Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ТенденцияНе только для сцены: Что такое балеткор и как элементы костюма из балета становятся популярны

Не только для сцены: Что такое балеткор и как элементы костюма из балета становятся популярны — Тенденция на Wonderzine

Почему тенденция идёт дальше юбок-пачек и балеток

В конце января Zara представила совместную коллекцию с Нью-Йоркским балетом — в капсулу вошли вещи, выполненные в балетной эстетике. Почти в то же время в социальных сетях заговорили ещё об одной новой, набирающей популярность эстетике — балеткоре. Похоже, совсем скоро тюль, шёлковые юбки, обтягивающий трикотаж, болеро, гетры и балетки заполонят полки магазинов. Мы решили разобраться, почему модная индустрия вновь обращается к балету и как адаптировать тенденцию к повседневной жизни.

Текст: Екатерина Рыбалко

С чего всё началось

В начале 2020 года в нью-йоркском Музее института моды и технологий проходила выставка «Балерина: Современная муза моды», посвящённая «дружбе» классического танца и дизайна одежды. В действительности танцоры балета вдохновляли дизайнеров не только последние годы, а начиная ещё с 30-х годов прошлого века. Одной из первых соединила два вида искусства Коко Шанель: в 1924 году по просьбе антрепренёра Сергея Дягилева она создала костюмы для балета труппы «Голубой экспресс». В основу сценических нарядов легла «спортивная» коллекция дизайнера, вышедшая незадолго до спектакля. Традиционные балетные костюмы Шанель заменила на топы, шорты, кюлоты, свитеры и гольфы — так светский костюм впервые попал на сцену в почти оригинальном виде.

Вслед за Шанель диалог между балетом и модой продолжили вести и другие дизайнеры. «Балет и мода связаны с 1930-х годов. Появление таких дизайнерок, как Шанель, Ланвин, Скиапарелли и Вионне, а позже работа Диора и Ива Сен-Лорана, увлечённых балетом, помогли сделать из балерины вдохновляющую, идеализированную фигуру», — рассказывает Патриция Мирс, куратор выставки «Балерина: Современная муза моды».

На самом деле за этим «идеализированным образом» стоит очень непростая история. Изначально артистами балета были исключительно мужчины — только к началу XIX века, когда в моду вошёл романтизм, главные роли стали доставаться женщинам. Однако вместе с новыми возможностями у танцовщиц появились и определённые сложности. В то время постоянными зрителями постановок были богатые и влиятельные мужчины, которые приходили посмотреть на балерин, а после спектакля проходили за кулисы, чтобы общаться с артистками (подобное покровительство делало положение женщин более уязвимым). Кроме того, «патроны» могли даже влиять на выбор солиста в постановке, а также на увольнение «непригодных» членов труппы.

«Модных» вех в истории балета множество. В 1830-х и 1840-х годах популярность танца вышла на новый уровень, во многом благодаря знаменитой балерине Марии Тальони. «Именно Тальони создала архетипический образ балерины. В постановке „Сильфида“ она была одета в белый приталенный лиф и прозрачную юбку из тюля — укороченную версию популярного платья 1830-х годов», — объясняет сотрудница музея Мадельф Хоэ.

Говоря о классическом танце, невозможно не отметить влияния «Русского балета» Сергея Дягилева, который пытался расширить рамки позволенного. «Эта антреприза была очень влиятельна: она объединила лучших артистов и музыкантов», — отмечает Патрисия Мирс. По мнению куратора, их ориенталистская эстетика оказала огромное влияние на поколение довоенных дизайнеров. А также, добавим, поспособствовала мировой моде на всё «русское».

В 1932 году Vogue посвятил восемь страниц постановке «Котильон» Русского балета Монте-Карло. Над сценическими образами работали художница по костюмам Варвара Каринская и французский художник Кристиан Берар. Последний, кстати, сотрудничал с Коко Шанель и был наставником молодого Кристиана Диора, в работах которого балетная эстетика доминировала на протяжении 1940-х и 1950-х годов.

Однако уже к 1970-м годам популярность артисток и балета в целом в мире пошла на спад. По словам Патрисии Мирс, «этот архетип просто перестал быть актуальным для поколения женщин, борющихся за свои права и равенство».

Балеткор и новые стандарты

К концу 2010-х балет вновь заинтересовал модную индустрию. В сезоне весна-лето — 2019 свои интерпретации сценического и тренировочного костюмов показали Dior, A.W.A.K.E., Peter Do, Ermanno Scervino и многие другие бренды. А Acne Studios даже выпустили рекламную кампанию с украинской танцовщицей Софьей Моховой.

