Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СтильТай-дай и другие ремёсла: Почему дизайнеры увлеклись окрашиванием тканей

Тай-дай и другие ремёсла: Почему дизайнеры увлеклись окрашиванием тканей — Стиль на Wonderzine

И почему многие вернулись к рукоделию

Неравномерно окрашенные вещи стали осторожно появляться на подиумах в прошлых сезонах, но нынешней осенью случился настоящий бум: принты, сделанные в технике тай-дай или её имитирующие, показали MSGM, Prada, Proenza Schouler, Calvin Klein и другие. Кому-то эта тенденция напоминает о гранже 1990-х, кому-то — о «варёнках» 1980-х, кому-то — о хиппи-эстетике 1970-х, но в целом понятно — появление вещей, которые выглядят так, будто были сделаны самостоятельно на кухне, это ещё один ностальгический элемент современной моды. Мы решили поговорить с локальными дизайнерами, которые занимаются ручным окрашиванием текстиля и развивают эту тенденцию всерьёз.

ТЕКСТ: Светлана Падерина

Команду Tie-Dye Maniac (ребята просят не называть себя фэшн-маркой или брендом) можно считать пионерами рациональной моды в России — ещё семь лет назад они покупали одежду в секонд-хендах и экспериментировали с техниками окрашивания, пробовали и классический тай-дай, и восточные методы. Сегодня Tie-Dye Maniac — это коллектив из двух дизайнеров, которые объединяют моду, искусство и современные цифровые технологии. «Для нас важно создавать проект от начала до конца — от этикетки до фотографий, — рассказывают они. — Каждая вещь сшита на фабрике в Петербурге из высококачественных натуральных материалов и окрашена вручную в нашей студии».

Дизайнеры признаются, что работают независимо и не ориентируются на тренды и сезонность, но стабильно выпускают несколько коллекций в год и регулярно «поддерживают» линейку базовых вещей — нижнее бельё, носки, гольфы, наволочки: «Подбирая тему для новой коллекции, мы ориентируемся на то, что нас волнует сейчас, будь то искусство, кино или театр, изучаем новые техники окрашивания, разрабатываем принты. Мы рассматриваем тай-дай, с одной стороны, как что-то понятное публике, вызывающее ассоциации с хиппи, скейтерами, свободой. С другой стороны, отдаём дань цифровому веку, где правят медиа и ту же свободу продают с подиумов за огромные деньги. Футболка тай-дай — это то же самое, что и рваные джинсы: дырки на штанах появлялись не от хорошей жизни, но вдруг стали элементом дорогих коллекций».

Ручные техники окрашивания хорошо дружат со стритстайлом именно потому, что изначально были популяризированы не дизайнерами, а представителями субкультур, всегда оживлявшими уличную моду. И сегодня яркие дизайнерские идеи отлично ладят с практичностью «городской» одежды: так, художница Маша Ламзина, которая всегда выпускала сложные авангардные вещи с ручной обработкой текстиля, сделала коллекцию лаконичных свитшотов, украсив их принтами, напоминающими клетчатый рисунок с советских шерстяных одеял. Однако Ламзина не окрашивает ткань, а наоборот — вытравливает цвет при помощи хлорного отбеливателя, а форма рисунка создаётся с помощью трафарета.

Другая глобальная тенденция — интерес к отечественному наследию, к утерянным техникам и внимание к экологии. Растёт целое поколение художников, работающих с органическим окрашиванием текстиля, с ручной набойкой. В их числе Алёна Селезнёва, создающая текстиль с ботаническими принтами, причём ботаническими в самом прямом смысле: для их создания используются растительные красители и фрагменты цветов и листьев, оставляющие на ткани живописные отпечатки. «Я нигде этому не училась, — рассказывает Алёна, — по первому образованию я инженер, по второму экономист. Но я из „рукодельной“ семьи, у нас все шили и вязали; и красила я всегда, ещё с бабушкой— пряжу, потом ткани, потому что белое всегда было дешевле, а такие оттенки, как я хотела, невозможно было найти. Потом открыла для себя технику ботанического контактного окрашивания и поняла, что это мне очень близко».

Алёна работает только с натуральными материалами: это лён, хлопок, шёлк разной плотности и шерсть, а также изделия из войлока. Окрашивание натуральными красителями занимает много времени, есть этапы подготовки тканей, настоев и отваров, есть технологические перерывы. Каждая ткань, по её словам, рождается как картина: сначала фон, потом принт из листьев, потом оттенки, тени, блики. Для окрашивания используются листья, ягоды, травы, цветы, кора и корни растений. Периодически выпускает серии одежды под собственным лейблом, делает текстиль для дома, в том числе несколько коллекций для бюро Enjoy home Нади Зотовой.

Среди дизайнеров, которые занимаются самостоятельным окрашиванием текстиля и создают из него полноценные коллекции, можно выделить петербурженку Дарью Уркинееву. Во время учёбы в академии имени Штиглица Дарья много занималась живописью, и нынешние её работы — это тоже живопись, но получившая объёмную форму. Уркинеевой удаётся делать не только штучные арт-объекты, но и небольшие партии платьев, блузок, брюк — при этом каждое изделие всё равно имеет свои особенности из-за того, что ткань окрашена неравномерно.

Художница Анна Алтабаева создаёт фантастические текстильные объекты, вдохновлённые природой: «Я родилась у моря, в Севастополе. Та стихия, которая меня окружала в детстве — краски, цвета, в том числе растительные, — это важнейший камертон до сих пор. Представьте, летом, когда поспевает шелковица, весь асфальт окрашен чёрным. Раньше я работала с журналами в качестве стилиста, иллюстратора и вот в журнале Seasons познакомилась с Алёной Селезнёвой. Какие-то первые советы дала мне она, а потом опытным путём я научилась всему, что теперь умею делать с взаимодействием ткани и растений. Мой метод окрашивания не предполагает точного результата, он строится на импровизации, и мне интересна именно эта непредсказуемость. Мне нравится, как техники окрашивания меняют ткань, как она оживает. Как правило, я делаю предметы на заказ — платки, шарфы. Иногда крашу ткани для изготовления одежды — мне очень нравится, что вещь, которая находится на тонкой грани между ремеслом и искусством, может использоваться человеком в обычной жизни».

Алтабаева, в свою очередь, сотрудничала с Машей Андриановой, которая создаёт минималистичную одежду, вдохновлённую старинным русским костюмом, и с Ильёй Варегиным, дизайнером марки Infundibulum — дизайнер сделала для его коллекции, представленной на флорентийской выставке Pitti Uomo, серию сложносочинённых платков и шарфов.

Одной из любимых коллабораций она называет работу с Ильёй Кузнецовым, который занимается реконструкцией кожаных изделий. Их совместный проект — шесть сумок из старого домотканого полотна, которое Анна окрашивала. Помимо работы с органическими красителями, художница использует цианотипию — технику, которая появилась тогда же, когда зародилась фотография. На ткань наносится светочувствительный состав, и он, взаимодействуя с солнцем, способствует появлению удивительных оттенков. В том, что касается ухода за окрашенными вручную вещами, нужно знать подробности технологий: синтетические красители, как правило, надёжны и спокойно переносят стирку. Ткани, окрашенные органикой, рекомендуют стирать вручную — но просто потому, что такие вещи в принципе требуют деликатного обращения; а вот цианотипию вообще стирать не желательно.

ОбложкаTie-Dye Maniac

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться