ТенденцияВнеземная красота: Почему «инопланетяне» заполонили подиумы, лукбуки и соцсети

И как они меняют наше представление о красоте и «нормальности»
Внеземная туристка Priscavera, маски «Чужого» Balenciaga, стильные пришельцы Ottolinger, инопланетянка из 60-х Джуно Бёрч — фантазии о внеземных созданиях появились в общественно-бессознательном как минимум с начала освоения космоса, но в последнее время пришельцы, а точнее люди, замаскированные под них, всё чаще стали мелькать на подиумах, в лукбуках и социальных сетях, а модные медиа уже говорят о появлении новой тенденции. Разбираемся, как инопланетяне проникли в индустрию моды и красоты, а также кто и зачем сегодня использует их образы в качестве вдохновения.

Пришельцы в моде
О том, как могли бы выглядеть и одеваться люди за пределами Земли, дизайнеры стали размышлять ещё в 1960-е — с началом освоения космоса. В авангарде футуристичной моды стояли дизайнеры Пьер Карден и Андре Курреж. Карден в 1964 году, вдохновлённый полётом человека в космос, создал коллекцию Cosmocorps — образы из неё, по задумке дизайнера, должны были носить люди, когда отправятся в космос. «В 2069 году мы все будем ходить по Луне или Марсу в костюмах Cosmocorps. Женщины станут носить головные уборы из плексигласа и обтягивающую одежду, а мужчины — брюки эллиптической формы и кинетические туники», — оптимистично заявлял Карден. Ничего общего с пришельцами не было и в работах другого дизайнера — Андре Куррежа, который в том же 1964 году выпустил коллекцию «Лунная девушка».
Чем больше люди осваивали космос, фантазировали о нём в кинематографе, литературе и дизайне, тем отчётливее вырисовывался образ внеземных существ. Говорить о каком-то каноне, конечно, не приходится — всё же немного странно ограничивать фантазию о существах, которых никто официально не видел, — но у многих из нас в голове есть представление о «поп-культурном пришельце» — создании с большими глазами, разноцветным телом специфической формы и в целом с причудливой внешностью.
Таких героев можно найти ближе, например в рекламной кампании Gucci, приуроченной к выходу коллекции осень-зима — 2017. В ролике собран полный набор инопланетных клише: НЛО, приземлившееся в поле с коровами, светящийся изнутри и снаружи галактический корабль, разноплановые пришельцы — от «модных» созданий с металлической кожей, стильными причёсками и маникюром до классического гуманоида, словно из фильма Спилберга. «Гламурных» инопланетян выпустил на подиум и дизайнер Рик Оуэнс в шоу осень-зима — 2019. Для работы над образами моделей он пригласил художницу и дрэг-артистку Salvia, которая с помощью грима и фотошопа превращает себя в фантастическое создание. После показа инфлюэнсерка призналась, что осталась недовольна работой с брендом, так как, по словам Salvia, ей не дали творческой свободы, возможности «создать что-то уникальное», а лишь «хотели взять образ из её инстаграма (соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России. — Прим. ред.)».
Не обошли дизайнеры и конспирологические теории. Так, креативный директор Moschino Джереми Скотт для шоу осень-зима — 2018 вдохновился теорией, якобы смерть актрисы Мэрилин Монро была подстроена, так как ей стали известны секретные данные об НЛО. Взяв за основу эту идею, Скотт пошёл дальше и предположил, что смерть не только Монро, но и 35-го президента США Джона Кеннеди подстроила его жена Джеки, так как сама была инопланетянкой. В итоге для показа Moschino моделям сделали узнаваемые причёски бывшей первой леди, а тела некоторых из них были выкрашены в зелёный, синий, жёлтый и оранжевый. По словам дизайнера, концепция шоу на самом деле была глубже, нежели фантазия о тайном заговоре, — внеземными образами он хотел привлечь внимание к позиции администрации США в отношении иммиграции и осудить строительство стены на границе страны с Мексикой.
Сегодня внеземные существа, кажется, с новой силой стали интересовать модную индустрию. Так, в осеннем лукбуке марки Priscavera пришельцы посетили Нью-Йорк — выдавала внеземную туристку разукрашенная в зелёный кожа. Похожий приём с гримом использовали в шоу осень-зима — 2022 бренд Diesel и российская марка Sorelle в новом лукбуке. В июньской съёмке Dazed фэшн-фотографа Рафаэля Паваротти инопланетяне маскировались под людей, прямо как персонажи серии фильмов «Люди в чёрном»; а в весеннем шоу Walter Van Beirendonck 2020 года, напротив, уже люди носили одежду пришельцев. Отсылки к внеземным существам можно предположить даже в нашумевшей кутюрной коллекции Balenciaga — углядеть их можно в шлемах, разработанных совместно с командой «Формулы-1» и напоминающих образ монстров из «Чужого».


Внеземная красота
Активно «инопланетную эстетику» инфлюэнсеры продвигают также с помощью бьюти-образов. И речь не о телеведущей Ким Кардашьян, которая назвала себя «инопланетной Барби из будущего» — мы говорим скорее о тех, кто уже несколько лет несёт в массы необычный внеземной образ, борясь за право быть разным и расширяя представления о красоте и «нормальности».
В авангарде необычной бьюти-тенденции находится дуэт Fecal Matter, известный своими дегуманизирующими образами. Артисты Стивен Радж и Ханна Роуз создали свой мини-коллектив ещё в 2016 году. По их словам, фантастические образы — это вызов самоцензуре, которая мешала им «быть собой, быть другими». Образы художников ярко отличаются от общепринятых преставлений о красоте и потому нередко — особенно в самом начале их пути, когда ни о какой тенденции на внеземных персонажей не было и речи, — вызывают критику. Однако наличие хейта символизирует интерес: людей волнует то, что делают Fecal Matter, а именно этого дуэт и добивался. «Мы всегда мечтали проникнуть не только в индустрию моды, но и в общество, чтобы изменить то, как люди воспринимают себя, представляя альтернативные версии того, что считается красивым», — делятся они.
И хотя в медиа дуэт преподносят чаще всего как адептов «инопланетной» эстетики, Стивен Радж и Ханна Роуз сами так себя не определяют. По словам Fecal Matter, они не хотят становиться «какими-то инопланетянами», а просто пытаются изучать «красоту трансформации и значение слова „человек“»: «Вы должны понять, что мы такие же люди, как и вы. Наши тела — возможность перевернуть представление о том, что значит быть человеком, а не размыть грань между земным и неземным».
Эмма Грейс Бэйли, бьюти-редактор компании по прогнозированию трендов WGSN, рассказывает, что давно следит за тенденцией на внеземное в соцсетях и наблюдала, как необычное движение развивалось из подполья. «Мы заметили появление тёмной, инопланетной готической красоты ещё в 2016 году. Визажисты, выступающие против конвенциональных норм красоты, давно начали привлекать внимание», — говорит Эмма. И действительно, за последние годы появилась целая плеяда инфлюэнсеров, фантазирующих о пришельцах и создающих альтернативные бьюти-образы, так что теперь Fecal Matter не одиноки в своей борьбе.
Так, дрэг-квин Джуно Бёрч называет себя «инопланетянкой, совершившей аварийную посадку на Землю в 1962 году» и с 2018 года появляется на публике с разукрашенной в пастельные оттенки «инопланетной кожей», причёсками и одеждой в духе шестидесятых годов. Джуно признаётся, что всегда интересовалась внеземной жизнью и фантазировала об инопланетянах ещё до того, как начала заниматься дрэгом. «Однажды я написала историю о маленьком мальчике, который ходил в салон со своей мамой и верил, что все женщины там — инопланетянки, потому что у всех них массивные волосы и солнцезащитные очки. Все они маскируются под людей», — рассказывает артистка. Бирч отмечает, что относится к своему образу с юмором, но в нём есть и кое-что личное: Джуно — трансгендерная женщина и, по её словам, несоответствие биологического пола с самоощущением заставляет её чувствовать себя инопланетянкой, кем-то, кто не вписывается в традиционные стандарты.
О взаимосвязи инопланетного образа с идентичностью говорили и Fecal Matter, и победительница девятого сезона шоу «Королевские гонки Ру Пола» Саша Велюр. Так, для коронации следующей победительницы проекта дрэг-квин выбрала образ «инопланетной богини», который должен был стать символом нового мира для творческих квир-исполнителей, выходящих за рамки «человечества».
