СтильПриродное окрашивание: Как художники по текстилю превращают растения в краски
Экологично и красиво
Окрашивание тканей — один из самых опасных этапов производства одежды. После процедуры образуется большое количество сточных вод с остатками разных ядовитых соединений, которые негативно сказываются на экологии. Природное же окрашивание по многим причинам — не массовая рутина, так как во многих моментах уступает синтетическому (например, в насыщенности или долговечности принта). Зато такая техника не наносит серьёзного ущерба окружающей среде и открывает много возможностей для экспериментов — поэтому становится любима молодыми марками.
Мы поговорили с художниками по текстилю о том, как они начали заниматься этим ремеслом, почему природное окрашивание более экологично и как хобби может перерасти в дело жизни.
Екатерина Рыбалко
Мария Ширяева
Природным окрашиванием я занимаюсь с 2016 года и пришла к нему из сферы флористики. Я владела небольшой цветочной мастерской, занималась декором свадеб. В то время в Европе и Америке набирал популярность тренд на украшение букетов невест шёлковыми лентами. Мне эта идея очень понравилась, и я решила воплотить её в своём городе: начала создавать ленты, окрашивая их промышленными красителями, но со временем перешла на растительное сырьё.
Я уверена, что в ближайшее время всё больше и больше людей будут обращать внимание на технику природного окрашивания. Все мы знаем, что многие бренды, которые следят за экологичностью своих товаров, сейчас ищут способы окрашивания тканей природными пигментами. Сегодня уже есть множество интересных проектов: например, сеть ресторанов Chipotle выпустила коллекцию экологичной одежды, окрашенной косточками авокадо, а бренд & Other Stories создал совместный проект с Tintorería Project, посвящённый окрашиванию одежды в домашних условиях с использованием привычных растений — капусты, лука, свёклы и прочих.
В общем смысле природного окрашивания я бы выделила два широких направления. Первое, когда материал (ткань, бумага или кожа) окрашивается в ровный цвет — в этом случае процесс окрашивания напоминает покраску яиц на Пасху (думаю, многие семьи сохранили традицию красить яйца шелухой лука, например). И второе, когда материал принтуется. Принтование — это способ создания рисунка на ткани, благодаря получению отпечатков растений (листья, цветы, веточки и т. д.). Что касается экологичности, то во многом всё условно. В процессе окрашивания можно использовать химические вещества, а можно от них отказаться и закреплять цвет их более экологичными альтернативами. Можно использовать плёнку для формирования рулона, а можно также отказаться от неё. Здесь каждый мастер сам определяет экослед своего производства. В любом случае он в разы меньше, чем при промышленном окрашивании.
Моё ремесло — это моя любовь. Сейчас я стараюсь больше раскрывать суть процесса для своей аудитории, показывать, как происходит окрашивание, из каких этапов оно состоит. Моя цель — популяризация экологичного окрашивания. Когда я только начинала, в русскоязычном информационном поле было не так много сведений о деталях процесса — всё было очень поверхностно и обобщённо. Свой опыт я нарабатывала годами и теперь готова поделиться им: я работаю над книгой, в которой будет вся информация, необходимая новичку для погружения в искусство природного окрашивания. А пока книги нет, вы можете тестировать растения, изучать их свойства, начинать с окрашивания небольших лоскутов материи, пробовать, экспериментировать и восхищаться полученным результатом!
Женя Шишкина
С натуральным окрашиванием впервые я познакомилась в Индонезии четыре года назад в рамках стипендиальной программы darmasiswa: изучала визуальное искусство и традиционный батик. С тех пор всё и началось. Много времени у меня ушло на тесты и личные эксперименты, но, когда появилась уверенность и экспертиза, я создала собственный проект, помогающий дизайнерам и производителям одежды добиться желаемого цвета из растительных материалов.
По своему характеру натуральные красители совсем не похожи на синтетические: органические цвета уникальны, получить повторно один и тот же цвет и тон практически невозможно. Цвета, как изысканные вина, могут меняться с годами, отражать погодные условия региона и состояние почв — в этом есть своя прелесть.
Мне нравится работать с шёлком, текстура этого материала отлично передаёт и подчёркивает различные оттенки, а из приёмов выделю экопечать и прошивное шибори — это две прямо противоположные техники. Экопечать — очень творческий процесс с часто непредсказуемым результатом, шибори — кропотливая и контролируемая техника, которая позволяет получать прекрасные извилистые линии, напоминающие текстуру воды или кору дерева, за счёт предварительного прошивания ткани.
