СтильБудущее моды: Чему учат
в фэшн-школах
Рассказывают выпускники
Текст: Нестор Ротсен
Если вам кажется, что модельер — это непременно человек вроде Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина, который сидит в пустом кабинете и росчерком пера придумывает элегантные эскизы, то вынуждены разочаровать — работа дизайнера устроена куда сложнее. Однако узнать об этом наверняка непросто: мест, где можно получить хорошее профильное образование, в России, к сожалению, не так много. К чему на самом деле готовят университеты будущих дизайнеров одежды? Мы расспросили о моде недавних выпускников местных учебных заведений.
Элеонора
21 ГОД
ОКОНЧИЛА Омский государственный технический университет в 2018 году,
кафедра дизайна костюма
Мне кажется, мода прогрессирует. Если ещё недавно она была направлена на саморазрушение, отрицание ценностей, то сейчас мы видим на подиумах бодипозитив, экоодежду и акции в пользу спасения вымирающих видов — проще говоря, мы потихоньку улучшаем то, что ещё недавно губили. Мне очень симпатичны креативность, яркость, смелость и безграничные возможности моды сейчас. Люди больше не боятся выделяться, поскольку и само общество изменилось до неузнаваемости.
Что касается лично меня, то я всегда хотела быть дизайнером или художником. Я поступала на дизайн среды, но по приоритету прошла на костюм. Не сказать что я особо загорелась идеей стать дизайнером — скорее для меня это был способ найти себя. Теперь я бы очень хотела поехать за границу. У меня такой возраст, когда всё больше хочется открывать мир.
Меня огорчает качество образования сейчас: многие дисциплины просто убрали, хорошие преподаватели ушли. Плюс не понимаю, зачем мы тратили половину времени обучения на физкультуру, ОБЖ, историю России и русский язык. Сейчас жалею, что вместо этих предметов нам не поставили пластическую анатомию, например, или больше живописи с рисунком. К счастью, несмотря на это нам всё равно дали ценные знания, научили не бояться искать новое. Мой поток 14-го года не особо пробился — может, только пара девочек слетали за границу на практику. Зато многие старые студенты нашего Омского университета прославились — но у них и преподаватели были другие.
Дарья
23 ГОДА
ОКОНЧИЛА Школу дизайна НИУ ВШЭ в 2017 году, направление «Мода»
Модная индустрия в России сейчас — это поле непаханое. Я оцениваю состояние любой сферы по количеству людей, двигающих новаторский подход и свежие взгляды, а таких специалистов у нас немного. Но лёд уже тронулся — я не сомневаюсь, что скоро грянет российский ренессанс.
Мода — это любопытный индикатор состояния общества в целом. Раньше внешний вид мог рассказать о профессии, достатке, семейном положении, интересах — сейчас границы размылись. Например, если человек одет в пижаму, это не значит, что он готовится ко сну, а если в наряде присутствуют детали спецодежды, это не значит, что он идёт укладывать асфальт. Современный язык моды очень свободный и интересный, а мне, в свою очередь, нравится придумывать ему новый диалект. Меня часто кидает из крайности в крайность: от ощущения, что я занимаюсь никому не нужной ерундой, до чувства, что с помощью этой работы я могу изменить образ мышления людей. Мне важно и не пытаться угодить общественным вкусам, и оставаться релевантной современному духу.
Система обучения в нашем институте в целом выстроена эффективно. Есть, правда, свои нюансы: например, на первом курсе дают огромный объём дисциплин — как по мне, непосильный для большинства детей. Предметы как теоретического, так и практического характера, которые порой сложно хорошо усвоить, какими бы интересными они ни были. Но я очень рада, что оказалась именно в Школе дизайна НИУ ВШЭ и именно сейчас. Основные проблемы российского образования обычно связаны с отсутствием конкуренции, косностью системы и отсутствием практического опыта у преподавателей-теоретиков, но ни одна из этих вещей не коснулась нашей Школы.
Я думаю, что если модой займутся всерьёз на государственном уровне, то прежде всего, чтобы кому-то что-то доказать. Это нормально. Но, на мой взгляд, есть куча других сфер, нуждающихся в помощи, от экологии до среднего образования. В моде такого рода поддержка могла бы пригодиться исследовательским проектам и образовательным программам — и только потом уже отдельным талантливым персонам.
Рита
26 лет
Окончила двухгодичный курс «Fashion Styling» в Британской высшей школе дизайна
в 2016 году
Я начала стилизовать съёмки в 2013 году, когда жила в Петербурге — а в следующем году переехала в Москву, так как поступила в Британку. Я чувствовала, что мне не хватает упорядоченных знаний, а трёхмесячных курсов явно недостаточно — а ещё я просто очень люблю учиться. В Британке я смогла попробовать новые вещи: например, создать собственный журнал в единственном экземпляре в конце семестра изучения арт-дирекшна.