Инфлюэнсеры также обращаются к инопланетным образам и просто потому, что они идеальная база для фантазий. Так как никто и никогда официально не видел пришельцев и не может сказать, как они выглядят на самом деле (если, конечно, существуют), то, следовательно, и никаких ограничений в интерпретации их внешнего вида быть не может. Это может быть персонаж с гладкой, блестящей кожей и острыми чертами, как у дизайнерки Гарриет Дэйви; или же кто-то, напоминающий рептилию, как у художника Дриана Батиста; или создание, похожее на киношных героев, как у визажиста Джана Дилекжи; и наконец непохожими совершенно ни на одно живое существо, как у дрэг-квин Йоханнес Ярураак.


Почему инопланетяне вдохновляют сегодня
Как отмечает издание i-D, создание новых норм красоты, которые изначально общество не принимает, считает «уродливыми» или странными, на самом деле не новая идея. Панки, готы, эмо и многие другие субкультуры на этапе зарождения воспринимались как альтернативные, а их атрибутика считалась как минимум необычной. Однако со временем те, кого изначально считали «неформалами», завоёвывали популярность и признание, а некоторые изначально нишевые субкультуры вроде готики сегодня вообще считаются частью поп-культуры.
Инфлюэнсеров, создающих инопланетные образы, пока трудно отнести к какому-то движению, однако большинство из них — случайно или нет — объединяют некоторые идеи. До сих пор «внеземная» эстетика воспринимается как нечто экстравагантное, и понятна она немногим. Но всё же находятся желающие, которые берутся расширять понятие «нормальности», стараются изменить представления общества о конвенциональной красоте, дать (и одновременно вместе с тем получить) больше свободы для самовыражения без осуждения. «Когда мы видим похожих людей или кого-то, кто находит новое определение того, что значит быть нормальным, мы чувствуем единение. Мы все боремся за одну цель: измениться», — заявляют Fecal Matter.
Кроме того, бьюти-тенденция, отсылающая к инопланетянам, бросает вызов стереотипам о макияже как о средстве адаптации, а также его первоначальной функции — скрыть несовершенства и подчеркнуть «достоинства». Образы Sylvia или Джуно Бёрч уж точно не вписываются в традиционные рамки красоты, поэтому трудно сказать, что всё это они делают, чтобы получить всеобщую любовь. Большинству их образы наверняка покажутся скорее странными, нежели привлекательными. Инфлюэнсеры меняют наше представление о том, как можно использовать косметику, и дают понять, что даже с альтернативным образом возможно завоевать популярность. «Наша задача — доказать миру: быть другим и не вписываться рамки нормально. Иногда, правда, небезопасно: периодически становимся мишенью для ненависти. Но нас она не трогает. Если постоянно жить в страхе, люди так никогда и не увидят свободу на улицах», — делятся мыслями Стивен Радж и Ханна Роуз. Поэтому, как верно замечает издание Fashion господство «мутантов», возможно, не столько ниспровержение красоты, сколько её эволюция.
Инопланетная тенденция также затрагивает и разговор о самоопределении. Инопланетные образы дают людям возможность определять себя, как они того желают, или вообще отказаться от конкретных определений.
Возможно, эта тенденция ещё и про самоощущение. Мир меняется слишком быстро, в нём происходит так много тревожных событий, что многие из нас начинают чувствовать себя своего рода пришельцами, чей привычный мир перевернули с ног на голову, и теперь заново приходится учиться в нём жить. Некомфортно, страшно, даже в родном месте кажется, что ты здесь чужой, — такие ощущения появились ещё в пандемию коронавируса и со временем лишь обострились. Месяцы затворничества привели к тому, что нам пришлось восстанавливать свою привычную жизнь, пытаться заново обрести рутину. Кому-то удавалось без труда привыкнуть к новой реальности, а кто-то до сих пор с трудом осознаёт её и никак не может избавиться от чувства неприкаянности, как те самые герои лукбуков, выкрашенные в разноцветную краску и испытывающие предательский эффект прожектора.
ФОТОГРАФИИ: Gucci, Rick Owens, Moschino, Sorelle, Juno Birch
Комментарии
Подписаться