Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ТенденцияГобеленовые корсеты: Как вещь с непростой биографией вернулась в моду

Гобеленовые корсеты: Как вещь с непростой биографией вернулась в моду — Тенденция на Wonderzine

Эффектный аксессуар в новом прочтении

Трудно представить вещь с более богатой историей, чем корсет. В разное время этот предмет гардероба носила практически вся Европа, затем от него поголовно отказывались, потом снова возрождали и снова критиковали. Но за последние десятилетия отношение к корсету сильно изменилось — из символа угнетения он превратился в чувственную вещь, символизирующую новую сексуальность. История корсета и сегодня вдохновляет дизайнеров на эксперименты: например, в рекомендациях TikTok всё чаще можно увидеть необычные корсеты из гобеленов. Разбираемся, как этот аксессуар снова обрёл популярность и зачем новое поколение дизайнеров создаёт корсеты.

Текст: Екатерина Рыбалко

С чего всё началось

Начиная с XVII века корсеты постоянно присутствовали в жизни женщин, а иногда и мужчин. Сегодня это трудно себе представить, но несколько столетий назад ради «эталонного» тела девушки носили даже металлические корсеты, которыми можно было затянуть талию до 25 сантиметров. Корсеты деформировали тело, органы, ухудшали общее самочувствие: из-за нехватки воздуха девушки постоянно падали в обмороки. В какой-то момент к корсетам стали относиться настороженно и даже почти перестали их носить. Но совсем ненадолго: уже к XVIII веку корсеты снова вернулись в моду. Вся Европа облачилась в них благодаря французской королеве Екатерине Медичи. 33 сантиметра — именно таких размеров должна была достигнуть женская талия по стандартам той эпохи. Те, кто отказывался носить неудобные корсеты, считались «простолюдинками», ведь чем тоньше талия — тем выше твой статус.

О корсетах и не думали забывать до XX века, пока дизайнер Поль Пуаре не решил отойти от стандартов и отказался от корсетов в пользу одежды свободного кроя. «Я объявил войну корсетам», — сказал дизайнер и создал платье Le Vague, у которого юбка начиналась под грудью и спадала до пола. Пуаре считал «смешным» деление женского тела на две части — высокий бюст и выступающие бёдра, — поэтому его платье повторяло фигуру модели, никак не деформируя её. Позже его идеи подхватили и другие дизайнеры: Коко Шанель, Мадлен Вионне, Эльза Скиапарелли. Новый крой так сильно утвердился в моде, что о корсетах не вспоминали несколько десятилетий, пока Кристиан Диор не решил подарить им новую жизнь.

В 1950-х, после двух мировых войн и периода модного аскетизма, силуэт эпохи Возрождения пришёлся кстати: девушкам хотелось освободиться от грубой одежды, обрести больше пресловутой элегантности. Тогда-то Кристиан Диор и придумал силуэт. В моду снова вошли корсеты, корсетообразные жакеты, осиные талии и пышные юбки. Несмотря на критику коллег (Кристобаль Баленсиага и Коко Шанель, например, восприняли революцию Диора c долей критики), «новый облик» имел необычайный успех: дизайнеру удалось создать образ женщины, уставшей от войны.

Следующая модная революция не заставила себя долго ждать. В 60-е новое поколение отвергло консерватизм родителей и решило отбросить устаревшие культурные ценности. Вместе с ними изменилась и мода — корсеты стали восприниматься как пережиток прошлого, символ застоя и ненужных ограничений. Почти двадцать лет они пролежали в пыльных коробках, пока дизайнер Иссэй Миякэ не решился на эксперимент. В коллекции осень-зима — 1980 дизайнер впервые сделал корсет, точно повторяющий изгибы женского тела. Отлитый из пластика корсет демонстрировал, что одежда и тело — это одно целое. Его концепцию обтягивающего (но не утягивающего) «корсета» можно увидеть в работах Givenchy, Thierry Mugler и Schiapparelli.

После Миякэ в 90-е дизайнер Вивьен Вествуд сделала корсеты чуть ли не главной вещью десятилетия. Визитной карточкой дизайнера стали корсеты, которые, в отличие от узких моделей с китовым усом, носили чисто декоративный характер: они действительно слегка приподнимали грудь, но при этом позволяли моделям дышать. А что ещё важнее — это были первые корсеты, которые стали носить не как нижнее бельё, а как самостоятельный предмет гардероба. Но финальную точку в популярности корсетов поставила Мадонна. В рамках тура «Blond Ambition» певица эффектно разорвала на сцене свой жакет и обнажила перед толпой атласный корсет с конусным бра, который сделал для неё Жан-Поль Готье. Этот корсет точно не символизировал слабую и угнетённую женщину — он стал «униформой» женщины, которая осознаёт свою сексуальность и не боится её показать.

