ЖизньBad girls: Почему женщинам Саудовской Аравии
разрешили сесть за руль

На самом деле

наташа федоренко
На этой неделе стало известно, что женщины в Саудовской Аравии наконец-то смогут водить машину, и для этого даже не потребуется разрешение опекуна-мужчины. Представители местного МИДа написали в твиттере, что это первый шаг из многих на пути к равенству, а сам закон начнёт работать в июне 2018 года. До этого Саудовская Аравия была единственной страной в мире, где женщина за рулем могла получить штраф или даже попасть под арест. Разбираемся, как местные активистки боролись за право водить и кто на самом деле вынудил власть решиться на перемены.
27 лет на пассажирском сиденье
Саудовская Аравия — королевство ультраконсервативное и патриархальное, а все стандарты местного права сверяются с ваххабизмом, одним из самых строгих течений Ислама. Именно поэтому здесь не стесняются объяснять государственный запрет на вождение тем, что так женщина будет чаще общаться с мужчинами (это, разумеется, опасно и нежелательно) и у неё непременно возникнут проблемы с родами. Или попросту считают, что женщина от природы гораздо глупее мужчины, так что её стоит уберечь от вождения для общего блага. Стоит ли говорить, что эти аргументы противоречат и канонам и секулярного мира, и просто здравому смыслу.
Местные женщины начали бороться за право сидеть за рулем еще в 90-е — тогда 47 женщин (некоторые из них имели научные степени) проехались на машинах организованным кортежем. Из-за этого часть из них уволили с позиций государственных чиновниц. В 2011 году активистку и консультанта по кибербезопасности Маналь аль-Шафир задержали за то, что она дважды проехалась на автомобиле и сообщила об этом в фейсбуке и твиттере. Кстати, Маналь участвовала и в запуске наиболее заметной на эту тему кампании в интернете под хештегом #Women2Drive, которая стала известна далеко за пределами королевства.
Через два года ещё сорок женщин нарушили запрет, а в 2014 году задержали активистку Ладжин аль-Хэслуль, когда она попыталась пересечь границу между ОАЭ и Саудовской Аравией на автомобиле. Ладжин провела под арестом 72 дня. В целом девушек не наказывали с особой жесткостью — скорее, просто игнорировали. Борьбу женщин в Саудовской Аравии за руль поддерживало западное сообщество — от певицы M.I.A., чей клип на песню «Bad girls» посвящён запрету на вождение машины в королевстве, до Хиллари Клинтон, чиновников Евросоюза и американских женщин-сенаторов, которые написали открытое письмо королю Саудовской Аравии.
В итоге борьба за право сесть за руль заняла у женщин королевства целых 27 лет, но стране ещё предстоит решить ряд проблем. Из-за гендерной сегрегации женщинам в Саудовской Аравии крайне нежелательно общаться с незнакомыми мужчинами. Выходит, что королевству придется задуматься о женской дорожной полиции, которая будет выписывать штрафы и обыскивать машины в случае нарушений. Неясно и кто будет обучать женщин вождению и выдавать права — наверняка потребуются автоинструкторши и чиновницы с новой специализацией.
Нефть и новый курс
Наивно полагать, что лёд тронулся из-за внезапного внимания королевства к стандартам прав человека. Саудовская Аравия — крупнейший экспортер нефти, который определяет цены на ресурсы и влияет на валютный рынок. И несмотря на очевидные проблемы с гражданскими правами, развитые страны продолжают встречаться с королевской династией, сотрудничать с королевством в сфере бизнеса и в целом не особенно заостряют внимание на чудовищном положении женщин и гомосексуалов (последних и вовсе могут казнить за ориентацию). Даже мировые бизнес-гиганты предпочитают подстраиваться под местные порядки. Покупательная способность жителей высокая, никто не хочет упускать выгоду, и даже «Макдоналдс» обустраивает свои рестораны так, чтобы женщины не дай бог не ели в присутствии незнакомых мужчин.
Саудовская Аравия могла бы и дальше существовать в патриархальном вакууме, но в последние годы королевство обеспокоилось исчерпаемостью нефтяных месторождений (сейчас они составляют 90 % доходов страны) и запустила программу «Взгляд королевства — 2030», чтобы к этому времени слезть с нефтяной иглы. Королевство планирует привлекать большие инвестиции и специалистов в технические сферы, в том числе и ресурсы из Кремниевой долины. «Ещё никому не удавалось провести модернизацию экономики без привлечения экспатов. Страна должна стать привлекательной», — считает генеральный директор инвестиционного банка «Goldman Sachs» Ллойд Бланкфейн. До начала реформ Саудовская Аравия, напротив, пыталась ограничить приток зарубежных специалистов, чтобы сохранить места для своих. Иными словами, закон о вождении — одна из мер, которая способна сделать жизнь иностранцев в королевстве более привычной.
Более того, саудовская активистка и научная работница Гарварда Хала аль-Дозари в интервью The Atlantic сообщила, что перед тем как анонсировать закон, близкие к власти люди обзвонили активисток и потребовали от них не высказываться на эту тему даже положительно. «Они пытаются сделать вид, будто это решение — милость короля, а не результат женской борьбы», — считает аль-Дозари. По её мнению, власть в Саудовской Аравии держится на патриархальном порядке, и женщины никогда не обретут полную свободу при действующих династии и режиме: «Чтобы наладить международные отношения, власти необходимо привести в норму какие-то вещи, но не слишком радикально, не до такой степени, чтобы реформировать структуру, которая позволяет им править».
Опекуны и энергия солнца
Саудовская Аравия действительно проводит реформы очень аккуратно, и они, по мнению активисток, скорее напоминают подачки. Так, например, два года назад женщинам разрешили голосовать и баллотироваться на муниципальных выборах. Стоит ли говорить, что муниципалитеты имеют очень ограниченные полномочия, в правительстве нет ни одной женщины-министра, а кабинки для голосования поделены по гендерному признаку.
Сейчас в королевстве продолжает действовать знаменитая система «опекунства», где многие решения за женщину принимает её брат, отец, муж или даже сын. Какое-то время у женщин не было даже собственных документов — их вписывали в бумаги опекуна, по сути они были бесправны, словно дети. Так, женщина до сих пор не может снять квартиру, выехать из страны, получить загранпаспорт, обратиться в полицию или даже выйти замуж без подписи мужчины. Правда, в этом году женщинам наконец разрешили учиться в государственных учреждениях и посещать доктора без ведома опекуна.
Саудовской Аравии придётся идти по пути модернизации во всех смыслах — цены на нефть падают, а технологии и этические стандарты корпораций не стоят на месте. Королевство уже производит энергию из солнца и ветра, пытаясь подстроиться под меняющиеся экономические условия. Однако непонятно, как далеко сможет зайти династия в своем желании понравиться глобальному миру, и получат ли женщины равные права с мужчинами в отсутствии демократии.
Обложка: kanchitdon – stock.adobe.com
Комментарии
Подписаться