СтильCтилисты — о фильмах с самыми вдохновляющими костюмами этого года и не только
Что смотреть на праздниках
В преддверии Нового года и долгих каникул мы попросили стилистов посоветовать фильмы с интересными, выверенными и нескучными костюмами, которые их впечатлили. Возможно, понравятся они и вам.
Света Михайлюк
Буду честной, в этом году мой фокус внимания сильно сместился с привычных интересов и я как никогда мало смотрела нового визуала. Первый фильм, который мне вспомнился как тёплое напоминание о прошлой жизни, — «Лакричная пицца». Я помню, как в начале года ходила смотреть его в свой любимый кинотеатр «Художественный» и вышла оттуда с чувством предвкушения весны. Фильм меня вдохновил нарядами 70-х: клёш, мини, цветочные принты, футболки без белья, тёплая цветовая палитра.
Конец года, безусловно, запомнился сериалом «Wednesday». Теперь мы все хотим быть готками. Лично для меня более вдохновляющим оказался образ Мортиши, а не самой Уэнсдей: тотал-чёрный, макси-платья в пол, прямой пробор и коричневая помада — теперь хочу ходить так всегда и везде.
Из старых фильмов, которые в этом году я пересмотрела и открыла для себя с новой визуальной стороны, — это «Мистер и миссис Смит». Вспомнила я о нём благодаря сториз своей коллеги, стилистки Софии. Сам фильм абсолютно обычный, но костюмы героев выглядят очень модно. Фильм 2005 года, поэтому там вся золотая классика нулевых: карго-брюки и белая майка, кожаный приталенный тренч и платок на шее, латексный корсет с митенками ну и, конечно, культовый лук — резиновые сапоги Hunter с белой рубашкой для героини Анджелины Джоли и те же сапоги, но с трусами-боксерами и белой майкой для героя Брэда Питта.
Я люблю ресёрчить историю создания костюмов для кино, и, кстати, чаще я сначала читаю разбор, а потом смотрю фильм. Например, мне очень нравится читать телеграм-канал «Кинокостюм для чайников». Его ведёт художница по костюмам Анна Баштовая, она очень интересно разбирает фильмы с точки зрения костюма. Также раньше я любила рубрику «Стиль в фильме» на Blueprint. До сих пор иногда туда захожу и выбираю фильм для просмотра, основываясь на том, понравились мне костюмы в разборе или нет.
Валерия Никольская
Подростком я особенное внимание уделяла костюмам в кино и сериалах. «Skins», «Сплетница», фильмы Бертолуччи, «Мария Антуанетта» Копполы — мне кажется именно так и формировалась моя любовь к одежде, к образам, интегрированным в контекст, который наделяет стайлинг особым смыслом.
Однажды мне поступило предложение стать художником по костюмам в кино, но сюжет и видение режиссёра совсем не были мне близки. На мой взгляд, это ключевой момент — верить и разделять общую идею, вкус режиссёра и работать над тем, как сделать его высказывание более цельным, актуальным, живым.
В этом году нам всем пришлось непросто, у меня не было сильного желания следить за киноновинками. Чаще я пересматривала что-то, что уже люблю, чтобы получать предсказуемый результат и ресурсно поностальгировать. В свой топ-3 я точно хочу добавить «Баффало 66» — на мой взгляд, в этом фильме идеальное сочетание стилистики главных героев: бунтарские 70-е с налётом Saint Laurent Винсента Галло и кукольная, сказочная Кристина Риччи — белые колготки, блестящие туфельки Элли из страны Оз, огромные глаза и ресницы…
Второй пункт в моём списке — работа над костюмами в сериале «The End of the Fucking World». В нём стайлинг достаточно нативный, с акцентом на винтаже, и английский стиль без привязки к конкретному времени. Тандем чёрного костюма главного героя и свадебного платья с мартинсами главной героини во втором сезоне — мой total match.
Третье место делят два современных фильма — нашумевший американский «Тар» с Кейт Бланшетт и российский «Другое имя» с Ходченковой. Для меня они чем-то схожи своей меланхоличностью и безупречностью костюма. Но на мой взгляд, это тот случай, когда форма побеждает содержание. Тем не менее стоп-кадры этих двух картин могут служить отличными стайлинг-референсами.
Хочется в этот рейтинг бонусом добавить рекомендацию моей ассистентки и коллеги Насти Кукиной, которая серьёзно увлекается старым кино и историей моды. Её фаворит уходящего года — «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера: «Больше всего меня вдохновили точные минималистичные образы героини Тильды Суинтон: в них нашли отражение и профессорский стиль (ведь героиня — учёный, исследовательница мифов), и безвременье, лежащее в основе истории. Художнику по костюмам картины Ким Баррет нет равных: ей мы также обязаны образами из „Матрицы» и „Облачного атласа“».
Ксения Васильева-Вольгелернтер
Я, конечно, визуал, но для меня визуальное, наверное, не должно преобладать над смыслом произведения. Так как я сама стилист, у меня произошла профдеформация: я всегда смотрю титры в кино и команду, иногда гуглю отдельных художников по костюму, если мне очень понравилась их работа. Год назад меня пригласили побыть художником по костюму в одном сериале, это очень крутой опыт, сбылась ещё одна моя детская мечта. Я снимала небольшой сериал — было лето и я почти всё время проводила на съёмках, до этого я ещё повредила ногу и все съёмочные дни проходила на костылях по полям и лесам. Было тяжело, киношные смены — это отдельный вид искусства для людей сильных и физически, и психологически. Не знаю, смогу ли я это повторить снова. Теперь я часто ловлю себя на мысли, что во время просмотра кино обращаю внимание на то, как образы героев вписываются в сцену и кадр, и думаю, сколько дублей одежды было на ту или иную сцену.
Мой топ-3 фильмов за прошлый год. Это «Сцены из супружеской жизни» 2021 года с Оскаром Айзеком, где художником по костюму была моя коллега, стилист Мияка Беллицци. Она давала пару классных интервью, где описывала различие этих двух профессий, и выкладывала примерки героев в свой инстаграм. Из последнего мне понравились костюмы в сериале «Белый лотос». Конечно, я встречала мнение что некоторые герои выглядят недостаточно достоверно, но мне как зрителю было визуально приятно за ними наблюдать. Российский кинематограф я смотрю чуть реже, из последнего увиденного — сериал «Happy End», в плане визуала всё было сделано на уровне.
Ая Москаленко
Визуальная составляющая фильма для меня играет большую роль. Мне важно общее ощущение от картинки — оно должно заставлять проникнуться фильмом с первых минут. Если так происходит, я буду смотреть дальше как заворожённая, независимо от того, насколько может оказаться нудным сюжет. Я бы выделила вот эти два фильма. Это «Дневная красавица» конца 70-х. Его определённо стоит посмотреть, если вам хочется проникнуться стилем Ива Сен-Лорана и увидеть его идеальное воплощение в образе Катрин Денёв.
И документальный фильм «Верушка: Жизнь перед камерой». Фильм про рефлексию художницы-модели. Недавно пересмотрев его, я ещё раз убедилась, насколько сильно она опередила время и как повлияла на творчество многих дизайнеров.
У меня был опыт подбора одежды для массовки, это очень сильно отличается от того, чем я занимаюсь сейчас. Безусловно, было бы интересно попробовать себя в более крупном проекте. Главное отличие в том, что художнику по костюмам важно в первую очередь отталкиваться от самой личности героя — что он мог бы носить относительно своего характера, образа мыслей, и времени, в котором он живёт.
Ирина Фирсова
К сожалению, в этом году не было ни одного нового сериала и фильма, который зацепил бы меня в стилистическом плане. Но я очень люблю стиль 80-х — ту эпоху, музыку и настроение. Особенную роль в формировании этой любви сыграли американские фильмы и сериалы, снятые в Майами и Лос-Анджелесе того времени: сериал «Miami Vice», «Лицо со шрамом» с Аль Пачино и, пожалуй, один из моих самых любимых фильмов «Американский жиголо» 1980 года с Ричардом Гиром и Лорен Хаттон.
В этом фильме прекрасно всё — от раскалённых улиц Беверли-Хиллз до минималистичных и в то же время роскошных нарядов Хаттон. И конечно же, особую роль играет образ Ричарда Гира, который весь фильм носит одежду только бренда Giorgio Armani. Сам дизайнер был одним из художников по костюмам в картине, и именно после этой работы бренд стал набирать популярность. Одним словом, после просмотра хочется не то чтобы даже наряжаться как Гир и Хаттон, а просто стилизовать так же чисто, лаконично и вневременно.
ФОТОГРАФИИ: UPI, Focus Features, Universal Pictures, HBO, Настроение Video, Arte