Я по-прежнему считаю, что научить человека стилизовать съёмки практически невозможно — это всё же про вкус, про чутьё, про видение пропорций. Но для стилиста важно не только это. Умение сделать понятный всей команде мудборд, коммуникация до съёмки и во время неё, понимание, как работают все участники процесса, — вот это можно объяснить. Британка дала мне эти знания.
Сейчас в моде есть место практически всему, и это одновременно и вдохновляет, и пугает. Мне бы хотелось, чтобы индустрия моды в России стала менее косной, чтобы свобода самовыражения взяла верх над замшелыми представлениями о том, что «нужно» носить. Одежда всегда привлекала меня именно возможностью играть, перевоплощаться, оставаясь при этом собой. Мне бы хотелось помочь людям наслаждаться одеждой, её игровой и ироничной составляющими. Надеюсь, однажды это у меня получится.
Анастасия
23 года
Окончила Новосибирский технологический институт — филиал Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина в 2017 году, кафедра технологии и дизайна швейных изделий
Наш вуз даёт сильную подготовку, но только если студент готов прикладывать усилия и воспринимать дизайн костюма как неотъемлемую часть своей жизни. Учёба была вдохновляющей: преподаватели охотно делились знаниями и личным опытом, а порой и учились чему-то с нуля вместе со студентами и, что важно, поощряли любознательность.
Не всё можно узнать в университете, некоторые нюансы профессии познаются уже после. Обучение проходит в воодушевляющей обстановке, кажется, что на работе тебя уже все ждут. Но на первом же производстве (подчеркну, именно на массовом производстве одежды) свежеиспечённый специалист сталкивается с иной картиной мира: у работодателей свои требования, видение ситуации и рынка. Проще говоря, студентов не готовят к тому, что их фантазии и идеи могут быть попросту не нужны. Второй момент — работодатели ищут уверенных сотрудников, а таких мало, тем более сразу после института. Не все знают наверняка, продолжат ли свой профессиональный путь в фэшн-индустрии — таким студентам приходится тяжко уже во время обучения. Нашей работе нужно отдаваться полностью.
Всё, чему нас учили в институте касательно дизайна, мне пригодилось на первых рабочих местах. Это основа, скелет, который уже после обрастает множеством особенностей специальности, о которых ты и не догадывался. Тут и навык работы с людьми в команде, и анализ рынка, нацеленный на конкретного потребителя, и узконаправленные задачи, по которым нужно придумывать идейные решения.
Ещё хотела сказать о тенденциях: поиск тенденций на будущий сезон в институте и на работе сильно отличаются. В обучении мы ориентируемся на зарубежные недели мод, а на производстве работодателю нужен анализ местного рынка. Мы с коллегами зачастую сталкивались с тем, что зарубежные тенденции вообще не подходят России, более того — в каждом регионе свои особенные отношения с одеждой.
Василиса
22 года
Окончила Театральный художественно-технический колледж № 60, Московский художественно-промышленный институт в 2018 году, кафедра дизайна костюма
Оба заведения дали мне полезные знания, но они больше связаны с художественной составляющей профессии. В отличие от института, колледж дал возможность пройти практику в нескольких театрах, где я увидела, что представляет собой профессия художника по костюмам изнутри. Но если театр как индустрия существует у нас давно, то о моде так сказать нельзя. Фэшн-индустрия в России очень молодая, и у нас ещё нет поколения профессионалов, которые могли бы передать свой опыт и знания ученикам.
Студенты научились креативно мыслить и хорошо шить, но что делать с этим дальше, неясно — нас этому не учат. Помню, как на дипломном курсе все спрашивали друг друга с испуганным видом: «А что ты планируешь дальше делать-то?» Некоторые уходят в молодые бренды. По рассказам моей однокурсницы, на работе в одной такой марке она три месяца занималась поиском подходящей по цвету ткани к кусочку ленты. Как в таком месте можно получить профессиональный рост?
Наверное, лучшим решением для меня будет сразу начать своё дело, параллельно учась на ошибках. Всю нужную информацию можно найти в интернете — сейчас очень много статей, лекций и интервью создателей наших марок. Проходят тематические мероприятия, например Be In Forum — это очень здорово. Внутренний модный рынок в России очень активно развивается, появляются новые бренды, которые действительно делают достойную одежду по адекватной цене. Для потребителя это очень важно — самобытность и качество изделия сегодня в приоритете.