Если речь идёт о профессиональном окрашивании, то сам процесс достаточно трудоёмкий. Сначала ткань необходимо очистить, обработать закрепляющим составом и только потом окрасить. Существует два основных способа: первый — погружной метод, когда ткань опускают в красильную ванну (отвар), второй — печать, процесс подразумевает непосредственный контакт ткани и растений. Конечно, нельзя говорить о том, что этот процесс на сто процентов экологичен, ведь для окрашивания по-прежнему требуется много воды и энергии. Однако, в отличие от окрашивания синтетическими красителями, натуральное окрашивание не несёт вреда для сточных вод, экосистемы и человека. Закрепители, которые применяются в натуральном окрашивании, не содержат солей тяжёлых металлов, а некоторые из них состоят из растительного сырья, например соя или танины.
Показывая свои работы, я стремлюсь к тому, чтобы натуральное окрашивание перестали воспринимать как «архаичное ремесло». Мне хочется верить, что, открыв страницу проекта в инстаграме, кто-то захочет сделать подобное на собственной кухне. Вернуть к жизни любимую футболку с помощью луковой шелухи, покрасить носки в цвет авокадо или оставить отпечатки летнего сада на шёлковом шарфе.
Кайла Пауэрс
Впервые я узнала о натуральном окрашивании в школе WildCraft Studio в Портленде около семи лет назад. Я принимала участие в стажировке, во время которой мы работали на местных красильных заводах и окрашивали натуральные волокна.
Думаю, сегодня эта техника становится всё более популярной, потому что люди хотят быть ближе к природе, чувствовать с ней какую-то связь. Природное окрашивание — это ещё один способ повысить экологичность текстильных изделий, но это также способ быть ближе к растительному миру. На мой взгляд, сегодня это действительно важно для людей.
Моя любимая техника — иммерсионное окрашивание, или аквапечать. Для неё нужно просто намочить всю ткань или пряжу в ванне с раствором красителя и ждать, что получится. Я люблю работать с растениями, которые могу найти недалеко от дома, потому что так получаемые изделия будут связаны с определённым временем и местом, что очень ценно для меня.
Некоторые краски и экопринты держатся недолго. Иногда это происходит из-за того, что краситель сам по себе недолговечный, а иногда из-за того что волокно не было обработано должным образом. Если у вас что-то не получится, не переживайте! Вы всегда можете перекрасить изделие или снова сделать экопринт. Ничто не может храниться вечно, но если вы будете держать ваши окрашенные изделия подальше от прямых солнечных лучей и использовать ручную стирку, то они могут прослужить вам достаточно долго.
Мой совет новичкам — не торопиться! Это очень медленный процесс, требующий терпения, проб и ошибок. Купите хорошую книгу (от себя советую гид «Современный натуральный краситель» Кристин Вехар) или запишитесь на мастер-класс. Природное окрашивание — это отличный способ передачи важных идей об окружающей среде и изменении климата, но также это просто красивая практика, которая может связать нас с нашими предками и окружающим миром.
Ольга Таскаева
Занимаюсь натуральным окрашиванием я уже около пяти с половиной лет. Сначала увидела работы в данной технике онлайн — стало интересно, захотелось попробовать, но нужной информации было совсем немного, да и мне хотелось поучиться у хорошего мастера. Мне очень повезло, что именно в тот момент в нашем городе был организован мастер-класс по окрашиванию, с которого всё началось.
Существует достаточно много техник окрашивания, которые могут различаться в некоторых технологических моментах, но принцип один: необходимо собрать, подготовить растительное сырьё и ткани к окрашиванию, затем всё соединив.
Технику экопринта называют ещё контактным крашением. Поскольку для получения отпечатков на ткани нам необходимо создать плотный контакт между растениями и тканью, мы варим материалы, ведь именно под действием температуры происходит процесс окрашивания.
Для получения отпечатков можно использовать практически все растения, просто надо подобрать нужную технологию, зная свойства растений и исходя из того, что вы хотите получить. Для определённого цвета фона и для изготовления настоев выбираем растения, опираясь на их свойства: например, если нужен серый цвет, берём желуди, чай или кору дуба.
Думаю, как только этот процесс перестанет приносить мне удовольствие, я перестану им заниматься — просто не будет получаться, это проверено неоднократно. Когда нет настроения, делаешь что-то через силу, то и результат не радует. Всё выходит совсем иначе, когда ты полностью растворяешься в процессе и творишь по вдохновению. Каждая моя работа о том, что прекрасное рядом, оно окружает нас каждый день. Я хочу дарить людям удовольствие видеть, чувствовать и носить ткани, наполненные гармонией и совершенством природы.
Нина Кольцова
По образованию я художник по росписи ткани, второе моё образование — художник-технолог по сценическому костюму, но, как это часто бывает, работала я дизайнером и декоратором, создавала головные уборы. Расписываю ткани в разных техниках я уже больше двадцати лет и поэтому последнее время представляюсь как художник по текстилю. Ещё одно моё увлечение с 2007 года — это войлок. Именно через него я и узнала про экопринт. А про натуральное окрашивание тканей услышала ещё студенткой, у меня до сих пор хранится альбом тех лет с разными выкрасками: чай, кофе, куркума, каркаде, шелуха лука.
Экопринт — это контактное ботаническое окрашивание. При плотном контакте с листьями лак из растения переходит на ткань, предварительно обработанную протравой (солями металлов). Соли металлов помогают осесть пигменту листа на ткань и закрепляют оттиск. И тут уже каждый мастер находит свои рецепты и способы работы. Одного точного на всех нет! Сезон сбора листьев, жёсткость воды — всё имеет значение. Даже листья с одного дерева будут красить неодинаково, поэтому для вас открывается бесконечное поле деятельности.
В каждой моей работе отражается любовь к природе, к окружающему меня миру. Натуральные ткани хочется окрашивать растительными экстрактами, потому что подобная одежда и аксессуары несут особенное тепло. Желающим попробовать свои силы в этом деле могу посоветовать для начала выйти в сад, парк, лес, степь и увидеть окружающий вас мир, увидеть себя в этом мире. Замедлиться! Натуральное окрашивание ткани сродни медитации, это вдумчивое, небыстрое творчество. Проще всего попробовать сначала покрасить бумагу — это хороший экономичный способ, который поможет понять, нравится вам это ремесло или нет. У меня даже есть отдельный пост на эту тему. А если вы захотите полностью погрузиться в это удивительное занятие, то лучше найти мастера, который будет готов передать вам свои наработки и секреты.
Когда я думаю о том, как начала заниматься природным окрашиванием, то почти всегда возвращаюсь мыслями в своё детство. Я выросла в крошечном доме в сельской местности: у нас не было кабельного телевидения и игрушек, поэтому я находила утешение и радость в природе, которая действовала на меня успокаивающе. В детстве я чувствовала сильную связь с миром природы, наверное, как и многие из нас, но по-настоящему познакомилась с натуральными красителями лишь много лет спустя, где-то пятнадцать лет назад, когда мы с мужем учились в университете. Я просматривала один из его учебников по антропологии и наткнулась на раздел о коренных народах, использующих натуральные красители. Тогда-то меня и увлекла идея создавать краски с помощью растений. Сначала я использовала синтетические красители, но потом начала собирать местные травы, цветы, пищевые отходы и экспериментировать на кухне нашей крошечной однокомнатной квартиры. Это была любовь с первого взгляда — я заменила все свои синтетические красители на натуральные и больше никогда от них не отказывалась.
Одна из основных техник натурального окрашивания — крашение иммерсией. Для этого метода растение нагревают в воде, чтобы извлечь краситель. Затем растительный материал извлекается, кусок ткани помещается в краситель и нагревается, чтобы краска могла закрепиться на волокне. Чрезмерные потери воды — это ещё одна серьёзная экологическая проблема, связанная с синтетическими красителями. Натуральное окрашивание можно проводить с минимальным количеством воды и без использования вредных химикатов. Существует также множество других техник природного окрашивания для переноса цвета на ткань. Например, tataki zomé (растирание цветов и листьев), окрашивание пучками и экопечать более экологичны, плюс для них практически не нужно использовать воду.
Изначально я стала заниматься природным окрашиванием, просто потому что мне очень понравился процесс. Затем это занятие быстро превратилось в моё хобби, которым теперь я занимаюсь каждый день.
ФОТОГРАФИИ: Kayla Powers