СтильВещь: Женщины и мужчины об одежде, которую они носят вместе
Какие предметы гардероба люди в паре покупают на двоих
Агендерная мода ещё десять лет назад казалась вопросом далёкого будущего, однако сегодня коллекции с расширенной размерной сеткой, которые предлагают одновременно и мужчинам, и женщинам, пытается выпускать даже масс-маркет. Мы поговорили с парами, люди в которых заимствуют вещи друг друга, и узнали, как они придумывают общий гардероб.
Текст: Аня Кротикова
Люба Козорезова
фотограф
Раньше я часто покупала одежду в больших секондах вроде «Мегастиля» или «Зигзага удачи». Не раз по пути в примерочную или на кассе я слышала: «Девушка, так это же мужское!» В такие моменты обычно теряешься. Было бы круто, если бы ни у кого не возникало вопросов, когда они видят меня в мужской одежде или парня в платье. С другой стороны, я никогда не выделяла для себя именно унисекс-марки. Мне нравятся те магазины, гдe я могу зайти и в мужской, и в женский отдел.
Я часто покупаю одежду в мужском отделе. Мне нравится, что это, как правило, вещи без вытачек на талии, более спокойных цветов и с высоким воротом. Ношу и многие вещи Егора. Ещё у нас много предметов гардероба — дублей в разных размерах. Например, одна и та же модель ботинок на зиму и почти идентичные плащи-дождевики.
Егор Слизяк
фотограф
Одежду я обычно покупаю примерно в тех же магазинах, что и Люба, или секондах. Представить себя в чём-то типично женственном мне достаточно сложно, но в целом я совсем не против женских вещей. У нас с Любой общие толстовки, свитеры, некоторые брюки и почти все футболки. Хорошо хоть обувь у меня на два размера больше! Но вообще это удобно. Помню, было пару раз, кто-то из нас сомневался, брать ли рубашку или свитер — тогда мы решили, что купим пополам и будем носить вместе.
Кирилл Мурахтанов
менеджер по маркетингу и рекрутменту
Я отношусь к агендерной моде позитивно. Чем больше вариантов мы можем использовать в нашей рутине, тем интереснее и индивидуальнее будет образ. Разделение вещей на «М» и «Ж» достаточно относительное и сильно меняется со временем. Сейчас маятник качнулся в сторону андрогинных вещей — и это нормально.
Ярко расшитые золотом гусарские доломаны и лосины лет двести назад не вызывали никаких вопросов — напротив, были предметом гордости и восторгов. Сегодня, к сожалению, оба элемента в общественном восприятии мало ассоциируются с мужским образом.
В основном мы делим на двоих футболки, свитшоты и худи. Пару моих тёмных худи, которые Маша носит как оверсайз-толстовки, я тоже периодически надеваю, когда они оказываются под рукой. Отдельная история с Машиным розовым свитшотом, который я комфортно могу носить дома, но единожды надев «на выход», потел в нём — и не только от жары, а от повышенного внимания. Это было три года назад, когда яркие свитшоты ещё нечасто выпускали в мужском формате.
Маша Ворслав
редактор The Blueprint, визажист
и автор книги «Нормально о косметике»
Я замечательно отношусь ко всему, что помогает человеку исследовать свою индивидуальность и раскрывать её — в том числе и к агендерной моде. По-моему, это одна из составляющих счастья. С другой стороны, надо помнить, как производят одежду: мода — это довольно «грязная» индустрия, способствующая перепотреблению. Масс-маркет скоро станет использовать (если ещё не использует) гендерно-нейтральный вектор, чтобы продать больше дешёвых вещей, которые не всегда сделаны из качественных материалов и людьми с нормальными условиями работы. Хотя эта проблема характерна для производства любой одежды, а не только гендерно-нейтральной.
Разделение вещей на мужские и женские мне кажется удобным в контексте размера и особенностей фигуры. У нас нет другой системы, которая позволит быстро прикинуть размер. Когда читаешь, что это «мужской свитшот размера L», сразу понимаешь, какого он силуэта. И про брюки из мужского костюма понимаешь, что они, скорее всего, не приталенные. С другой стороны, когда мужские вещи будут делать разнообразнее, этим больше не воспользуешься. Как мы тогда будем находить одежду по размеру? Сложная тема — у меня нет ответа, как перепридумать общество.
Я часто покупаю одежду в мужских отделах, но в то же время стала больше смотреть на типично женственные вещи. Иногда мне хочется одеться комфортно, тогда я выбираю толстовку и джинсы. А когда хочется быть роскошной, надеваю бархатное платье в пол и жемчужные серьги. Очень рада, что перестала париться по поводу целостного образа и разрешила себе контрасты.
Вещи Кирилла я ношу часто, мне нравится оверсайз. Один лонгслив «ТВОЕ» я вообще отобрала — очень тонкая, приятная ткань. Кирилл, в свою очередь, носит мой пуховик, он отлично подошёл по размеру. Это круто, потому что можно не покупать больше вещей.
Ксюша Вечтомова
бренд-менеджер
Мне кажется, что в 2019 году моду уже глупо делить на мужскую и женскую. И я рада жить в мире, где каждый носит, что хочет. Например, я фанат агендерной коллаборации H&M со шведским брендом Eytys. Куртку из винила одалживаю парню и ношу сама, ботинки ждала бы такая же участь, если бы не разница в размере. Из российских дизайнеров, работающих в этом направлении, люблю Outlaw Moscow за их оверсайз-бомберы и кимоно.
