Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЖизньAbsher: Как за женщинами Саудовской Аравии следят с помощью приложения

Absher: Как за женщинами Саудовской Аравии следят с помощью приложения — Жизнь на Wonderzine

И почему его удаление из App Store и Google Play не решит главную проблему

Дмитрий Куркин

На минувшей неделе активисты правозащитных движений обрушились с критикой на мобильное приложение Absher, которое позволяет мужьям и родственникам женщин в Саудовской Аравии контролировать их передвижение, в том числе запрещать выезд из страны. Публичные деятели (среди которых американский сенатор Рон Вайден, назвавший сервис инструментом «вопиющей слежки и контроля за женщинами») призвали Google и Apple удалить приложение из Google Play и App Store соответственно. Корпорации пока не сделали этого, но обещали изучить вопрос. Со своей стороны министерство внутренних дел Саудовской Аравии, разработавшее Absher, назвало происходящее «организованной кампанией, направленной на то, чтобы поставить под сомнение цели и задачи приложения».

По сути своей Absher не что иное, как саудовский аналог портала «Госуслуги», запущенный для того, чтобы снизить бюрократические издержки. Это единая платформа с десятками функций: она позволяет, к примеру, оплачивать штрафы, продлевать водительские права, регистрировать акты гражданского состояния вроде рождения ребёнка или развода. В самой Саудовской Аравии, где ещё живо помнят беготню по ведомственным кабинетам, приложение сразу стало популярным — с момента запуска его скачали около 11 миллионов раз.

О чём до недавнего времени не говорили за пределами страны, так это о том, что Absher даёт возможность фактически контролировать передвижение саудовских женщин. Местные законы не позволяют женщинам путешествовать за рубеж без разрешения мужчины-опекуна (чаще всего мужа или отца). И в том случае, если подданная королевства пытается пересечь границу страны, приложение присылает её опекуну уведомление об этом и запрос на разрешение. Поэтому для женщин, которые пытаются сбежать из Саудовской Аравии, спасаясь от семейного абьюза, приложение становится чем-то вроде ограничивающего электронного браслета.

Издание Insider рассказывает историю Шахад Аль-Мохаймед, саудовской женщины, которая в возрасте семнадцати лет смогла убежать из семьи, в которой её годами подвергали унижениям и физическому насилию. Свой побег она планировала около года, подходящий момент представился, когда она вместе с семьёй выехала на отдых в Турцию. Чтобы выиграть время для себя, она забрала кредитные карты, паспорта и смартфоны своих родственников — последние именно для того, чтобы её нельзя было отследить с помощью Absher.

Вместе с тем комментаторы отмечают, что удаление Absher не решит проблему, выведет из-под критики власти Саудовской Аравии
и, возможно, только ухудшит положение местных женщин

По оценкам наблюдателей, сбежать из Саудовской Аравии ежегодно пробуют порядка тысячи женщин, для которых бегство выглядит единственным гарантированным способом защититься: местная полиция далеко не всегда становится на сторону пострадавших, разбирая случаи семейного насилия. Во многих случаях Absher с его системой оповещения сводит шансы на побег к нулю (если только женщине не удалось добраться до базы данных и изменить настройки, что связано с дополнительным риском).

Вместе с тем комментаторы отмечают, что само по себе удаление Absher из App Store и Google Play не решит проблему, выведет из-под критики власти Саудовской Аравии и, возможно, только ухудшит положение местных женщин. В конечном счёте функции слежки и контроля в приложении отражают действующее в стране патриархальное законодательство, споры о выравнивании которого в самой Саудовской Аравии идут давно.

«Обсуждение закона об опекунском надзоре продолжается, но это наше внутреннее дело — это вопрос, который наше общество должно решить самостоятельно, а не под давлением извне, — говорит Муна Абу Сулейман, саудовская телеведущая и активистка, выступающая за права женщин. — Я провела опрос в твиттере, спросив женщин, у многих ли из них есть доступ к аккаунтам своих опекунов на Absher. Большинство ответило, что сами распоряжаются своей судьбой. Мужчины, которые не считают, что им нужно контролировать женщин, дают им доступ к Absher, и это говорит о том, что женщины всё чаще принимают решения». Она опасается, что критика Absher может навредить и без того хрупкому диалогу между исламской культурой и Западом и постепенному женскому эмпауэрменту в её стране: «Люди не понимают последствия [блокировки приложения]. У них очень наивные и идеалистские взгляды на происходящее».

Эмансипация в Саудовской Аравии, которая в 2016 году занимала 141-е место из 144 в рейтинге гендерного равенства Global Gender Gap Report, действительно происходит, хотя и не слишком быстро по меркам западного мира. В 2015 году женщины впервые получили право голосовать на выборах, а с 2018-го они могут, в частности, открывать собственный бизнес без участия мужчины-опекуна, работать нотариусом, водить автомобили, служить в вооружённых силах и разведке, а также посещать спортивные мероприятия и кинотеатры (последние в Саудовской Аравии заработали лишь недавно).

Всё это — результат стратегической программы, предложенной наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом. Вместе с тем гендерная сегрегация в стране всё ещё остается высокой, а права женщин — разменной фигурой в политической игре (по одной из версий, эмансипацию ибн Салман поднял на щит, чтобы снизить влияние религиозных авторитетов, которые не поддерживают его в борьбе за трон). И далеко не все уверены, что быстрые реформы могут в одночасье изменить общество, многие десятилетия жившее по шариату.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться