МнениеПочему в погоне
за красотой рождается нетерпимость
Рассуждаем, что делать со своим внутренним голосом, осуждающим других, и как воспринимать работу визажистов, дизайнеров и журналистов
маша ворслав
За последнюю неделю наше терпение и благодушие испытывалось много раз: то мы удивлялись, как цвет волос актрисы может повлиять на решение смотреть новый фильм с ней, то хватались за лоб, читая обсуждение новости про политику Instagram в отношении толстых. Все это тем удивительнее, что мы касались вопросов внешности, ее корректирования и самооценки не раз и не два, но чувствуем, что оставлять их пока рано. Во-первых, нам важно еще раз напомнить, что научиться принимать собственное тело не означает бездействовать: вот только ни здоровое питание, ни занятия спортом, ни уход за кожей не гарантируют, что у вас вырастут ноги с обложки глянцевого журнала (скорее всего нет). Во-вторых, принять тело означает научиться принимать и окружающих: все мы знаем, как легко осудить случайного прохожего или попавшую в объектив папарацци знаменитость. Так что на этот раз мы размышляем о толерантности: о том, как воспринимать тела (свое и других), почему стоит себя воспитывать и не слишком ли далеко мы забрались в погоне за всем идеальным.
Помните горький монолог Раста Коула над архивными фотографиями изувеченных трупов о том, что человек мнит о своем существе слишком много, в то время как он просто кусок мяса? Не то чтобы хочется перенять мировоззрение детектива и породивший его жизненный опыт (то есть не хочется совсем), но не согласиться с ним трудно.
Мы одновременно слишком много и слишком мало уделяем внимания телу. Вооружившись неоспоримой формулой «я имею право на собственное мнение», мы апеллируем к ней в каждом споре, когда заканчиваются логические аргументы и предмет разговора незаметно тонет в личных предпочтениях каждого участника. В спорах же о красоте, ее стандартах и внешности логика действует до поры до времени, а искать в них объективность не стоит и пытаться — потому что красота у каждого своя, а требования, которые к ней предъявляет индивид, не могут распространяться на остальных. Но есть одно исключение.
Когда работа человека тесно связана с внешностью других людей (например, он визажист, фотограф, ретушер, дизайнер одежды или автор текстов), избежать влияния на нее нельзя — в этом суть упомянутой работы и состоит. Дело в том, что все составляющие ее модификации, по сути, составляют отдельное от человеческого тела явление (но связанное с ним) и на восприятие тела влиять не должны — а должны оцениваться в вакууме и как вещь в себе: вот smoky eyes, вот красивая линия талии на обложке, вот стройнящее платье. И нужно обязательно помнить, что под всеми этими оболочками — естественно пигментированная кожа век и нечерные ресницы; ребро, талия и бедро не соединены идеальной синусоидой, а фигура без платья выглядит не так, как в нем. Такой подход, во-первых, не отбирает возможности создавать красивое и наслаждаться им, но устанавливает спасительный щит между иллюзиями и реальностью, без которого нам всем, очевидно, плохо.
Постоянное внимание к телу человека можно сравнить с расизмом, гомофобией, сексизмом и другой дискриминацией
С толерантностью не рождаются, но она взращивается. Для того чтобы заглушить и перевоспитать внутренний голос, который помимо нашей воли иногда подмечает «ого, какой целлюлит» или «ничего себе ноги», нужно прикладывать усилия — впрочем, терпимость и понимание приходят гораздо быстрее, чем можно этого ожидать. Мы уже рассказывали про анонимные блоги, в которых читатели делятся фотографиями фрагментов тел, за которые они больше всего переживают; недавно мы наткнулись на еще один, Our Skin. Его чтение можно рассматривать как процесс самообразования: блог — уникальная галерея неотретушированных фотографий тела и самых нестандартных его частей; такого больше нигде, кажется, не увидеть. Авторы не только позволяют смотреть на свои самые проблемные части, но нередко делятся той болью и историями побед, которые за ними стоят, — такая искренность размягчает сердце и заставляет устыдиться всех упреков, которые мы нет-нет да и формулируем в адрес неидеальных, нестандартных тел.
Постоянное внимание к телу человека можно сравнить с расизмом (гомофобией, сексизмом и другими видами дискриминации): тот, кто не осуждает, но постоянно обращает свое внимание на тот или иной признак, на самом деле и есть расист, гомофоб и сексист. Пол, ориентация, возраст и национальность как особенности личности имеют значение в несомненно меньшем количестве ситуаций, чем сейчас — пока и к сожалению — принято думать. Так же обстоит дело и с весом, миловидностью черт лица, чистотой кожи, разрезом глаз и другими атрибутами внешности — считается, что они могут и должны быть обсуждаемы, хотя реальными основаниями для этого располагают только те, чья профессия связана с телом, — и то в «рабочем» объеме и упоминавшемся выше вакууме. Наши же личные представления о том, что красиво а что нет (в большинстве случаев, как ни неудобно это признавать, вытекающие из общепринятых), важны только для нас самих — и если бы каждый это усвоил, у автора этой новости не сжимались бы поочередно кулаки и сердце каждый раз, когда на почту приходило уведомление о комментарии.
Я пока не могу понять, почему у нас нет культуры тела, почему его вечно хотят трансформировать во что-то нечеловечески утонченное вместо того, чтобы постараться его принять. Человек всегда будет стремиться сделать все вокруг красивее и лучше — и это замечательные стремления, — но построить крепкий замок на зыбучем песке не получится. Людям свойственна вся физиология, от которой они морщат носы; мы насмотрелись на отретаченные картинки, но кривим губы, когда видим складки на пляже, хотим специально накладывать макияж, прежде чем заняться сексом, и тушуемся, заслышав «испражнения». Человека тянет к прекрасному, всем всегда хочется быть красивыми, есть радугу и продуцировать бабочек вместо говна, но это невозможно — потому что, как ни крути, мы куски мяса (Раст Коул снова передает привет). Нам кажется, что уже пора попуститься и снизить планку с той недосягаемой высоты, на которую мы ее задрали, до той, что не будет делать несчастными нас и людей вокруг и не будет провоцировать огульно осуждать окружающих и себя за несовершенства.