И, конечно, нельзя говорить о корсетах и не упомянуть Тьерри Мюглера. Французский кутюрье создал несколько культовых образов, которые восхищают до сих пор. Один из них можно найти в осенне-зимней коллекции 1995 года: в подражание воинственной Жанне д’Арк немецкая модель Надя Ауэрман вышла на подиум в золотом корсете, напоминающем часть рыцарских доспехов.

С тех пор дизайнеры практически каждый сезон экспериментируют с материалами, формой и деталями корсетов. Tom Ford, Mugler, Versace, Saint Laurent и Balenciaga окончательно утвердили за корсетом статус эффектного предмета гардероба, а не просто утягивающего белья. Новую волну популярности корсеты получили в 2019 году. Тогда их носили почти все знаменитости: от певицы Лиззо до модели Беллы Хадид. А в сезоне осень-зима — 2019 такие разные бренды, как Etro, Dion Lee и Sacai, показали свои версии культового аксессуара, тем самым укрепив его место в современной истории моды.

Сегодня дизайнеры продолжают экспериментировать и адаптируют корсет под современные реалии. В начале этого года особую популярность корсеты получили благодаря сериалу «Бриджертоны», в котором герои носили роскошные костюмы эпохи Регентства. В это время на смену жёстким конструкциям пришли более удобные тканевые версии.

Неудивительно, что корсеты теперь можно найти везде, а молодые дизайнеры решили по-новому взглянуть на них. Так, Джойс Спакмэн, модельер из Нидерландов, создаёт корсеты из фарфора и витражей. А дизайнер Weslah делает корсеты с очень объёмными плечами. Нередко современные дизайнеры обращаются и к искусству, используя для изготовления вещей копии картин известных художников. Именно так поступает Juntae Kim, дизайнер из Лондона. Для своих корсетов он печатает работы Паоло Веронезе, Франсуа Буше, Себастьяно Риччи и даёт им новую жизнь. Ещё новое поколение дизайнеров создаёт корсеты с провокационными надписями и названиями групп, особенно популярных в нулевые, рисует на них собственные картины или шьёт их из толстовок и даже гобеленов.

Новое поколение девушек-дизайнеров, создающих корсеты из гобелена

Если вам кажется, что гобелен — это «ковёр» на стене, то вы отчасти правы. Гобелен — это тканый ковёр ручной работы, на котором мастер изображает различные сюжеты. Но тысячелетиями гобелены висели не только в домах, из них шили даже одежду. А три года назад дизайнеры практически одновременно вспомнили об этом предмете искусства. Вирджил Абло в коллекции осень-зима — 2018 представил пальто, боди, корсеты и платья с изображениями экзотических растений и лошадей. Гобелены, которые использовал модельер, стали оммажем творчеству британского художника Альфреда Маннингса. На показе Kenzo практически каждую вещь украшал декор, имитирующий гобелен: от брюк до свитеров. В этом же сезоне ткань для гобеленов появилась и на аксессуарах: сумки с вышивкой выпустил John Galliano. Сегодня же дизайнеры шьют из гобелена корсеты.

Автор проекта Koss Koss Александра Пустырева с детства занималась рисованием и мечтала быть «художником-изобретателем». На втором курсе художественной академии Александра решила создать проект Koss Koss, чтобы исполнить «детскую мечту». «Я создаю коллекции одежды ограниченного тиража. Вдохновляют меня на эксперименты нуарные фильмы, хипповские вечеринки, ретровейвовские электронные мотивы и роскошь царской эпохи. Самая любимая вещь в проекте — это, конечно, корсеты! Я работаю над ними активнее, чем над всем остальным, потому что корсет — особая вещь. Это праздник, это роскошное самоощущение, это вещь для настоящих ценителей», — рассказывает дизайнер. Материалы Александра находит в совершенно разных местах. Целый год она коллекционировала и собирала гобелены во всех уголках России: искала на барахолках, перекупала у бабушек в деревне, кто-то даже дарил ей ткань. Девушка рассказывает, что создание корсетов — довольно долгий процесс. Иногда только на поиски нужного материала может уйти до трёх недель. Александра работает с гобеленами 1960-х годов, больше всего её привлекает ткань с сюжетами сказок или копиями известных картин. «Хочется сохранить в корсетах, которые я делаю, историю нашей страны. Гобелены у большинства людей лежат где-то на дачах, в шкафах, на них никто не обращает внимания, хотя ценность этих изделий колоссальна», — поделилась девушка.

