Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СтильПочему скандинавские марки перестали ассоциироваться с минимализмом

Почему скандинавские марки перестали ассоциироваться с минимализмом — Стиль на Wonderzine

А сочные цвета и ироничные принты вытеснили чёрные вещи сложного кроя

Прошлый пандемический год стал годом уверенного взлёта копенгагенской марки Ganni. Её экологические проекты, вроде одежды, сделанной из переработанных джинсов Levi’s и предназначенной для сдачи в аренду, очень хорошо отражали потребности и ценности нового времени и потому активно тиражировались профильными СМИ. Их фирменным приёмом стали огромные воротники с оборками — маркер активного романтического тренда, — а также вещи, собранные из остатков тканей (тоже масштабная тенденция, о происхождении которой мы рассказывали вот тут). Именно Ganni, яркий и медийный скандинавский бренд, наглядно проиллюстрировал, как изменились скандинавские бренды вообще — и как минимализм, сделавший их узнаваемыми, сменился чем-то другим.

ТЕКСТ: Светлана Падерина,
автор телеграм-канала wannabeprada

В первых коллекциях Ganni, показанных на Неделе моды в Копенгагене пять-шесть лет тому назад, можно увидеть незамысловатые силуэты, осторожные цветовые решения и обычную одежду на каждый день — в то время как сегодняшняя эстетика марки куда эффектнее и смелее. В 2018 году, описывая девушку Ganni, создатели бренда Дитте и Николай Реффструп говорили так: «Она не слишком старается, это совершенно очевидно. Когда видишь её, то чувствуешь её лёгкий подход к моде, и это очень привлекательно». Возможно, именно эта непринуждённость и стала формулой успеха других североевропейских дизайнеров — начиная с гиперромантичной Сесилии Бансен, которая с той же лёгкостью превратила пышные платья в повседневную одежду, и заканчивая новой звёздочкой датской моды Эмили Хельмштедт, недавно вошедшей в список полуфиналистов LVMH Prize. «Трудно сказать, вписываюсь ли я в скандинавскую эстетику, потому что за последние пять лет она полностью изменилась, — говорит она. — Раньше это был тотальный минимализм: чёрный цвет, точный крой. Но произошла перемена, и я вижу, что теперь люди в Копенгагене носят яркую одежду». Яркая — это именно то слово, которое определяет бренд Helmstedt. Эмили с непосредственностью ребёнка рисует — вручную, не на компьютере — принты, состоящие из ягод клубники, гроздьев винограда или морских волн, а затем переносит их на ткань, из которой шьёт то пижамные рубашки, то стёганые курточки.

Скандинавам часто удаётся быть впереди тенденций: Стокгольмская неделя моды ещё до знакомства с коронавирусом объявила о переходе в диджитал-формат, а буквально через год это уже стало производственной необходимостью. В январе прошлого года организаторы Недели моды в Копенгагене опубликовали трёхгодичный план действий в области устойчивого развития, заявив о том, что к 2023 году в показах Недели смогут участвовать только бренды, соответствующие экологическим стандартам (специально для определения последних разработана система баллов, оценивающих влияние бренда на окружающую среду, которая в настоящий момент проходит тестирование). В целом же тема гармоничного существования с природой вшита в культуру Северной Европы, что хорошо заметно по местной архитектуре или интерьерному дизайну. Потребление винтажа и секонд-хенда здесь тоже давно обычное дело, а не прогрессивный тренд.

У шведов или датчан сложно встретить замысловатый дизайн, который свойственен, например, бельгийской фэшн-школе — где ценятся оригинальность идеи и концептуальный подход. Философия скандинавов базируется на стремлении упрощать жизнь, делать её легче и комфортнее — отсюда и выросла идея минимализма, но не как тотального упрощения, а как умения отсечь многое ради лучшего. Но, выжав минимализм буквально до капли, местные дизайнеры обратились к поиску эмоций, которые бы могли наполнить их стремление к простоте и практичности чем-то особенным. И что немаловажно, сейчас роль скандинавской столицы моды перешла от Стокгольма, где находится штаб-квартира H&M Group, крупнейшего ретейлера, подарившего миру COS, Arket, & Other Stories и другие бренды, к Копенгагену, взрастившему какое-то невероятное количество молодых и независимых марок, стремящихся к этической моде.

После локдаунов метаморфозы скандинавского стиля стали особенно заметны: гости показов Копенгагенской недели моды демонстрировали своё умение носить сочные принты, комбинировать пастельные оттенки и сочетать пышные кукольные платья с кроссовками и массивными сандалиями. Очевидно, что любая нарядность, попадая в Данию, лишается сколько-нибудь трепетного и серьёзного отношения. Так, Сесилия Бансен предлагает носить нарядные платья когда заблагорассудится, поэтому делает их максимально удобными: «Я чувствую, что сейчас реже берегут что-то для особых случаев и чаще понимают, что одну и ту же вещь можно носить разными способами». Другой датский бренд Rotate Birger Christensen был изначально создан с целью «демократизации» торжественного стиля. Как говорят его создательницы Жанетт Мэдсен и Тора Вальдимарс, «мы обе изо всех сил пытались найти платья для вечеринок. Мы хотели чего-то особенного, но в то же время доступного». Их дебютные модели — короткие платья из жаккарда с викторианскими рукавами и рядом обтяжных пуговиц — моментально стали узнаваемы и обзавелись широким кругом поклонниц. Сейчас стилистика Rotate упрощается, силуэт становятся спортивнее, материалы — легче, что указывает на эволюцию романтической тенденции в целом.

Основанный в 2006 году бренд Stine Goya с самого появления был ориентирован на более артистичный, красочный и непринуждённый дизайн, отличающийся от скандинавской «застенчивости» того времени. Сегодня в его коллекциях можно найти спортивные костюмы карамельных цветов, платья и блузы с мягкими драпировками и заметными принтами. «Один из наших примеров устойчивого развития — печать без использования воды на органическом хлопке с ручной вышивкой пайетками из переработанного пластика», — говорит сама Стин Гойя. В актуальной коллекции марки с ещё более долгой историей Munthe — шёлковые блузки, куртки-рубашки, платья с цветочным рисунком, юбки на резинке и отбелённые джинсы.

Общее впечатление от работ датских дизайнеров складывается в примерно одинаковый стиль: простые силуэты, которые уходят от оверсайза и подгоняются под разные типы фигур благодаря пластичным материалам, сборкам, кулискам и шнуровкам; энергичная и свежая цветовая гамма; броские текстильные рисунки. Принты с клубниками, воротники с оборками, пышные платья-ночнушки, клетка виши, блузы с завышенной линией талии, пижамные штаны и пэчворк — целая плеяда маленьких независимых датских брендов, вроде Sabina Sommer или Studio Onyva, делит одно и то же эстетическое пространство с Ganni, воспринимая его уже как новый стандарт скандинавского стиля, причём не только по форме, но и по содержанию. Не озадачиваясь оригинальностью конструкций или декором, они делают ставку на то, что невозможно разглядеть на фотографии: качественный пошив и экологический подход к производству.

ФОТОГРАФИИ: Ganni, Cecilie Bahnsen

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться