Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СтильФэшн-психология: Наука или профанация

Фэшн-психология: Наука или профанация — Стиль на Wonderzine

Что говорит о вас одежда и можно ли этому верить

Текст: Дарья Косарева

Давайте вспомним самые расхожие стереотипы, касающиеся одежды: «гипертрофированная линия плеча подсознательно сигнализирует о желании доминировать», «на свидание, особенно первое, лучше приходить в вещах из нежных тканей», «шуба — это статус и престиж». Казалось бы, сегодня, в условиях полного обнуления всех модных правил и условностей, оценочные шаблоны должны исчезнуть: в самом деле, неужели летом 2018-го кто-то считающий себя просвещённым и сознательным будет делать выводы о характере или психологическом состоянии собеседника исходя из того, что на нём надето?

 

Но достаточно пролистать пару солидных медиаресурсов от New York Times до Financial Times, чтобы убедиться: подобная аналитика не только не сдаёт своих позиций, а, напротив, претендует на звание отдельной научной доктрины. Ведущим и самым цитируемым экспертом в этой области сейчас выступает Донн Карен, именующая себя основоположницей фэшн-психологии. Эту новую дисциплину, изучающую влияние одежды на менталитет человека, Карен преподаёт в нью-йоркском Технологическом институте моды и в собственном онлайн-институте. В материале Financial Times Карен неожиданно признаётся, что нарастить медиаавторитет и стать востребованным специалистом ей помогла Мелания Трамп: упорное молчание той и отсутствие каких-либо эмоциональных реакций на происходящие события вынудили медийное сообщество искать зашифрованные послания в складках её нарядов.

Карен разработала специальную терминологию, с помощью которой объясняет, как одежда формирует наш образ мысли или, напротив, как наши психологические особенности проявляются в манере одеваться. К примеру, стремление носить одни и те же вещи Карен классифицирует как симптом ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) и присваивает этой привычке статус синдрома: «repetitious wardrobe complex».

Каролин Мейер, практикующий когнитивный психолог, четыре года назад запустившая курс фэшн-психологии в Лондонском университете искусств, менее категорична. «Для кого-то красный жакет символизирует страсть и энергию, а для кого-то такая одежда — материализованное воплощение вульгарности, поэтому говорить о единой методике в области фэшн-психологии рано, у нас слишком мало накопленного опыта и знаний в этой области», — примерно так звучит компиляция из интервью-высказываний Каролин.

 

 

 

Главная задача психолога, по мнению Мейер, помочь человеку «устранить разницу между тем, как он хочет быть представлен в социуме, и тем, каким социум представляет его в реальности, и одежда остаётся инструментом, с помощью которого такая метаморфоза становится осуществимой». Кажется, именно поэтому сегодня на ТВ и в YouTube-пространстве так востребован жанр мейковера. А отечественными пионерами в области фэшн-психологии по праву можно считать многочисленных эпигонов и коллег Эвелины Хромченко и Александра Васильева, разъясняющих несведущим, «почему чистая одежда и расчёсанные волосы — это важно». 

Дипломированные специалисты претендуют на более серьёзную компетентность: выпускники первого курса Мейер, к примеру, недавно запустили отдельный онлайн-ресурс, посвящённый вопросам модной психологии, и позиционируют его как беспрецедентный прорыв в медиа. Но пока материалы сайта представляют собой довольно пространную и вторичную аналитику, с которой куда бойчее справляются профессиональные издания.

По сути, адепты фэшн-психологии пытаются научно обосновать и легитимизировать уже существующее социокультурное явление — институт профессиональных персональных стилистов. Не секрет, что помимо своих прямых обязанностей представитель этой профессии порой берёт на себя функцию психолога: между клиентом и стилистом часто выстраиваются очень близкие и доверительные отношения, а сам процесс подбора гардероба имеет много общего с терапевтической практикой.

 

 

 

Фэшн-психология к тому же ещё и отчаянная попытка преодолеть скепсис, сопровождающий деятельность модного сообщества, под ремесло как бы подводят научную базу. Мода — важный и один из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики, но общество до сих пор не научилось относиться к этой индустрии как к социально значимому явлению, а представителей модных профессий расценивать как серьёзных специалистов, так что закрепление фэшн-психологии в качестве учебной дисциплины могло бы повысить статус профессии. Если психологический подход победит, тарифы на услуги стилиста только вырастут: ведь теперь дипломированный специалист сможет не только подобрать подходящие вещи для вас и вашего образа жизни, но и объяснит, как с помощью одежды корректировать своё психологическое состояние.

Насколько правомочными будут подобные рекомендации, вопрос открытый. Когнитивный психолог Анна Мадни считает так: «В фэшн-психологии ещё очень мало эмпирических исследований, а вопросы личности и самосознания нуждаются в очень тщательном, разностороннем и многолетнем изучении. На этом этапе услышанные мной заявления довольно безосновательны — они не более легитимны, чем фэн-шуй, то есть совсем не легитимны». 

Конечно, мы живём в золотую эпоху рефлексии. У нас появилось время и финансовые возможности, позволяющие размышлять о том, из чего складывается наше ощущение счастья (очевидно, что в декорациях общества перепотребления — из обладания красивой и комфортной одеждой в том числе). Многие прогнозисты считают, что фэшн-психология станет важной составляющей философии разумного и осознанного консьюмеризма. Ну что ж, время покажет, а пока её иконой, похоже, вполне можно считать героя Николаса Кейджа из линчевских «Диких сердем», заявлявшего, что его куртка из змеиной кожи — «символ веры в свободу личности».

Фотографии: MARINE SERRE, NAND, A.W.A.K.E., Laura Siegel, Mara Hoffman

 

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться