Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СтильКак менялся офисный стиль: От пауэр-дрессинга 70-х до костюма со шлёпанцами

И останется ли он с нами после пандемии?

Как менялся офисный стиль: От пауэр-дрессинга 70-х до костюма со шлёпанцами — Стиль на Wonderzine

В англоязычной прессе нет понятия «офисный стиль», это сугубо российское изобретение. По-английски обычно говорят о дресс-кодах (от самого строгого делового Business Formal, Business Casual, Smart Casual до «творческого кэжуала» Creative Casual) или о «пауэр-дрессинге», то есть «одежде власти», которую женщины начали носить с целью продемонстрировать свою компетентность, чтобы претендовать на руководящие должности во второй половине 1970-х — 80-х годах.

Но проблема, как одеться в офис, была — даже если дресс-кода в организации не было. С самых первых дней, когда женщины получили право работать, у них было больше вариантов, что надеть, чем у мужчин, скованных рамками формального костюма. Но и больше вариантов попасть впросак. Фактически на протяжении всего XX века от женщин требовалось «не быть слишком сексуальной, чтобы не отвлекать от работы коллег» и при этом «быть женственной». Разбираемся в истории офисного стиля и в том, что он представляет собой сегодня.

Текст: Александра Чернова

Каким был женский офисный дресс-код изначально?

В 1950-е под эти требования подходит диоровский приталенный жакет с узкой юбкой, в 60-е роль идеального костюма выполняет твидовая двойка Chanel и сарафаны с карденовскими водолазками. В 70-х, на второй волне феминизма, число работающих женщин, которые стремятся пробить стеклянный потолок и занять управленческие позиции, растёт, как и сфера белых воротничков в целом.

Термин power dressing появляется после выхода в 1975 году книги Джона Т. Моллоя «Одежда для успеха», в которой он учит получать повышение в должности при помощи правильного внешнего вида: одевайтесь так, как будто вас уже повысили. Забавно, что сейчас о power dressing говорят преимущественно в контексте женской одежды, Моллой же давал советы мужчинам. Впрочем, два года спустя он выдаёт новый бестселлер — «Женская одежда для успеха», где детально описывает, как должны выглядеть женщины на работе, на основе опросов фокус-групп. Женщина, по Моллою, должна одеваться строго, но с учётом вкусов мужчин, ведь они занимают руководящие должности.

Примерно так (хотя и по другим причинам) поступает Людмила Прокофьевна в «Служебном романе» (1977) — хотя для советской действительности это было скорее исключение. Она носит модный по нынешним временам оверсайз-пиджак (52-го размера), рубашку мужского кроя и прямую юбку ниже колена, за что заслуживает неодобрительные комментарии подчинённых, а когда переодевается в приталенное клетчатое платье, ловит восхищённые взгляды. Остальные действующие лица неплохо демонстрируют размытое понятие офисного дресс-кода для женщин в СССР в целом: модная гуру Верочка носит батники, клёши и груды бус, Ольга Рыжова «вся в жутких розочках», эпизодические героини появляются в кадре в сарафанах и водолазках или юбках с рубашками.

Примерно в то же время на другом континенте владелица лондонского магазина «Гардероб» Сьюзи Фо придумывает систему капсульного (или базового) гардероба для работающих женщин. Чтобы тратить меньше времени на сборы, «выглядеть безупречно и производить впечатление серьёзного человека» (у которого уже есть должность и деньги), Сьюзи создаёт гардероб, в котором все вещи сочетаются между собой. Главным элементом такого гардероба она называет хороший жакет: «Это то, на что тратятся мужчины, чтобы выглядеть профессионально и чувствовать себя уверенно, и женщина должна поступать так же».

В 80-х американские женщины утверждаются в бизнесе при помощи широкоплечих пиджаков, мужских рубашек, галстуков и мини-юбок. В 1985 году Донна Каран запускает собственную линию одежды и совершает маленькую революцию, предложив работающим женщинам «7 простых элементов» (которые сочетаются между собой), главным из которых стало боди (его Донна позаимствовала со своих занятий йогой). Уже через год Донна оказывается в ряду самых популярных дизайнеров вместе с Кельвином Кляйном, Оскаром де ла Рентой и Ральфом Лореном и самым продаваемым американским дизайнером в универмагах Bergdorf Goodman и Saks Fifth Avenue, а через два года легендарный редактор моды Кэрри Донован напишет, что «сложно представить, как одевались женщины-руководительницы до Донны Каран».

Первое десятилетие 2000-х прошло под знаком smart casual — хотя само понятие появилось ещё в 1920-х годах и обозначало костюмы более ярких расцветок, на рубеже 2010-х оно обретает новый смысл: в офисных гардеробах появляются джинсы и майки, которые модно носить с жакетом и туфлями на каблуке, много бижутерии.

А что сегодня?

С новым развитием IT-технологий всё больше людей получают возможность работать удалённо, к тому же на сцену выходят миллениалы — поколение, для которого символы успеха уже не должность в крупной корпорации и дорогая сумка, а самореализация, творчество и свобода. Правила игры меняются и на модном поле: если вы присутствуете на рабочем совещании по скайпу, под столом на вас вполне могут быть рваные джинсы и дизайнерские кроссовки. Понятие «офисного» стиля всё больше размывается. Сейчас 35 % всего работающего населения США — фрилансеры, а к 2027 году, по прогнозам, их станет больше половины. По данным исследовательской фирмы Euromonitor, американский рынок женских костюмов сократился примерно на 77 % в период с 2007 по 2016 год, а рынок легинсов вырос более чем в четыре раза.

Последние несколько лет на подиумах и в стритстайле — настоящее возрождение интереса к предметам формального стиля, но носят его теперь совсем не так, как раньше, — и не только на работу. Строгие костюмы миксуют с кепками, кроссовками, бра и биркенштоками, брюки со стрелками — с джинсовыми и фланелевыми рубашками. В коллекции Saint Laurent осень-зима — 2020 Энтони Ваккарелло выпустил на подиум моделей в жакетах, напоминающих оригинальные модели в духе power dressing 1980-х годов, и латексных легинсах. Переосмысляется и форма самих предметов: костюм становится гиперобъёмным, у строгой рубашки «мужского» кроя появляются всё более неожиданные детали — сейчас это, к примеру, могут быть очень пышные рукава в викторианском стиле. При этом заигрывают с элементами офисного стиля сегодня и марки, максимально от него далёкие — например, работающие на поле уличной одежды. Не говоря уже о брендах формата Acne Studios или Our Legacy, которые почти каждый сезон выпускают костюмы, рубашки и жакеты — их легко представить и в офисе со строгим дресс-кодом, и на модном мероприятии.

Как офисный дресс-код изменила пандемия?

Пандемия коронавируса и массовый переход на удалёнку кардинально меняют понятие офисного дресс-кода. Ирония в том, что формальные элементы стиля стали особенно популярны среди тех, кто к офису имеет отношение весьма отдалённое. Модные блогеры во время карантина особенно часто публиковали образы в строгих рубашках и трениках или шортах — в англоязычной прессе этот стиль быстро окрестили biz-leisure, то есть гибрид делового и athleisure (от athletics — «атлетика» и leisure — «досуг»). При этом строгие костюмы у людей, действительно привыкших к дресс-коду, наоборот, простаивали в шкафах.

«Мне пришлось существенно обновить гардероб, если раньше 90 % времени я носила костюмы, то теперь мне пришлось добавить в него удобную одежду, — рассказывает наша читательница Татьяна, менеджер в банковской сфере. — У нас бывают zoom-совещания, но на них никто не ходит в костюме. Чаще это просто одежда, в которой можно выйти из дома».

«Когда началась эпопея с карантином и большая часть моих клиентов перешла на удалёнку, то основным запросом для шопинга у меня стал подбор домашней одежды, подходящей и для работы, и для дома, чтобы не бегать каждый раз переодеваться, — подтверждает слова Оксана Храпова, которая работает персональным стилистом в Сиэтле с сотрудниками IT-гигантов Google, Microsoft, Amazon и Facebook. — Дресс-кода в Google, Microsoft, Amazon, Facebook нет, но это не отменяет того, что на деловых онлайн-встречах хочется выглядеть прилично. Если взять обобщённый образ моего клиента сейчас, то это комфортный трикотажный сет или платье, шёлковый костюм в пижамном стиле, который отлично смотрится в кадре, мягкие джинсы и качественные футболки и джемперы, простые в уходе и не теряющие форму после первой стирки. Из стандартных запросов у меня пропала офисная обувь, сумки, верхняя одежда, летние вещи, что весьма логично. Но то, что можно носить и дома, и на улицу, аутфит, в котором ты в любой момент будешь готовым к зум-совещанию или внезапному визиту гостей, — всегда актуально. А ещё у меня просто волна запросов на хорошо выглядящие украшения и аксессуары для волос».

Основательница Fashion Factory School Людмила Норсоян считает, что «офисный стиль» и дальше будет меняться — становиться более комфортным, так как это соответствует требованиям времени: «Наличие офисного дресс-кода или его демонстративное отсутствие — всего лишь рабочий инструмент выстраивания образа офиса в глазах команды и клиентов. Необходима репутация „солидности“ — будет предписан строгий костюм клерка. Важна репутация „современности, творчества“ — команда будет присматриваться к кумирам и носить водолазки как у Стива Джобса или футболки как у Цукерберга. И конечно, если на репутацию бизнес-проекта никак не влияет внешний вид сотрудников, все будут одеты по мере возможностей и представлений о прекрасном».

Людмила Норсоян не исключает, что в офисах могут рано или поздно задуматься и о внешнем виде сотрудников, работающих на удалёнке, — общение по Zoom решат формализировать и внешне. Но по мнению эксперта, комфорт современной одежды (в том числе ставка на пресловутые спортивные штаны, в которых мы живём большую часть свободного времени) неизбежно окажет влияние на подход к офисной униформе. Возможно, эти самые штаны и станут новой униформой — иначе у бизнеса создастся образ архаичной, «вчерашней» компании. 

Фотографии: Getty Images, Acne Studios, Joseph, Ganni, Aalto

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.