Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

РазвлеченияБюст с пистолетами: Как Лара Крофт прошла путь от объективации к взрослению

Бюст с пистолетами: Как Лара Крофт прошла путь от объективации к взрослению — Развлечения на Wonderzine

История самой противоречивой героини цифрового мира

дмитрий куркин

В ПРОКАТ ВЫШЕЛ ФИЛЬМ «TOMB RAIDER», экранизация первой из игр перезапущенной серии, рассказывающей о становлении Лары Крофт — самой узнаваемой героини геймерского мира, чья известность шагнула далеко за пределы гиковских сообществ. Смутная, полная белых пятен предыстория о том, как своенравная дочь английского аристократа, одержимого поисками древних артефактов, наследует отцовское состояние и его увлечение археологией, может показаться слегка вымученной. Но она, как ни странно, хорошо соотносится с историей создания самой Лары Крофт: героини, которая была задумана как ролевая модель для девочек, а превратилась в символ объективации в видеоиграх; голема, сбежавшего от своего создателя, а потом вернувшегося, чтобы в конце концов выполнить своё предназначение.

 

В 2010 году в английском Дерби появился проезд имени Лары Крофт. Это, конечно, не первый пример улицы, названной в честь вымышленного персонажа, зато очень показательный. Одна из первых икон цифрового века, расхитительница гробниц сошла с экранов и в каком-то смысле стала куда более реальной, чем настоящие люди: достаточно сказать, что на обложках журналов она появлялась чаще, чем любая модель из плоти и крови, — свыше тысячи раз. Как положено поп-культурному символу, она менялась и приспосабливалась под запросы времени. Как положено героине фольклора, её «жизнь» обросла легендами и противоречащими другу другу свидетельствами.

Более-менее наверняка известно, что непорочное зачатие Лары Крофт состоялось около двадцати пяти лет назад, когда британские разработчики Core Design решили сделать приключенческую игру с героем, похожим на Индиану Джонса. У аниматора Тоби Гарда, одного из шести людей из первой команды «Tomb Raider», нашлась идея получше: сделать отважного археолога женщиной.

В Гарде, о котором стоит упомянуть отдельно, угадывается прототип Ричарда Крофта, отца Лары, согласно игровой легенде, сгинувшего, когда та была ещё ребёнком, — отчаянного пионера, которого окружающие поначалу считают помешанным, но который в итоге оказывается прав. Бывшие коллеги Гарда вспоминают аниматора как эталонного гика — замкнутого человека со странным чувством юмора, часто ночевавшего на рабочем месте. И вместе с тем единодушно называют его гением.

Свою героиню Гард, по одной из версий, списал с младшей сестры Фрэнсис, по другой — с певицы Нене Черри (вероятно, времен её бойцового дебютного альбома «Raw Like Sushi»), по третьей — с «Танкистки» (на героиню анархического комикса Джейми Хьюлетта первая Лара с её тэнк-топом, мини-шортами и перчатками без пальцев действительно похожа). Что бы ни было правдой, идея крутой главной героини, по-видимому, носилась в воздухе, и Core Design утвердил её не только потому, что не захотел слишком буквально срисовывать Индиану Джонса и нарваться на иск со стороны Lucas Films.

А вот пышный бюст, который вскоре зажил отдельной от хозяйки жизнью, появился из-за неизбежных ограничений времени. Графические движки середины 90-х не были заточены на реалистичность, так что дизайнеры пошли по пути наименьшего сопротивления: из условных вариантов «с грудью» и «без» выбрали первый.

 

Грудь Крофт от игры к игре продолжала расти, а вместе с ней — протесты против женской объективации

 

Бюст нажил Крофт нездоровую славу. Гард неоднократно подчёркивал в интервью, что не собирался сексуализировать Лару, более того, видел её как символ эмпауэрмента. «У нас вообще не было такого плана — сделать игру о „девушке с третьей страницы“ (на странице 3 британский таблоид The Sun традиционно печатал фотографии моделей с обнажённой грудью; название стало нарицательным. — Прим. ред.). Идея была в том, чтобы создать женскую героиню — крутую, собранную, такую, у которой всё под контролем. Вы можете возразить, что Лара с её нарочито комиксовой внешностью эксплуатирует секс, но я с вами не соглашусь. Говорить, что стилизация, основанная на осознанном преувеличении, искажает представление о реальных людях, просто нелепо. Мы же не говорим, что карикатурные экшен-герои — с квадратной челюстью, широченными плечами и тонкой талией — оскорбляют чувства реальных мужчин». О том, что именно медийное пространство — в том числе комиксы — формирует наши неврозы и представления о внешности, разработчик, похоже, не задумывался.

