Views Comments Previous Next Search Wonderzine

Стиль«Улыбайся глазами»:
Есть ли будущее
у реалити-шоу о моде

Хотят ли люди смотреть на соревнования моделей и дизайнеров

«Улыбайся глазами»:
Есть ли будущее
у реалити-шоу о моде — Стиль на Wonderzine

На днях вышел трейлер нового реалити-шоу «Next In Fashion» — соревнования дизайнеров, которые хотят развивать собственные бренды. Судить новую передачу Netflix будут модель и дизайнер Алекса Чанг и эксперт по моде из пятёрки «Queer Eye» Тэн Франс. Чуть меньше двадцати лет назад передачи такого формата захватили телевещание во всём мире, но интересно, что сегодня они возвращаются на экраны: в 2019 году, например, перезапустился «Проект Подиум», а за год до этого состоялся двадцать четвёртый сезон «Топ-модели по-американски». Их популярность в нулевых вполне объяснима: модная индустрия считалась закрытым клубом, в который подобные телепроекты дарили билет. Некоторые (но далеко не все) из участников и победителей действительно становились успешными дизайнерами, моделями и актёрами. Разбираемся, нужны ли зрителям такие шоу в современном мире.

анна елисеева

Эпоха новых шоу


Около двух лет назад американское шоу «Проект Подиум», выходившее с 2004 года, драматично завершилось: его покинули два главных ведущих — модный консультант Тим Ганн и модель Хайди Клум. Ганн раскритиковал судей за «непрофессиональное и оскорбительное поведение», а самих дизайнеров — за жажду славы. По мнению ведущего, участники стремились стать популярными персонажами, не заботясь о модной карьере, а шоу было наполнено раздутыми скандалами. Ганн признался, что ему понравилось работать в сезонах «Проекта Подиум: Подростки» — дети, по его словам, оказались «более ответственными» и добрыми по отношению друг к другу.

После скандала перед создателями стояла задача возродить проект, отсюда — новые ведущие, члены жюри и принципы в выборе участников и моделей. Единственной, кто вернулся в передачу, стала редактор и журналистка Нина Гарсиа — в числе судей ей составили компанию дизайнер Брэндон Максвелл и экс главный редактор Teen Vogue Элейн Вельтерот, которая когда-то стала самой молодой женщиной на подобной должности (в 2016 году, когда её назначили, ей было двадцать девять лет) и вторым человеком афроамериканского происхождения, занявшим такой пост в Condé Nast. А пара ведущих — это победитель четвёртого сезона «Подиума», дизайнер Кристиан Сириано и модель Карли Клосс.

На 27 марта запланирована премьера «Make the Cut» — ещё одного соревновательного шоу, где ведущими станут бессменная пара Клум и Ганна. Передача выйдет на стриминговом сервисе Amazon Prime Video, а формат почти идентичен «Проекту Подиум». Победитель нового шоу получит миллион долларов для развития собственной марки и также сможет создать эксклюзивную линию одежды для раздела Amazon Fashion. Предполагается, что самые успешные наряды из каждого эпизода поступят в продажу на Amazon. Как призналась сама Хайди Клум, это отличная возможность для дизайнера начать продаваться сразу же. Но даже в этом ход «Make the Cut» не оригинален. В семнадцатом сезоне «Проекта Подиум» уже можно было приобрести наряды победителей каждого эпизода шоу, а сейчас доступны образы восемнадцатого сезона.

Но, пожалуй, самая любопытная модная премьера — «Next In Fashion», которая выйдет на Netflix 29 января. Стриминговый сервис делает ставку на модную передачу не случайно, ведь на его счету уже есть популярное мейковер-шоу «Queer Eye». Один из его ведущих Тан Франс будет работать в новом проекте вместе с дизайнером и моделью Алексой Чанг. Кроме того, создателям шоу удалось заполучить и одну из самых известных площадок для продажи люксовых вещей Net-A-Porter — победитель представит на сайте свою коллекцию, а также получит 250 тысяч долларов.

В 2019 году интернет обсуждал и возвращение в эфир «Топ-модели по-американски» — шоу закончилось на двадцать четвёртом сезоне за год до этого. И пока нет новостей об окончательном закрытии передачи, её создательница и главная ведущая Тайра Бэнкс продолжает открывать модный мир для всех желающих. В прошлом году она анонсировала аттракцион Model Land в Санта-Монике: Бэнкс обещает, что к каруселям это не имеет отношения (но только пока) — речь идёт о пространстве с магазинами, фуд-кортом, бьюти-зоной и другими развлечениями. Как в точности будет выглядеть Model Land, когда он откроется и как это относится к модельному бизнесу, пока не ясно.

Стремление к инклюзивности

(или нет?)


Сегодня создатели «Проекта Подиум» стараются уловить дух времени: в качестве ментора они позвали Сириано, в показах которого участвуют модели с разными параметрами (кстати, именно он разработал знаменитое платье-смокинг Билли Портера для церемонии «Оскар» в прошлом году). Карли Клосс же совмещает успешную карьеру модели и инфлюэнсера более чем с 8,5 миллиона подписчиков в инстаграме и регулярно обновляющимся ютьюб-каналом, а кроме того, она открыла курсы по кодингу для девушек-подростков.

Впервые на проекте оказалось столько дизайнеров разного происхождения (со всей Америки, Индии, Сирии, Самоа и других мест), впервые в шоу дефилировала трансгендерная модель, а участники работали с девушками и мужчинами с разными параметрами. И всё же передаче уже предрекают конец: в 2019 году она впервые за долгое время не вошла ни в одну категорию премии «Эмми» (всех номинаций за прошлые сезоны даже не сосчитать), а кроме того, после восемнадцатого сезона заканчивается контракт Карли Клосс — эксперты подозревают, что звезда попросту не станет его продлевать.

Разнообразить формат попытались и в «Топ-модели по-американски»: рейтинги шоу неминуемо падали. Поэтому в двадцатом сезоне в качестве участников стали приглашать мужчин, а в двадцать четвёртом запустили онлайн-голосование — аудитория могла оценивать моделей и их аккаунты в соцсетях. И, похоже, это не сработало.

Любое реалити-шоу с высоты сегодняшнего дня может показаться непрогрессивным. Вспомните хотя бы конкурсы для девушек, в которых им приходилось дефилировать на опасных для жизни каблуках и участвовать в съёмках в экстремальных ситуациях (едва ли модель должна это делать). Жюри выбирало в подавляющем большинстве участниц с конвенциональной внешностью, делило их на подходящих для «коммерческой» или «высокой моды», а «недостатки» внешности исправляли прямо на шоу (например, в шестом сезоне одной из девушек удалили зуб, который смущал судей).

Но как ни парадоксально, именно Тайра Бэнкс внесла ощутимый вклад в индустрию: она и её шоу одними из первых пытались донести простую идею — моделью может быть человек с любыми параметрами. В конкурсах участвовало множество девушек африканского и латиноамериканского происхождения, которых и сегодня мир моды всё ещё нередко игнорирует. А многие участницы делились своими трагическими историями, которые обычно остаются за кадром развлекательных передач: например, финалистка десятого сезона Фатима Сиад рассказала, что в детстве подверглась калечащей операции на половых органах в родном Сомали.

В 2008 году в десятом сезоне победительницей впервые стала модель 52-го размера Уитни Томпсон. В том же году, но уже в одиннадцатом сезоне участвовала первая трансгендерная модель Айсис Кинг. В двадцать втором сезоне победителем стал Найл Ди Марко — модель с инвалидностью по слуху. И, конечно, нельзя не вспомнить Винни Харлоу, для которой «Топ-модель по-американски» стала мощным карьерным трамплином.

Шанс


Сложно поспорить, что долю популярности этим шоу принёс не только формат реалити, но и результаты. Те же Сириано и Харлоу — наглядные примеры. Участница третьего сезона «Топ-модели» Йайа Дакоста снялась после в десятке фильмов и сериалов, стала актрисой и финалистка одиннадцатого сезона Анали Типтон. Лила Голдкул, занявшая третье место в девятнадцатом сезоне модельного конкурса, сегодня считается успешной моделью — она участвует в съёмках Vogue и Harper’s Bazaar, дефилирует на показах Chanel, Chloé и Moschino. И это далеко не все примеры.

