СтильПодиум в виде грязи, манифест Канье Уэста и «жидкое» платье: Чем запомнится Парижская неделя моды
Как мода восстаёт из пандемийного пепла
Вряд ли кто-то будет спорить, что только что прошедшая Парижская неделя моды оказалась самой богатой на события за последние несколько лет. Эксперты ещё в разгар пандемии предрекали, что после неё нас ждёт ощутимый для всех (даже тех, кто модой не интересуется вовсе) подъём. Эмоции от живых шоу — или хотя бы от видео, фотографий или мемов по мотивам — оказались сейчас крайне востребованы. В некоторых уголках мира это далёкое профессиональное событие помогло хоть немного отвлечься от мрачных реалий.
При этом всеобщее внимание скорее было приковано к необычным показам, их зрелищности и атмосфере, а не итоговому продукту и новаторской дизайнерской мысли. Впрочем, в эпоху соцсетей в этом как будто бы опять нет ничего «такого». Рассказываем, какие события и вещи характеризуют первую полноценную постпандемийную Парижскую неделю моды.
Манифест, показ и кэнселинг Канье Уэста
Обсуждать модное шоу скандального рэпера, известного своими неоднозначными высказываниями, начали за несколько дней до. Слухи циркулировали вокруг всего — неофициально была заявлена цифра в 50 гостей, которым удастся попасть на показ. Позже будто бы «ликнулся» кастинг камерного шоу, среди фотографий которого можно было заметить мегазнаменитостей, включая Рианну и Анджелину Джоли. Справедливости ради, некоторые из моделей с фотографий действительно приняли участие в мероприятии — к примеру, закрывала показ Наоми Кэмпбелл. Проходило всё с участием детского хора из Donda Academy (учреждение для детей, которое основал Канье) и зачитыванием сумбурного манифеста, в котором прозвучало много громких слов — о боли от стигмы «сумасшедшего», о модных критиках, которые жалуются на качество его вещей, о Gap, которые «не поняли его видения», и об открытии нового модного дома.
Несмотря на огромный интерес к коллекции — и запросу на подобные события, обернулось всё грандиозным тарарамом. Рэпер и одна из моделей — певица Села Мартин (она также является внучкой Боба Марли) — вышли в лонгсливах с надписью «White Lives Matter»; среди гостей в таком же точно была замечена трампистка и одиозная телеведущая Кэндис Оуэнс. Чуть позже Канье в одной из многочисленных сториз написал, что Black Lives Matter было аферой — «и все это знают», что, к слову, с радостью перерепостили к себе некоторые российские модные деятели. Через день после мероприятия рэпер также умудрился поругаться с Vogue, слив личный инстаграм колумнистки, не разделившей радость от посыла шоу, и выложив её фотографию с подписью «это не фэшн-персона». Позже он написал, что лично встретился «порешать вопрос» и с девушкой, и с Анной Винтур, но эту волну было уже не остановить. Последовало ещё несколько неожиданных сториз-заявлений постфактум — витиеватых, но вполне конкретных — вроде того, что миллиардер и глава LVMH Бернар Арно убил его лучшего друга Вирджила Абло (во время шоу и манифеста Канье также назвал Бернара Арно «своим новым Дрейком»).
События разворачиваются таким образом, что, похоже, никакой фэшн-империи в ближайшее время всё же построено не будет — все попросту устали. Сама коллекция, которую называют «смесью Rick Owens и Balenciaga Демны Гвасалии» (который, кстати, был на показе), никак не оправдывает произошедшего вокруг неё. Ванесса Фридман начала свою колонку в NY Times с заявления о том, что «никакого прощения быть не может», а Анджело Флаккавенто в BoF написал буквально следующее: «Most hyped, most meaningless and disappointing», возложив часть вины за популярность Канье и создание мифа о его визионерском чутье на себя и других модных критиков.
Жидкое платье Coperni
Событие, ставшее символом всей Парижской недели, символом шанса на светлое будущее, подарившее минуты, когда казалось, что искусство и наука восторжествуют, — буквальное «распыление» платья из высокотехнологичного состава на Белле Хадид в прямом эфире. Весь перформанс сейчас сравнивают с работами Чалаяна и Александра Маккуина (в том числе по силе высказывания), а возможным он стал благодаря интересу к науке одного из дизайнерского дуэта Coperni — Себастьяна Мейера. Впрочем, сама технология не нова. Состав под названием Fabrican был разработан ещё в 2003 году испанским учёным и дизайнером Манелем Торресом. Конечный материал имеет бархатистую структуру; при желании платье выдержит даже стирку.
Грязь Balenciaga
Ещё один показ, который можно вынести за скобки всей Парижской недели, — Balenciaga Демны Гвасалии, который продолжает радовать и подростков, перепощивающих мемы по теме, и гранд-дам — друзей модного дома вроде актрис Ренаты Литвиновой и Изабель Юппер. Новый показ Демны Гвасалии, креативного директора Balenciaga и с недавних пор — посла платформы по сбору средств Украине (в марте из официального аккаунта Balenciaga были удалены все публикации, кроме фотографии украинского флага), — само по себе своего рода яркое высказывание. Никакого оптимизма, в отличие от многих других парижских шоу, как замечает Николь Фелпс из Vogue, тут нет: «Рост неравенства, возвращение фашизма, вполне реальная угроза ядерной войны. Он всё это вложил в постапокалиптическое шоу, пытаясь всех встряхнуть».
Грандиозный подиум в виде грязи и словно подтаявшего чёрного снега особенно отозвался всем, кому приходилось встречать весну в городах постсоветского пространства. Ответственен за создание такого арт-объекта испанский художник Сантьяго Сьерра, который хотел сделать полную противоположность белому комфортному выставочному пространству, а за «запах гниения» — норвежская исследовательница ароматов и художница Сиссель Толаас, которая сотрудничает с Демной не в первый раз. В коммерческом успехе коллекции, состоящей из 73 луков, тоже сомневаться не приходится — с финансовой точки зрения этот контракт пока что безупречен. Помимо завирусившейся сумки в виде чипсов, многие также обратили внимание на обувь — блестящие яркие клоги.
Кастинг, про который будут говорить после
Кастинг с участием знаменитостей — ещё один залог успеха и большого обсуждения. Так, Vogue назвал лучшим селебрити-моментом всего модного месяца (упомянув и Пэрис Хилтон у Versace, и коллаборацию Ким Кардашьян с Dolce & Gabbana) появление 76-летней дивы и певицы Шер на подиуме в обнимку с креативным директором Balmain в заключительном выходе показа. Неожиданно для всех на показе Chanel появилась модель Ирина Шейк, которую сейчас скорее ассоциируют с домом Armani (и потенциально большим контрактом) — связывают это со сменой модельного агентства, которое якобы хочет расширить горизонты для звезды российского происхождения. Целый «звёздный» каст можно было наблюдать у Miu Miu — стараниями Эшли Брокоу и Лотты Волковой здесь можно было заметить и FKA twigs, и дочь Bjork Исадору Барни, до этого также успевшую посотрудничать с маркой, а также инди-исполнительницу Этель Кейн и модель Эмили Ратаковски.
«Мемные» вещи
«Мемоёмкость», способность стать объектом для шуток и обсуждения — то, что помогает продвигать бренды сегодня. Особенно это было заметно на прошедшей Парижской неделе: странных, цепляющих взгляд предметов, многие из которых выступали лишь стилистическим приёмом во время показа и никогда не выйдут в открытую продажу, было предостаточно.
Botter использовали презервативы c подкрашенной голубой водой в качестве перчаток. Видео с ними уже заполонили тикток.
Balenciaga таки выпустили сумку в виде пакета чипсов Lays (уже звучит цена в 1800 долларов для конечного потребителя) — в июне Демну видели с виральным аксессуаром на показе выпускников Королевской академии изящных искусств в Антверпене. Правда, похоже, тогда он действительно использовал реальный пакет чипсов, чтобы сложить туда свои вещи.
На нежнейшем показе, посвящённом 10-летию участия в Парижских неделях моды марки Acne Studios, тоже можно было заметить яркий фантазийный аксессуар — бантики на сосках. Что, к слову, поддерживает всеобщий, ярко проявившийся в этом сезоне тренд на десексуализацию женской груди.
Неиссякаемый кладезь «мемов», показы Thom Browne не подвели и в этот раз. Смотреть их невероятный «car moment» с участием звезды сериала «Pose» лучше на видео.
Ещё один создатель предметов на стыке дизайна, арта и шутки — Джонатан Андерсон. Клатч в виде голубя или туфли с каблуком в виде разбитого яйца — out, тапочки из сдутых воздушных шариков и туфли куклы Барби — in. Другие восхищающие предметы коллекции — топы и корсеты, буквально спаянные из металла.
ФОТОГРАФИИ: Balenciaga, Loewe, Coperni, Candace Owens / Twitter (edited)