На двоих мы обычно носим худи, футболки и очки. Я люблю музыкальные фестивали и стараюсь привезти мерч любимых артистов с каждого из них, заранее понимая, что носить его мы будем вместе.
Артём Рубанович
дизайнер
Думаю, каждый может носить то, что хочет. Да, существуют определённые технические моменты вроде конструирования одежды с учётом особенностей типично мужской или женской фигуры, но в итоге часто это всё сводится к игре на гендерных стереотипах. В нашей паре из-за разницы в размерах только Ксения может носить мои вещи. Что она и делает.
Вообще, любая марка — унисекс-марка, если ты достаточно смел. Зато многие унисекс-марки на самом деле не являются таковыми: если ты можешь купить брюки, но не можешь найти платье — это обман и недобросовестная реклама. С другой стороны, глупо отрицать, что компаниям легче продавать вещи разным группам. Плюс не на всех рынках в мире агендерные вещи встретят позитивно.
Юля Кимаева
арт-директор
Мне кажется, что идея агендерной моды не нова, хотя сейчас я замечаю к ней особый интерес. Одежда — это в первую очередь культурный код, а размышления о гендерной идентичности уже стали частью современной культуры. Мне кажется, что за гендерно-нейтральной одеждой будущее, хотя в этом есть и свои минусы.
Из хороших примеров агендерной моды могу вспомнить Lot2046. Сама я часто покупаю предметы верхней одежды в мужских магазинах, потому что мне больше нравится крой мужских вещей. Я никогда не беру женские футболки, толстовки и рубашки, поскольку они более приталенные. А мои любимые «мартинсы» или обычные New Balance, кажется, вне гендера.
У нас много вещей на двоих, в основном аксессуары и верхняя одежда: то, что мне оверсайз, Васе как раз впору. Носим по очереди мерч бара «Энтузиаст», кепки и шарфы Acne Studios, толстовки и брюки бренда Temporary Mark, у нас много общих футболок и толстовок из мужского Uniqlo U — даже плащ есть.
Вася Малявин
блокчейн-разработчик
Чем меньше условностей — тем лучше. Если бы что-то позволило людям покупать и производить хотя бы немного меньше материальных вещей, было бы глупо этому противостоять. А это как раз один из плюсов агендерной моды.
Мне кажется, что многие вещи условно мужских брендов не меньше подходят женщинам, чем мужчинам. Например, тот же чёрный пуховик The North Face Nuptse. С другой стороны, концепция разделения вещей по гендеру останется актуальной до тех пор, пока человечество не эволюционирует в форму жизни, у которой будет значительно меньше физиологических различий. Понятно, что у людей в рамках одного гендера могут быть совершенно разные пропорции, но статистика показывает, что формировать размерную сетку удобнее, держа в уме среднестатистические замеры мужчин и женщин. Иногда от этого напрямую зависит удобство и внешний вид одежды.
Ангелина Шешенина
продюсер
Я хорошо отношусь к агендерной моде, но мне скорее близки бренды, которые выпускают не унисекс-продукты, а адаптируют крой одних и тех же вещей под мужские и женские фигуры. Всё-таки на уровне масс-маркетных размеров между полами есть существенные различия. То есть реальные джинсы бойфренда и джинсы с посадкой «бойфренд» из женского отдела могут сесть совершенно по-разному. Зачастую последние смотрятся намного лучше, потому что сшиты на женский рост и объёмы.
Если объяснять на пальцах и оторваться от цен, то брендам Eytys и ASOS Collusion я всегда предпочту Carhartt WIP. В Carhartt я вообще люблю всё, кроме тканей для женской коллекции. Они делают идеальные вещи по типу рабочей одежды, простые и понятные. Правда, именно для девушек они часто выбирают более тонкие и менее ноские ткани — надеюсь, что скоро от этого уйдут.
Мне в целом нравятся вещи без выраженной привязки к гендеру — и я, и мой сын носим ботинки Blundstone. И я, и Антон носим Dr. Martens. В ту же копилку падают кеды, околовоенные вещи вроде дублёнок и комбинезонов. При этом мне нравятся некоторые женские бренды, например «Форма».
Мы нечасто носим вещи на двоих, но периодически что-то из гардероба Антона переходит в мой. Правда, он ревностно относится к своим вещам и не слишком любит делиться.
Антон Салынов
маркетинг-менеджер
Я давно работаю в ретейле, так что хорошо замечаю разницу между мужскими и женскими продуктами. Сегодняшний крой мужских и женских вещей сильно отличается, вплоть до расположения пуговиц. И если девушка в одежде из мужского отдела меня не смущает, то мужчина в женских вещах, на мой взгляд, часто выглядит нелепо. Не из-за того, что они условно женские, а из-за того, что они коротки в рукавах, штанинах, узковаты в плечах и вообще не учитывают особенности мужской фигуры.
С полноценными унисекс-брендами я не знаком. Но мы с моей девушкой Ангелиной часто покупаем одни и те же вещи в мужском отделе, просто в разных размерах. Это скорее про базовый гардероб — футболки, толстовки, носки — и обувь. Ещё мне нравится, как вписывает мужские вещи в свой гардероб наша подруга Света. Если у Ангелины гардероб местами нейтральный, то Света может сочетать в одном аутфите «лабутены» и огромные мужские толстовки или куртки — и это выглядит органично.
ОБЛОЖКА: Instagram/supergelik