Но что бы по этому поводу ни думал Гард, реальность рисовала совсем другую картинку. Когда компания-дистрибьютор Eidos поставила на широкую ногу маркетинговую кампанию и стало ясно, что «Tomb Raider» становится глобальным хитом (настолько, что U2 «наняли» Крофт для видеоряда своего гастрольного тура «PopMart»), создатели Лары поняли, что их детище больше им не принадлежит — по крайней мере, на уровне образа (Гард не выдержал и хлопнул дверью, уйдя из компании). Команде Core Design, по слухам, предложили написать код для «Голой Лары» — те отказались (что не помешало появлению кустарного патча «Nude Raider»), но маркетинговый маховик это уже не могло затормозить. Секс продавал Лару Крофт, а Лара Крофт продавала секс.

Для промомероприятий дистрибьюторы наняли нескольких моделей, изображавших расхитительницу (традиция сохранилась до 2008 года), и одна из них, Нелл Макэндрю, снялась для разворота Playboy (за что сама она была уволена, а журнал получил обвинение в нарушение авторских прав).

Грудь Крофт от игры к игре продолжала расти, а вместе с ней — протесты против женской объективации и жалобы на то, что игра формирует у мальчиков неправильное представление о том, какими должны быть девочки. К тому времени, как Анджелина Джоли приступила к съёмкам в первом фильме «Tomb Raider», бюст Лары вымахал до размера 36 DD, и актрисе пришлось подстраиваться и носить специальные накладки. Режиссёр ленты Саймон Уэст отшучивался, что ему придётся использовать широкоугольные линзы, потому что иначе снять грудь не получится. И это ещё самая безобидная из острот, которые накрепко вбивали в сознание ассоциацию: Лара Крофт — это бюст с прилагающейся к нему парой пистолетов.

 

По мере того,
как Лара в адреналиновом угаре учится зависать
над километровыми пропастями,
она понемногу раскапывает отцовское прошлое
и переопределяет себя

 

В таком виде франшиза просуществовала ещё полдесятка лет, меняя разработчиков и обновляя гардероб героини, и оставалась умеренно популярной, но всё больше отставала от реалий жизни — даже в игрострое. Трудно сказать, что именно похоронило серию: сюжеты, становившиеся абсурднее с каждым разом (в 2007-м у Лары даже появился злобный двойник), или нежелание признать, что игровой мир давно уже запрашивает куда более реалистичных и сложных женских персонажей. Франшизе требовалась не просто смена разработчиков, а тотальный перезапуск, который и случился в 2013 году.

Обновлённая «Tomb Raider» (а вслед за ней и нынешний фильм с Алисией Викандер, который вносит в сценарий игры в основном небольшие правки и дополнения) значительно очеловечивает Крофт — не только в смысле пропорций тела, но и в смысле бэкграунда и опыта. «Опыт» вообще ключевое слово в выбранной формуле, именно поэтому обе игры, вышедшие после перезапуска, предлагают что-то большее, чем эффектная беготня и подтягивание на руках, а также, собственно, разграбление гробниц с решением загадок.

По сути, это не что иное, как история о том, как «девушка открывает мир», курс взросления — только ускоренного раз в десять и обусловленного необходимостью выжить. По мере того, как Лара в адреналиновом угаре учится зависать над километровыми пропастями, она понемногу раскапывает отцовское прошлое и переопределяет себя. И это, пожалуй, самая реалистичная часть «Tomb Raider»: если в фильме легенда о затерянной яматайской гробнице ещё более-менее отрезвлена, то в играх серии конспирология и альтернативная история в духе Эрнста Мулдашева традиционно не выдерживает никакой критики.

Вышедший на экраны боевик делает заявку на длинный сериал и общую картину как минимум не портит: это не более чем крепкий экшен — но и не менее. Викандер, которая после оскаровских номинаций собирает причитающуюся ей актёрскую дань с высокобюджетного кино, к перезапуску подошла идеально. В ней достаточно «обычности», чтобы не выглядеть супергероиней, и вместе с тем есть нужная искра, которая превращает её Лару в упёртую искательницу приключений. Лишённую тефлонового покрытия, но на интуитивном уровне очень понятную.

Фотографии: GK Films

 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться