Стиль«Это подделки»: Почему все ненавидят китайские вещи — и зря
Развенчиваем обидный стереотип
«Сегодня каждый второй инстаграм-магазин одежды заявляет, что возит Корею, хотя мне достаточно посмотреть на 10-15 фото, чтобы понять — эти вещи сделаны в Китае, — рассказывает Маргарита Ахундова, которая уже четыре года живёт и работает в Китае байером и ведёт об этом телеграм-канал. — Причина проста: Китай как страна производства очень стигматизирована. Первые ассоциации у обывателя — это подделки, плохое качество и рабский труд. Хотя некоторые производства, на которых я была, — комфортные рабочие места с зарплатой выше, чем в России».
Мы давно привыкли к тому, что наши смартфоны, ноутбуки и электрические чайники сделаны в Китае, а Huawei в некоторых технических решениях обошёл Apple и Samsung, при этом по-прежнему считаем китайскую одежду, обувь и аксессуары низкокачественным ширпотребом. Рассказываем, как надпись «Made in China» стала синонимом плохого качества и почему от этого стереотипа давно пора отказаться.
ТЕКСТ: Наталья Янчева, автор телеграм-канала Make Your Style
Как китайское стало плохим?
Те, кто примерял новые джинсы, в минус пятнадцать стоя на картонке в палатке на рынке, помнят спортивные костюмы Abibas, сделанные в Китае. Костюмы из дешёвой синтетики страшно электризовались, но, кажется, были у каждого и впоследствии стали артефактами эпохи, задокументированными на подиуме в коллекциях Vetements и Gosha Rubchinskiy. С упрощением выезда за границу в 1990 году в России появились челноки, которые сначала везли товары из ближнего зарубежья, в первую очередь из Турции. Но довольно быстро большую долю рынка отвоевали китайские товары — они были дешевле.
Вскоре главным хабом для китайской одежды и обуви стал Черкизовский рынок в Москве, откуда уже мелкооптовые торговцы везли одежду по всей России. Рынок не с первого раза, но всё-таки закрыли в 2009 году. К этому времени большинство людей уже успели перейти на появившуюся в стране одежду европейского, американского и даже российского масс-маркета.
Стереотип «сделано в Китае — значит сделано плохо» распространён не только в России, и этому тоже были причины. В середине нулевых с китайскими товарами произошло несколько громких скандалов — например, в августе 2007 года компания Mattel отозвала почти полтора миллиона игрушек из серий «Улица Сезам» и «Даша-путешественница», сделанных в Китае, из-за высокого содержания свинца, а год спустя в шоколадных батончиках Snickers и KitKat, произведённых в Китае, обнаружили опасный для здоровья меламин (его добавляли в молоко, в самом Китае от отравления меламином умерло несколько детей). В то время, по сообщениям китайских СМИ, почти 19 % товаров не соответствовали даже внутренним гигиеническим стандартам. В 2009 году книга американца Пола Мидлера «Плохо сделано в Китае» — о том, как местные производители снижают качество в погоне за низкой ценой, — была признана лучшей по версии The Economist и Forbes и стала бестселлером.
А в России в 2012-м появился AliExpress, и россияне получили возможность покупать китайские товары без накруток российских посредников. Зачастую пришедшая вещь выглядела совсем не так, как на сайте магазина, — это породило тысячи мемов «Покупка на AliExpress: ожидание и реальность». Вещь размера XXL, которая не налезает даже на S, не тот цвет, материал, фасон и крой, лишь отдалённо напоминающий платье с картинки, — всё это истории покупок с AliExpress. Люди плакали, постили мемы и продолжали покупать — потому что было дёшево. Уже в 2014-м AliExpress стал самым популярным интернет-магазином в стране, жители России сделали на «алике» больше покупок, чем американцы. В 2018-м году на AliExpress закупались уже 20 миллионов россиян, средний чек составлял всего десять долларов.
Опытные юзеры и сейчас советуют новичкам читать отзывы с реальными фотографиями товаров, и там бывает много интересного. Например, про какие-нибудь носки за 50 рублей можно узнать, что они «приехали грязные и с дырками», а среди положительных отзывов часто встречается «вещь даже не пахла». Впрочем, обычно площадка возвращает деньги по первой жалобе.
Страна подделок
В 2018 году издание Vice выпустило документальный фильм о фабрике в китайском городе Путянь, на которой делают поддельные кроссовки Balenciaga, Yeezy, Nike. Для съёмок журналистам не пришлось перелезать через забор под покровом ночи или устраиваться на фабрику под видом рабочих: владелец, двадцатишестилетний Чан, сам пустил их на производство и рассказал — не без удовольствия, — как тщательно работает над фейками. Для того чтобы реплика получилась высококлассной, он умудряется заполучить пару хитовых кроссовок ещё до релиза и полностью деконструирует их, чтобы воссоздать как можно точнее. Находить материалы ему не составляет труда: в Путяне ещё с 1990-х годов находятся фабрики Nike и adidas.
Чан уверен, что от его работы выигрывают все: покупатели, которым не по карману оригинал, бренды, которым он якобы делает дополнительную рекламу (бренды, разумеется, так не считают и регулярно судятся с производителями и продавцами подделок), и он сам, получая 100 тысяч долларов в месяц чистой прибыли.
Подделывают в Китае не только люкс. На AliExpress продаются и пользуются спросом копии популярных масс-маркет-марок. С запросами на подделки Zara магазины регулярно обращаются и к Маргарите Ахундовой: «Я шучу, что я единственный человек в Гуанчжоу, который принципиально не работает с подделками, так много запросов идёт из СНГ и настолько это здесь популярно и развито, — говорит она. — Но в последние года три-четыре есть тенденция: владельцы магазинов повернулись в сторону no name. Кого-то прищемил Роспотребнадзор, кому-то надоело, а кого-то я сама обратила в свою веру, показав классный и качественный китайский товар».
Для того чтобы реплика получилась высококлассной, Чан умудряется заполучить пару хитовых кроссовок ещё до релиза и полностью деконструирует их, чтобы воссоздать как можно точнее
Китайцы копируют дизайн не только у популярных европейских или американских, но и у молодых российских марок. «Вспомните только многочисленные украденные иллюстрации Карины Кино или iSwag. Я скажу больше, они сохраняют селфи популярных русских девушек из инстаграма и печатают их на футболках», — рассказывает Маргарита.
Вторая сторона тоже есть: многие российские магазины закупают вещи в Китае и выдают их за собственное производство. «Только никто в здравом уме не закупает их на AliExpress, ведь там очень дорого. Магазины на AliExpress — перекупщики. То, что я вижу из блогерских подборок, на оптовых рынках в два-три раза дешевле. Владельцы магазинов выходят на байеров, приезжают в Гуанчжоу, в самом худшем случае закупают на 1688 или Taobao — китайских версиях AliExpress», — поясняет Маргарита.
Третий и самый распространённый вариант — когда местный бренд произвёл удачную и классную модель и её начинают копировать все. В разном качестве, из разных материалов, даже в размерах могут быть отличия. «Самое некрасивое, когда эти дублёры используют фото оригинальных магазинов. Так что по фото вообще ничего не понять, разницу заметит только тот, кто видел и трогал обе версии, а таких единицы, — рассказывает Маргарита. — Бывало, что я закупала для какого-нибудь магазина товар оригинального производителя, а через две-три недели эта модель вываливалась на рынках из всех щелей, и я рекомендовала клиентам по-тихому слить её в офлайн и не светить сильно в интернете».
При этом, утверждает Маргарита, какие-то товары никогда не появятся на AliExpress, их можно найти только на оптовых рынках: «Что-то просто не успеет там появиться, так как это раскупят для внутреннего рынка сами китайцы. А что-то слишком хорошего качества и не стоит экстрадёшево, навариться на подобном товаре на такой конкурентной площадке не получится».
В Китае могут всё
Текстильная промышленность стала одной из основ китайского экономического чуда. С конца 1980-х страна превратилась в мировой пошивочный цех, куда западные бренды — от масс-маркета до люкса — переносили производство: там была очень дешёвая рабочая сила и сырьё (Китай уже тридцать лет лидирует по производству хлопка, а в последние годы нарастил и производство шерсти). В середине 2010-х годов в западных СМИ появилось много информации об ужасающих условиях труда на китайских фабриках (одни только сетки для самоубийц на заводах, где собирают iPhone, чего стоили). При этом зарплаты рабочих довольно быстро росли — уже на 2013 год они были значительно выше, чем в Индонезии, Бангладеш, Пакистане, и часть заказов западных брендов переехала туда. На 2018 год средняя зарплата в Китае превысила российскую, а над улучшением имиджа производств сейчас активно работает даже AliExpress. Например, в прошлом году по приглашению площадки видеоблогер Катя Конасова сделала серию видео с китайских фабрик, в том числе с фабрики производителя недорогой модной одежды SheIn: здание сверкает мрамором, сотрудники работают в хорошо освещённых цехах с новым оборудованием, а каждая вещь перед отправкой проходит контроль качества.
Как и в случае с электроникой и автомобильной промышленностью, за последние десять лет Китай сумел существенно модернизировать производство одежды, обуви, сумок и аксессуаров, сделав ставку на технологически более сложные виды продукции.