Причин тому много. В балете, в изначально ультраконсервативной сфере, стали происходить медленные сдвиги. В 2015 году артистка Мисти Коупленд стала первой афроамериканской примой-балериной ABT. Назначение Мисти положительно сказалось на имидже балета и сыграло важную роль в демократизации индустрии. На тот момент назвать балет инклюзивным было довольно сложно. Например, в некоторых театрах руководители даже запрещали афроамериканским танцорам перекрашивать пуанты под цвет своей кожи, так как это, по их мнению, нарушало традиции. Однако ситуация постепенно меняется и составы балетных трупп становятся всё разнообразнее. В конце прошлого года в американском театральном центре Олни режиссёрка Марсия Милгром Додж представила новую версию сказки «Красавица и чудовище». Роль Белль исполнила квир-афроамериканка Джейд Джонс, а в образе её возлюбленного предстал Эван Руджеро, лишившийся ноги в юношестве из-за онкологического заболевания.

Сегодня балеткор выбился в тренды вслед за другими «эскапистскими» тенденциями вроде коттеджкора. Но если умиротворяющий коттеджкор закономерно родился в ответ на хаотичность современной жизни, то на какой же запрос общества отвечает балеткор? Самый очевидный ответ — постпандемийное желание наряжаться и для самых незначительных случаев. Даже Кэрри Брэдшоу в сериале «И просто так…» вернулась к своему культовому образу с пачкой. Только в продолжении оригинального шоу героиня Сары Джессики Паркер носит фатиновую юбку куда длиннее. Креативный директор Carolina Herrera Уэс Гордон совершенно верно отметил, что «балет вечно балансирует где-то на грани между избыточностью и сдержанностью». И балеткор — одновременно роскошный и строгий — идеально вписывается в новую реальность, в которой даже обычная встреча с друзьями уже большое событие.

И хотя лёгкие ткани и нарядные силуэты действительно могут стать альтернативой наскучившей домашней одежде, всё же это лишь одно из проявлений балеткора. Куда большую популярность сейчас набирает обратная, менее эффектная сторона балетной эстетики, которая обычно прячется в репетиционном зале. Боди, болеро, кардиганы с запахом, гетры, легинсы, шёлковые юбки, облегающие комбинезоны и трикотаж — всё то, что танцоры обычно носят за кулисами, получило сегодня даже большее внимание, нежели сложносочинённые сценические наряды.

Как раз эта сторона балеткора заинтересовала и пользователей TikTok. И хотя хештег #balletaesthetic уже набрал более пяти миллионов просмотров, далеко не все рады возвращению спорной эстетики. Например, настороженно относятся к балеткору люди, столкнувшиеся с расстройством пищевого поведения. На то есть причины — требования к внешнему виду в балетной среде действительно очень строгие. «О проблемах с весом в балете говорят напрямую, не думая о том, что это может нанести какую-то травму», — рассказывает танцовщица Нюся, героиня нашего материала о токсичной стороне балетной учёбы. Физическое истощение, неэтичные разговоры о весе, публичное осуждение и «неправильные» цифры на весах, кажущиеся концом света, — это всё обратная сторона «изящного» искусства.

Сегодня эти стандарты — медленно и со скрипом — уже начинают меняться и появляется надежда, что когда-нибудь инклюзивные труппы станут правилом, а не исключением. Что же касается балеткора, то сделать эту тенденцию более демократичной нам уж точно под силу — главное помнить, что чужие стандарты не должны мешать вам носить то, что нравится.

Как носить и где купить

По статистике Lyst, в начале прошлого года спрос на балетную одежду значительно вырос. Так, балетки стали искать на 36 % чаще, а трикотажные топы, напоминающие тренировочную форму артистов, — на 19–25 %. Ожидаемо самым востребованным дизайнером одежды в стиле балеткор стала Симон Роша. В марте 2021 года она выпустила коллаборацию с H&M: в коллекцию вошли розовые и чёрные платья из тюля, а в съёмке кампейна приняла участие солистка Королевского балета Франческа Хейворд.

Всё чаще отсылки к балету встречаются и в коллекциях молодых марок. Так, обтягивающие комбинезоны, минималистичные боди, вещи с завязками и балетки, напоминающие пуанты, можно найти у брендов Maroske Peech, Tank Air, Nodress, Selasi и J.Crew. Не отстаёт от них и масс-маркет: Zara в конце января выпустила коллаборацию с Нью-Йоркским балетом. В капсулу вошли платья из тюля и шёлка, трикотажный комбинезон, шерстяные легинсы, а также туфли, украшенные атласными лентами.

Сочетать балетную одежду с базовой легче, чем кажется на первый взгляд. Самый простой вариант — цитировать сценические образы целиком, выбирая для этого балетные пачки и тюль. А те, у кого есть возможности для поиска подходящих вещей, могут попробовать образы с тренировочной униформой, как это делают блогеры Эйприл, Никки Росси и Роан Макклин.

Molly Goddard, 67 613 руб.
Molly Goddard, 45 232 руб.

ФОТОГРАФИИ: Christian Dior, Ermanno Scervino, Simone Rocha x H&M, isabella catherine ricci / instagram

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.