло — уже сама его критика демонстрирует эволюцию общественного мнения. В статье 2018 года для Vice под названием «„Тело Дженнифер“ выстрелило бы, если бы вышло сейчас» Фредерик Бличерт отмечает, что некоторые темы фильма в момент его выхода просто прошли незамеченными — например, авторы рецензий не обращали внимания на то, почему Дженнифер превращается в монстра. Её миссия — не просто «нападать на мальчиков», как писал критик Роджер Эберт. «Монстром» героиня становится после того, как участники посредственной рок-группы решают принести её в жертву ради славы. Сцены, где музыканты усаживают Дженнифер в свой фургон и Ниди не удаётся её догнать, с последующим «ритуалом» довольно чётко считываются как метафора сексуализированного насилия. А перемены в Дженнифер и нападения на одноклассников — как последствия пережитой травмы и желание отомстить.

После #MeToo

Закономерно, что за последние годы картину всё-таки переосмыслили. «Тело Дженнифер» в эпоху после #MeToo посчитали особенно «актуальным». Переосмысление фильма в медиа началось за год до его юбилея. Почти все вышедшие тогда статьи о «Теле Дженнифер» упоминают громкий скандал вокруг Бретта Кавано: он был обвинён в попытке изнасилования, но всё равно получил должность судьи Верховного суда США. Но одними из первых о фильме написали в феминистском журнале о культуре The Mary Sue, однако свой материал они посвятили именно Меган Фокс: её ранней сексуализации и загубленной карьере. Сама Фокс потом сказала, что в какой-то момент стала подыгрывать навязанной ей роли «красотки» и во многом поэтому её привлекла героиня Дженнифер. Сцену ритуала над Дженнифер актриса интерпретировала как аллегорию своих отношений с киностудиями. В интервью The New York Times, Фокс сказала, что чувствовала себя как будто исключенной из фемповестки: она даже не присоединилась к #MeToo — из-за того, что в 2009 году пережила жёсткую критику на свои заявления о Майкле Бэе. Актриса говорила, что её не воспринимают как «пострадавшую, достойную сочувствия».

Возможно, «Тело Дженнифер» и вправду смотрится немного иначе сейчас, когда male-gaze теряет свои позиции. Но фильм изначально был феминистским и рушил привычные для героинь хорроров клише. Взять хотя бы причину, по которой ритуал музыкантов не удаётся и Дженнифер остаётся жива. Для «удачного» жертвоприношения начинающей группе нужна была бы «девственница», и музыканты предполагают, что Дженнифер им подходит. Но у девушки на самом деле уже был секс, и она не умирает после ритуала, а превращается в голодную зомби. «Женщина в некотором смысле спасается благодаря своему сексуальному опыту, возрождаясь заново, чтобы отомстить тем, кто причинил ей зло», — заметили в Refinery29 (правда, тоже только в 2018 году).

Самая интересная часть «Тела Дженнифер» — и наверное, та, что не позволяет заключить его в чёткие рамки жанра, — это отношения Дженнифер и Ниди. Диабло Коди и Карин Кусама сделали фильм о дружбе, сложной, наполненной соперничеством и в то же время эмоциональной зависимостью. Коди сказала, что сама считает себя похожей на Ниди, замкнутой и неуверенной в себе, а Дженнифер она писала как девушку, которую боялась в школе (и боится до сих пор). Но героиня Ниди развивается, избавляется от эмоциональной зависимости и даже влюблённости в Дженнифер и в итоге противостоит ей. Ниди становится непривычной для жанра ужасов «последней выжившей девушкой», и в итоге именно она отправляется на поиски музыкантов, чтобы отомстить им за подругу.

Свой последующий культовый статус «Тело Дженнифер» получило во многом из-за ЛГБТК-сообщества, как отметила видеоэссеистка Ихара Зейд. Фильм недвусмысленно намекает на бисексуальность Ниди и даже исследует её. Это резонировало с квир-аудиторией, которая мало видела себя на большом экране, тем более в жанре хоррора. В картине есть сцена, где Дженнифер и Ниди целуются (которая, конечно же, вошла в сексуализированный трейлер). Но на деле это важный момент для Ниди не только в плане исследования её эмоциональной зависимости от Дженнифер, но и раскрытия её сексуальности. В финале фильма и сама Дженнифер произносит культовую фразу «I go both ways!», когда пытается напасть на Ниди вместо того, чтобы вновь убить парня.

Когда фильм наконец дошёл до своей аудитории — девушек и квир-людей, — его темы оценили по достоинству. Он стал чем-то вроде культовой классики, был критически переосмыслен после позитивных статей 2018 года, а в 2020 году появляется в видеоэссе на YouTube.

Трейлеры, которые вводят в заблуждение

История с «Телом Дженнифер» и его маркетингом совсем не единична. Мы уже рассказывали о том, что трейлеры громких премьер часто не соответствовали фильмам и это вызывало шутки среди профессионалов индустрии, а для кинокомпаний это даже заканчивалось забавными судебными исками. В некоторых случаях производители пытались не допустить спойлеров, иногда старались усилить не слишком, как им казалось, яркий сюжет. Но гораздо хуже, когда речь идёт о сексуализации героинь и искажении идеологии и сценарного замысла — как в случае с «Телом Дженнифер».

Недавно в мире кино произошёл заметный скандал вокруг французского фильма «Милашки»: фестивальный хит попал под волну критики из-за провокативного промопостера, который сделал Netflix. Создательницу «Милашек» Маймуну Дукуре обвинили в том самом, что она как раз комментирует и осуждает в своём фильме, — сексуализации девочек. Фильм и его режиссёр пострадали из-за маркетингового хода Netflix — люди принялись осуждать «Милашек», даже их не посмотрев. Из-за неудачного постера Netflix (который разительно отличается от французского оригинала) пользователи сервиса в США, а потом и по всему миру начали сравнивать фильм с детской порнографией и даже посылать Дукуре угрозы. Консерватор Тед Круз подал запрос в Министерство юстиции США, чтобы проверить фильм на нарушения закона о детской порнографии. Ведущая новостей на канале Fox Лора Ингрэм призвала своих многомиллионных подписчиков «отменить» Netflix из-за «сексуальной эксплуатации девочек». Она предположила, что фильм привлечёт педофилов и стимулирует секс-трафикинг детей.

Французская профессиональная организация UniFrance поддержала Дукуре во время скандала. Но, кажется, после выхода фильма, получившего на Sundance награду за режиссуру, большинство зрителей проигнорировали французскую ленту — на сайте IMDb у картины так и остался рейтинг в 2,9 балла.

«Тело Дженнифер» не идеальное кино, но точно интересное, забавное, необычное и достойное пересмотра с друзьями. А история его неправильного маркетинга и обесценивания труда его создательниц оказалась актуальна не меньше, чем сама картина. Коди и Фокс, как следует из их интервью, пришли к выводу, что провал фильма позволил им вырасти и вынести из этой истории бесценный опыт. Но всё же интересно, если бы «Тело Дженнифер» сразу показали людям, для которых он был сделан, сколько бы фильмов, хорроров и не только, созданных женщинами, он успел бы за эти годы вдохновить.

фотографии: 20th Century Fox

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.