«Например, сумки из экокожи в Китае можно купить оптом за 300-400 рублей, и это будет классный дизайн и хорошее качество, — рассказывает Маргарита Ахундова. — В России будут пытаться сшить подобную сумку, упрощённую в несколько раз, и это будет выглядеть жалко и стоить дороже. Китай впереди всей планеты по качеству и разнообразию тканей. На тканевых рынках Гуанчжоу я регулярно вижу итальянцев, так что подумайте в следующий раз, когда будете хвалить итальянские бренды и тканевые магазины. Украшения. Никто в мире не способен с такой скоростью производить такое огромное разнообразие моделей и по таким низким ценам. Одежда, обувь. Китайцы берут лучшие идеи по всему миру и делают их доступными, так как рассчитывают на очень массовое производство. Низкие цены получаются именно при расчёте на большие поставки и быстрый сбыт. Ездить на розничный шопинг в Китай вообще-то очень дорого».
Высокую технологичность китайских фабрик отмечает и Константин Шиляев, основатель первого российского дизайнерского бренда очков Fakoshima. Очки бренда продаются в том числе в европейских шоурумах, а оправы марки есть в гардеробе у певиц Ройшин Мёрфи и Ники Минаж. Стремясь выпускать очки самого высокого качества, Fakoshima сначала размещала заказы на европейских фабриках, но в 2016 году полностью перевела производство в Китай.
«Нам всегда было очень важно качество, поэтому мы начали с итальянских фабрик, где опыт передаётся от одного поколения мастеров к другому. Они прекрасно делают классику, но мне это не совсем подходит. У меня сложный дизайн, с авангардными элементами, которые требуют сложной обработки, и это становится проблемой. У них зачастую просто нет нужных станков. А в Китае очень современное оборудование, дорогущие фрезерные станки, — поясняет Константин. — К тому же в Китае делают быстрее и дешевле: в Европе на производство коллекции требуется девять месяцев, в Китае — шесть-семь, цена в Италии на 50–70 % выше», — рассказывает дизайнер.
У меня сложный дизайн, с авангардными элементами, которые требуют сложной обработки, и это становится проблемой. А в Китае очень современное оборудование, дорогущие фрезерные станки
На поиски фабрики, которая его устроит, у Константина Шиляева ушло несколько лет и поездок на специализированные выставки. Выбрать фабрику через интернет оказалось невозможно, а образцы могли сильно отличаться от готовой продукции.
Константин не скрывает страну производства очков своего бренда (кстати, на той же фабрике делаются очки известных западных марок) — напротив, считает важным показать, что китайские фабрики могут работать и на рынок люкса. По его словам, хотя у клиентов и есть настороженность по отношению к Китаю, она развеивается, когда люди видят продукт: «Сейчас мои очки взяли в магазин LuisaViaRoma во Флоренции (крупнейший люксовый ретейлер в Европе. — Прим. ред.). Итальянским байерам, которые очень требовательны к качеству и любят продукцию, сделанную в Европе, понравились мои очки, и это показатель. Мне кажется, в России сейчас даже больше предубеждений по отношению к Китаю, чем в Европе. Когда клиентам говоришь, что очки сделаны в Китае, у них такая реакция, как будто я им с рынка что-то принёс. Приходится объяснять и доказывать, что продукт у нас хороший».
Несмотря на все стереотипы, в России есть удачный опыт продажи китайской дизайнерской одежды. Уже четырнадцать лет здесь успешно работает марка JNBY из Ханчжоу. Её в 2005 году привезла в Москву команда магазина одежды и аксессуаров Items. Сейчас JNBY продаётся в Канаде, США, Латвии и Грузии. Найти подход к российским клиентам помогли удачная локация (один из первых магазинов JNBY располагался в универмаге «Цветной») и хорошие лукбуки. Сейчас у JNBY пять магазинов Москве и один в Санкт-Петербурге, интернет-магазин и круг постоянных покупателей, с участием которых магазин иногда делает съёмки для соцсетей и блога.
«Бывает, что удивление и неприятие возникают у новых клиентов, когда они узнают, что это китайский бренд, — говорит бренд-менеджер марки Ольга Слепухина. — Есть стереотип, что Китай — это всегда про заимствование, но клиенты, которые интересуются модой, воспринимают JNBY как ещё один интересный бренд из Азии».
На самом деле страна производства не решает и ничего не гарантирует. Всё большее значение получает бренд и его внимание к качеству товара, торговая площадка и её отношение к закупкам.
«При этом цена точно не гарант качества, ведь на одни и те же вещи в столицах могут накручивать до 1000 %, а в регионах — 300–400 %, — поясняет Маргарита Ахундова. — Если вы покупаете в интернете, ищите магазины с прозрачным ценником (без „цены в директ“), у которых есть обмен и возврат. По закону вам не обязательно иметь какую-то вескую причину для возврата или обмена новой вещи. Не понравилось, не оправдало ожидания — вернули, ничего страшного. Ну и здравый смысл стоит включать. До переезда в Китай я работала пять лет в магазине женской одежды, и ни дня не проходило без вопросов из разряда „из натуральной ли кожи куртка за 2900 рублей“. Ну а вы как думаете?»
Фотографии: Fakoshima, jnby