Российская версия «Топ-модели» продержалась в эфире пять сезонов, а в 2018 году на телеканале «Пятница» запустился отечественный «Подиум». Рассуждать в контексте американских телепередач о них не получится по многим причинам. Например, по мнению дизайнера ODOR Никиты Калмыкова, участвовавшего в первом сезоне российского «Подиума», после участия в шоу построить карьеру не легче, чем без него. «Привлечённая аудитория — не целевая. Это некое разнообразие в деятельности и возможность рассказать о своей эстетике. Мне участие помогло в борьбе с частью моих комплексов, придало уверенности в себе, показало, насколько важно окружать себя „правильными“ людьми, развиваться и что я верно выстраиваю свой имидж. Для меня это скорее помощь, нежели конкретные карьерные ступени», — рассказал Никита.

По его словам, дизайнерам приходилось работать в экстремальных условиях, «под большим психологическим давлением» и в сжатые сроки. «Съёмки проходили очень плотно, мы мало спали и ели. Это была жизнь вне привычной зоны комфорта без возможности общаться с родными и близкими. Были нечестные участники, были судьи с субъективным и категоричным мнением, но главное — не относиться к этому слишком серьёзно. Все мы знаем, что это в первую очередь развлечение для телезрителей. И всё же я получил большой опыт, о котором в любом случае не жалею».

Будущее
фэшн-шоу: под вопросом?


Объяснение успеха таких шоу раньше был простым: дизайнеры, модели, стилисты казались небожителями. C приходом соцсетей и новой эпохи прозрачности нерушимые идеалы померкли. Оказалось, работники индустрии такие же люди — со своими взлётами и падениями, удачами и ошибками, поэтому оценка специалистов теперь в принципе воспринимается как понятие относительное. Чем больше людей развиваются независимо, тем становится яснее, что мнение продюсера не решающий фактор в твоём будущем. Если ты талантлив, это ты нужен телевидению, а не телевидение тебе. Модель, телеведущая и актриса Мария Миногарова когда-то участвовала в шоу «Топ модель по-русски» и хоть до сих пор с теплом отзывается о передаче, настоящий успех обрела несколькими годами позже благодаря харизме и личному инстаграму, а не появлению в ТВ-шоу. 

Накладывается это и на общее разочарование в индустрии и традиционных правилах игры. Не секрет, что зачастую абьюз в моде до эпохи #MeToo считался неотъемлемой частью рабочего процесса. Терпеть моделей, помощников стилистов и стажёров заставляли мечты о карьерном будущем и непонимание границ дозволенного, что, к примеру, впоследствии выявил кейс с фотографом Терри Ричардсоном. 

Между тем модные шоу тоже были далеки от политкорректности. К примеру, почти каждый сезон «Топ-модели по-американски» сопровождали скандалы. В четвёртом он был связан с использованием блэкфейса — моделей покрасили разными красками, чтобы они изображали людей другого происхождения. В седьмом сезоне одна из участниц отказалась обнажаться на фотосессии, отметив, что чувствовала бы себя некомфортно — в результате девушку исключили из шоу. В том же сезоне на другой фотосессии девушек заставили сниматься в ледяном бассейне — одна из участниц почувствовала себя плохо, а судьи позже поинтересовались, достаточно ли она сильна для продолжения испытания.

Сейчас унижения и психологическое давление как никогда порицаемы медиа и обществом, а традиционные «соревновательные» передачи с судьями, периодически практиковавшие вполне себе настоящее эмоциональное насилие и заставлявшие сомневаться в себе и своём творчестве, имеют туманное будущее. Выигрывают форматы, призывающие принимать себя таким, какой ты есть, и помогающие понять основы любви к себе. Именно в этом заключён секрет грандиозного успеха «Queer Eye», и именно таким должно быть новое поколение модных шоу. Времена поменялись, и бесконечно выезжать на старых форматах уже не получится. О чём и говорят нам рейтинги.

Обложка: bravotv

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.