Стиль«Классно, что можно резать лук и не плакать»: Женщины о плюсах и минусах очков и контактных линз
Личный опыт и мнение эксперта
Очки и линзы — наиболее распространённые и доступные средства коррекции зрения. В отличие от операции по исправлению миопии или гиперметропии (то есть близорукости и дальнозоркости), которая показана далеко не всем и требует специальной подготовки, а также восстановительного периода после, очки и линзы можно носить практически всем. Мы расспросили тех, кто регулярно носит те или иные средства коррекции зрения, о том, почему они выбрали очки или линзы и как их жизнь прояснилась после.
Текст: Таня Решетник
Очки
Оля Кольченко
основательница Love Goods Lingerie
Зрение начало портиться где-то в третьем классе — всю начальную школу оно было идеальным, я сидела за последними партами и не знала бед. Но в третьем классе началось резкое падение — и в пятом классе я уже была в очках. Постепенно зрение остановилось на отметке минус 4,5 (с небольшой разницей у правого и левого глаза).
Очки мне подобрал врач — и я страшно комплексовала по поводу очков. «Очкарик в жопе шарик» и другие обзывательства у детей до сих пор в ходу. До восемнадцати лет я не носила очки постоянно — только в школе или кинотеатре. Это не значит, что я классно жила: постоянно щурилась и не узнавала знакомых, просила меня встретить, потому что могла зайти в заведение и не узнать друзей. Но я комплексовала, поэтому носить их не хотела принципиально. В восемнадцать лет я села за руль (это была моя великая мечта), и там уже без очков было невозможно: дело касалось не только моей безопасности. Тогда я начала носить очки всё время. Спасибо моей маме, она всё понимала и выделяла мне какие-то просто гигантские бюджеты на нормальные оправы, в которых я не чувствовала себя некомфортно. Так я заинтересовалась оправами, и носить очки стало легче, потому что они стали не наказанием, а аксессуаром.
Я пробовала пользоваться линзами (в четырнадцать, восемнадцать и вот недавно в двадцать восемь лет ходила на консультацию за ними). Но меня дико бесит процесс надевания и снимания, плюс в четырнадцать лет после них у меня случился конъюнктивит (хотя я исполняла все рекомендации врача, но с непривычки снимала линзы примерно часа два — может, что-то занесла). Мне неприятно касаться глаза, я так и не смогла овладеть этим навыком и успокоилась, только когда нашла пару людей с аналогичным опытом.
В дальнейшем я хотела бы сделать операцию, но пока не понимаю, как преодолеть барьер: я боюсь касаться глазного яблока. Мне даже предоперационные исследования дались тяжело, поэтому я просто бросила эту затею. Плюс я сейчас себя слабо представляю без очков. Спустя десять лет постоянного ношения я настолько привыкла к своему лицу в очках, что, когда смотрю на себя без, испытываю смешанные эмоции — нос кажется каким-то большим или глаза супермаленькими.
Возможно, если бы очки доставляли мне супернеудобства, я бы быстрее подошла к операции, но пока что мне нравится их искать, менять и коллекционировать, поэтому я не тороплюсь. Да, они запотевают зимой, в юношестве меня это бесило, а сейчас я просто снимаю их и жду, пока они «оттают». Ещё у меня много солнцезащитных очков с диоптриями, так что летом мне тоже довольно комфортно.
Евгения Иванова
(имя изменено по просьбе героини)
SMM-щица
У меня небольшой минус — около единицы, который со мной с детства. И сейчас, и в школьные годы я в основном ношу очки. Мне так удобнее: надевать линзы быстро и аккуратно я так и не научилась, к тому же в процессе носки я постоянно чувствовала их на поверхности глаза. Сейчас выбираю линзы в экстренных ситуациях — долгая поездка на машине или, например, поход на весь день в бассейн.
В очках мне комфортнее, к тому же нравится, как лицо выглядит с разными оправами. Я не ношу очки постоянно, использую время от времени: в кино, на концертах, в поездках, когда нужно встретиться с кем-то из друзей или в людных местах.
Про коррекцию зрения пока не задумывалась. У меня небольшой минус, который пока не прогрессирует, и периодическое ношение очков не создаёт мне больших сложностей. А вот операция немного пугает.
Линзы
Даша По
пиар-специалист
Зрение начало медленно портиться в школе — постепенно я перебралась за первую парту. Уже во взрослом возрасте повлияло вождение, особенно поездки за рулём в ночное время. Сейчас у меня минус три.
В школе я уже носила смешные очки-бабочки, но стеснялась их. К тому же в очках было совсем неудобно на уроках физкультуры или при других активностях. Поэтому, когда стало возможно перейти на линзы — врачи рекомендуют начинать носить их с четырнадцати лет, — я отказалась от очков.
С линзами значительно удобнее: надел — и забыл. Не щуришься, как в очках, всё видно. Сначала у меня были линзы на месяц, в которых нужно только менять раствор. Потом я начала часто ездить в путешествия, в лагеря — и таскать с собой все эти растворы стало не очень удобно. Так я перешла на однодневные линзы, с ними меньше возни. Из минусов — я столкнулась с тем, что очень сильно сохнут глаза.
Линзы я ношу почти постоянно, но дома надеваю очки, чтобы дать глазам отдых. Пока я ношу линзы, но в будущем надеюсь заняться зрением и сделать операцию. Для этого мне нужно прежде всего собрать волю в кулак. Пока меня пугает, что перед операцией нужно две недели ходить в очках. А с учётом того, что я занимаюсь спортом, вечно куда-то мотаюсь, это не очень удобно. Получается, что надо каким-то образом две недели побыть дома или взять отпуск.
Алёна Лозовская
соосновательница бренда Razumno
У меня непростая история про зрение, которую я однажды уже рассказывала. Я никогда не видела двумя глазами, и один глаз совершенно ничего не видит.
У меня довольно поздно обнаружили амблиопию, а «здоровый» глаз стал терять зрение в одиннадцать лет. После летних каникул в шестой класс я пришла в очках. Каждый год миопия прогрессировала, и зрение упало до минус 4.
В восемнадцать лет я впервые попробовала линзы и с тех пор очки практически не ношу — по совпадению после этого миопия перестала прогрессировать. Прекрасно помню день, когда я вышла из кабинета офтальмолога с линзой: был солнечный день, я шла и улыбалась, что прекрасно и чётко вижу всё вокруг.
Но из-за того, что у меня видит только один глаз и его надо беречь, офтальмологи ругают меня за то, что я корректирую зрение линзами, а не очками. Конечно, рисков занести себе тот же конъюнктивит или поцарапать роговицу с линзами больше. Но в очках я часто спотыкаюсь, падаю (особенно на лестницах), так как обзор меньше и сложно ощущать расстояние под ногами. Чувствую, что в очках я скорее разобью себе лицо, чем в линзах. А ещё классно, что в линзах можно чистить и резать лук и не плакать.
К тому же я строго соблюдаю гигиену, мою руки перед тем, как надеть и снять линзы. Снимаю их подушечками пальцев. Ношу только однодневные линзы и ни в коем случае не сплю в них.
В глазной университетской клинике в Мюнхене мне тоже рекомендовали носить очки, и я у них спрашивала про коррекцию зрения лазером. На что мне дали интересный ответ: «Обратите внимание на врачей в нашей клинике. Они все ходят в очках. Если есть возможность, то лучше не лезть в глаза».
Очки и линзы
Таня Лоншакова
пиарщица Popoff Kitchen и HOROVOD
Моё зрение на правый глаз — примерно минус 7, а левый — минус 5. Я с первого класса хожу в очках, плюс в школе всегда сидела за первой партой, потому что с других мест ничего толком не видела. С каждым годом зрение падало всё больше, но я не особо это замечала. Сильный скачок произошёл года 4–5 назад: я пришла к окулисту, потому что ничего не видела в очках, которые не меняла уже года три. Очки были на минус 3, а зрение упало до минус 6 правый и минус 4 левый. С тех пор сильно зрение резко не падало, но всё равно оно ухудшается с каждым походом к окулисту.
Проходив в очках всё детство, году в 2017-м я поняла, что хочу перейти на линзы. Долго боялась этого процесса, но желание больше не носить очки было сильнее. Поэтому до декабря 2020 года я носила только линзы. В декабре сделала себе очки и теперь комбинирую.
Чаще всего я в линзах, но было несколько случаев, когда у меня повреждалась сетчатка и нельзя было носить линзы дней 5–7. Очков тогда не было, поэтому я буквально ничего не видела. Так снова появились очки. Сейчас я ношу их перед сном или на выходных, если мне никуда не надо, — думаю, что так глаза отдыхают.
Мне неудобно в очках на улице, поэтому я ношу их только дома. Неудобно с шапками, капюшонами, если наклоняешься. Плюс они могут запотеть, а ещё я точно бы их забывала и ходила бы «слепая». В линзах суперудобно и комфортно — утром надел и пошёл. Грешу тем, что иногда не снимаю их на ночь. У меня линзы на месяц — знаю, что это плохо, — но иногда руки правда не доходят или я смотрю сериал перед сном и так и засыпаю в линзах.
Единственный и огромный минус линз и очков — это то, что это дорого. У меня разное зрение в глазах плюс астигматизм. Когда заказывала линзы на каждый день, то выходило где-то 5–6 тысяч рублей в месяц. В год на линзы я тратила бы 72 тысячи рублей. Сейчас я заказываю линзы на месяц по три штуки в упаковке. Это экономнее, и мне больше нравятся эти линзы по увлажнённости.
Очки мне тоже дорого делать, но эту сумму достаточно заплатить один раз и всё. Мои линзы в очки стоят каждая по 7–8 тысяч рублей, плюс красивая оправа, конечно. Последний раз я отдала за очки около 15 тысяч, но у меня была старая оправа, поэтому меняли только линзы. Правда, эта оправа мне уже не нравится, так что, видимо, придётся ещё раз основательно потратиться.
Я хотела бы сделать операцию, но, как мне объяснил окулист, пока зрение не перестанет падать, это бессмысленно. Хотя бы полгода оно должно постоять на одном месте — тогда от операции будет толк. Такого у меня ещё не было. К тому же на операцию нужно ещё накопить или хотя бы начать это делать.
Светлана Бадоева
врач-офтальмолог «Клиники инновационных технологий» в Куркино
Очковая коррекция лидирует среди всех методик как самая безопасная. Очки не имеют ограничений по возрасту, их назначают даже малышам до года при выявлении нарушений. Такие заболевания, как миопия (близорукость), амблиопия («ленивый глаз»), косоглазие, предполагают коррекцию с помощью очков. Однако не всегда этим традиционным способом можно достичь нужного эффекта. Существуют патологии, которые лучше компенсируются с помощью контактных линз: к примеру, некоторые виды астигматизма.
Контактные линзы — более совершенный метод коррекции, обладающий массой преимуществ. Чаще всего их выбирают спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. По сравнению с очками линзы удобнее и эстетичнее, но их использование предполагает соблюдение строгих правил гигиены. Линзы располагаются прямо на роговице глаза — это еще одно их существенное отличие от очков. За счёт уменьшения расстояния между глазом и корректирующим устройством изображение на сетчатке получается более чётким и точным. Линзы бывают гидрогелевые, силикон-гидрогелевые, жёсткие и склеральные. Самые удобные и безопасные — силикон-гидрогелевые. Они мягкие, воздухопроницаемые и хорошо переносятся пациентами. Осложнения при ношении линз могут возникать при несоблюдении режима ношения (забыли снять на ночь) или погрешностях в гигиене — тогда может развиться воспаление или повреждение роговицы (кератит).
Даже если человек предпочитает линзы, очки обязательно должны быть в запасе на случай воспалительных заболеваний глаз. К примеру, при конъюнктивите линзы носить нельзя до полного выздоровления. В этот период, чтобы не прерывать коррекцию и не испытывать дискомфорта, целесообразно перейти на очки.
Детям разрешено использовать линзы под присмотром родителей
с 7–10 лет. Также существуют жёсткие линзы с терапевтическим эффектом, которые препятствуют прогрессированию близорукости, — это так называемые «ночные линзы»: во время сна они воздействуют на роговицу, возвращая ей нужный изгиб, а днём ребёнок может обходиться без средств коррекции зрения.
Опыт показывает, что уже при степени близорукости от минус 1,5 требуется коррекция. Раньше до минус 3 очки не назначались. Но сегодня подход к проблеме изменился, врачи стараются провести коррекцию как можно раньше, не дожидаясь ухудшения показателей. С близорукостью до минус 1 очки и линзы обычно не требуются, но многое зависит от индивидуального восприятия пациента. Коррекция также требуется при степени дальнозоркости от плюс 3. Очень важно не пропустить эту патологию в раннем возрасте. Сильная дальнозоркость может поспособствовать развитию амблиопии, которую ещё часто называют «синдромом ленивого глаза». В этой ситуации плюсовые очки назначаются для постоянного ношения и полной коррекции, чтобы развить нейронные связи между глазом и корой головного мозга.
Важно помнить, что ношение оптических средств должен назначать только врач-офтальмолог, проведя тщательное обследование органов зрения. Самостоятельный подбор очков или линз может нанести серьёзный вред здоровью. Поэтому любая коррекция должна начинаться с консультации опытного специалиста.