Полина Апреликова, дизайнер гобеленовых изделий, тоже полюбила корсеты в юности: шила и носила их ещё в школе. Девушке нравится идея подчёркнутой линии талии. С гобеленом, по словам Полины, работать очень комфортно — у него подходящая текстура, плотность, он идеально подходит для экспериментов с формой и объёмом. И хотя в России проблем с производством и поисками гобеленов нет, дизайнер хотела бы разработать уникальный авторский принт. «Мой любимый мотив в гобеленах — это цветы. Цветочные принты не устаревают, а используя их, я могу запечатлеть мимолётную красоту, которая доступна нам лишь на короткий срок. Мои любимые мотивы — это рисунок mille fleurs (фр. тысяча цветов. — Прим. ред.), который использовался в средневековых гобеленах, пасторальные мотивы, а также работы Уильяма Морриса, которые тоже часто цитируются в современных тканях», — рассказывает Полина. Помимо работы с реальными тканями, дизайнер экспериментирует и с 3D-одеждой. И хотя для девушки это направление ещё в новинку, вещи отлично продаются и имеют успех у блогеров: «Думаю, за виртуальной одеждой не просто будущее, а уже настоящее, ведь даже сейчас её покупают реальные люди, вещи используют на съёмках в глянце, появляется большое количество площадок для продаж, и интерес растёт с каждым днём».

Не стоит думать, что гобелены популярны только в России. Кристин Мэллисон, дизайнер из Нью-Йорка, тоже работает с гобеленовой тканью. После окончания Института Пратта в 2016 году (где особое внимание уделяется изучению устойчивого развития) Кристин работала в нескольких небольших модных компаниях, но быстро поняла, что растрачивает себя. Через несколько лет после этого она пришла на работу в компанию, занимающуюся дизайном интерьеров, и там девушка начала работать с людьми, которые разделяли её любовь к созданию долговечных вещей. «Изготовление одежды из переработанных материалов всегда было основой моей работы, и компания, которая ценила эти идеи, вдохновила меня снова начать работать в моде. А в качестве бонуса я смогла забрать у них остатки обивки и тканей, чтобы затем использовать в своей одежде», — говорит дизайнер. Кристин начала делать корсеты из обрезков ткани, а потом нашла несколько антикварных гобеленов в комиссионном магазине, на них были изображены женщины в корсетах. Дизайнер так вдохновилась этой находкой, что решила сама попробовать сделать корсет: «Я хотела создавать сексуальные вещи из тяжёлых и прочных тканей. Мне нужно было придумать способ сделать короткий и удобный корсет из громоздких обивочных материалов. Это был удивительный процесс».

Мебельную ткань использует и Нару, дизайнер из Стамбула. Девушка — последовательница движения wearable art («искусство, которое можно носить»), а история её бренда началась с того, что Нару захотела создать себе корсет из кусков гобелена. Ателье дизайнера находится в Стамбуле, где можно найти множество подобных изделий и где Нару встретила мебельного мастера, который ещё и создавал картины. Тогда девушка поняла, что из одного полотна может сделать несколько корсетов, и решила создать свой бренд. «Изготовление корсета может занять много времени, так как это полностью ручная работа и каждый корсет имеет индивидуальный дизайн. Специальная подготовка с раскройкой и шитьём ткани может занять 3–4 дня, но это стоит того. Я хочу работать именно с гобеленом, потому что сама очень люблю носить вещи с историей», — рассказывает Нару.

Дизайнер Кристин Мэллисон создаёт корсеты из гобеленов, делая упор на апсайклинг и заботу об экологии. «Нет ничего лучше, чем найти в комиссионном магазине антикварный стул за 10 долларов, из которого я могу сделать пять или шесть корсетов», — рассказывает она. Для Кристин корсет символизирует раскрепощение.

Новый символ

Корсет — один из наиболее противоречивых предметов женского гардероба, который на протяжении нескольких веков то выходил из моды, то возвращался. В разное время корсет считался символом патриархальных устоев, социального доминирования, тоски по женственным силуэтам, сексуальной революции и даже феминизма. Сегодня молодые дизайнеры пытаются превратить этот неоднозначный предмет гардероба в символ нового времени. Так, создательница Lilt Clothing Тиффани Ли раньше создавала яркие корсеты с принтами, вдохновляясь вещами эпохи Возрождения. Дизайнер считает, что корсет может помочь человеку почувствовать себя более уверенным: «Я думаю, что популярность корсетов сейчас связана с трендом на прославление женской фигуры. Но важно, что сегодня женщины надевают корсеты для себя, а не как это было раньше, когда это была тенденция, созданная мужчинами для мужчин», — рассказывает Тиффани в одном из интервью.

И хотя дизайнеры давно отказались от китовых усов и не возводят талию размером 33 сантиметра в культ, Патрисия Маэда, редактор Fashion Snoops, считает, что корсет по-прежнему очень противоречивый элемент гардероба: «С одной стороны, это символ расширения наших возможностей, женской сексуальности, но с другой — корсет всё ещё отражает консервативные нормы общества в отношении женского тела, в том числе одержимость талией в форме песочных часов». Маэда считает, что на женщин и сегодня оказывают большое давление: общество требует, чтобы они соответствовали идеалам красоты.

Исследовательница моды Аланна Макнайт уверена, что люди любого гендера и комплекции смогут чувствовать себя комфортно в корсетах, когда СМИ прекратят демонизировать этот предмет гардероба и перестанут стыдить людей, которые хотят выражать свою идентичность через одежду. И всё-таки корсет, как и любая вещь, несёт тот смысл, которым мы его наделяем.

Дизайнер Александра Пустырева думает, что повышенный интерес к корсетам сегодня связан с тем, что мода циклична и тренды постоянно сменяют друг друга. Но вот корсеты из гобелена — это довольно нестандартное решение. Девушка не считает, что такая вещь может стать массовой. «Для меня корсет — одно из уникальнейших изобретений человечества. Это символ роскоши, эстетики и любви к искусству», — признаётся Александра.

Помимо цикличности моды, у популярности корсета есть ещё много причин. Например, Ева, дизайнер из Великобритании, думает, что популярность корсетов сегодня может быть связана с набирающей обороты эстетикой regencycore. Из-за долгой изоляции люди начали тосковать по моде прошлых веков и захотели вернуть пышные платья, корсеты и шёлковые перчатки.

Полина Апреликова напоминает, что тренд на «корсетизацию» начался ещё год назад. А брендов, предлагающих корсеты из гобеленов, сейчас так много, что эти изделия уже можно назвать глобальным трендом. Корсеты сегодня стали практически символом феминизма: «Несмотря на то, что изначально корсет был символом угнетения женщины и её второстепенного положения в обществе, сейчас для меня это своего рода „нежная“ броня, отгораживающая от жёсткости внешнего мира, но при этом показывающая силу женственности. Символы трансформируются со временем, приобретают новые значения, то же самое произошло и с корсетом», — рассуждает Полина. О новой «женственности» говорит и Кристин Мэллисон. Дизайнер считает, что корсеты определённо придают образу сексуальности, потому что подчёркивают фигуру. Однако для Кристин современный корсет мало похож на викторианский: «Сегодня всё изменилось, мы больше не носим корсеты под одеждой, теперь это самостоятельный предмет гардероба. Они больше не имеют ничего общего с „традиционной женственностью“».

С чем носить

Как носить классические корсеты, рассказывали уже много раз до нас. А вот с чем можно сочетать корсет из гобелена — вопрос посложнее. Можно брать пример со знаменитостей и носить корсет поверх платья как это делает актриса Варвара Шмыкова. Модель и актриса Барби Феррейра предпочитает более расслабленные образы и сочетает корсет с легинсами.

Корсет из гобелена довольно акцентная вещь, поэтому он всегда хорошо выглядит с базовыми вещами, например с джинсами, лёгкими брюками или мини-юбками. Отлично смотрится корсет и с воздушными платьями. Если вам близка эстетика коттеджкора, то можно обратить внимание на блузы с объёмными рукавами — они станут отличным дополнением к корсету. Наконец, корсеты можно сочетать с яркими украшениями, например с массивными серёжками или ожерельями.

ФОТОГРАФИИ:Evecorsets, isthisfate / Instagram, Naru Atelier, Kristin Mallison, haileyheaton / Instagram, iamtheflowerthief / Instagram, kristinmallison / Instagram, faitparfoutch, commons wikimedia (CC BY-SA 3.0)

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться