СтильНе обноски: Как выбирать
и покупать винтаж
и секонд-хенд
Главные места, правила поведения и секреты экономии — в подсказках экспертов
Текст: Анна Елисеева
В вопросе экологичности и осознанного потребления одним из самых верных решений становится покупка винтажа и одежды в секонд-хендах. Винтажными обычно называют вещи, которые встроены в конкретный модный контекст, отобраны профессионалами по определённым критериям и которым больше двадцати лет. Одежда, созданная раньше 20-х годов, считается антикварной, а вот в секонды попадают любые предметы с любым сроком службы. И хотя во всём мире покупка уценённых вещей стала обычным делом (и среди интересующихся модой, и среди обычных людей), идею «донашивать за кем-то» в России до сих пор воспринимают скептически. Мы решили спросить у экспертов, на что обращать внимание при покупке винтажа и секонда.
Ирина Щербакова
редактор журнала L’Officiel и автор телеграм-канала «Щербакова и винтаж»
На вопрос, какой должна быть интересная винтажная вещь, ответить невозможно. Есть те, кто собирает архивный кутюр определённых эпох, есть продавцы викторианских вещей, есть коллекционеры ар-деко, есть огромное комьюнити помешанных на одежде сороковых-пятидесятых, есть те, кому важнее исторически значимые и задокументированные в модной прессе тех времён вещи, есть люди, просто продающие и покупающие винтажные кожанки и хиппи-сарафаны. И у всех ответ на этот вопрос будет разным. У меня нет принципа, по которому я отбираю модели лично для себя. Есть скорее то, что меня точно не интересует: вещи в очень плохом состоянии, масс-маркет от 60-х до 90-х годов.
Дырки и потёртости на одежде допустимы, но вы всегда должны понимать, сможете ли их починить. За откровенно антикварные ткани — 20-х годов, например — не возьмётся порой даже специализированное ателье. Я не беру вещи с потерянными пуговицами или бусинами на вышивке: подобрать что-то им на замену будет практически невозможно, а менять комплект ювелирных пуговиц на пальто — идея не очень. Бархатные вещи — больше всего такие шили в 30–40-е — надо очень внимательно изучать, так как со временем они изнашиваются, а на фото без увеличения часто не видно всех проблем. Но бывают совершенно нормальные моменты: потрёпанная подкладка, незаметные проколы от броши или выцветшее пятно на ткани.
Чтобы не переплатить за брендовый винтаж, полезно знать, что было с модным домом в эпоху, когда эта вещь была сделана. К примеру: Chloé времен Карла Лагерфельда — это интересно, Chloé без него — не слишком и больших денег не стоит. В винтажках очень много Dior 80-х, но с ним стоит быть осторожнее: в это время лицензия модного дома продавалась большому количеству производителей одежды, он был чуть ли не банкротом, а Бернар Арно потом потратил огромное количество сил, чтобы выкупить у всех производителей эту лицензию обратно. Потому что шили под ней непонятно что. Также стоит посмотреть, сколько стоят похожие вещи на Etsy и eBay. Пиджак или блузу Yves Saint Laurent легко купить за двести-триста долларов, но многие продавцы специально назначают моделям цены вдвое-трое выше.
Видите одежду 30-х с пометкой FOGA (Fashion Originators Guild of America) — значит, своих денег это стоит: она, скорее всего, будет очень хорошего качества и кроя. В эту гильдию не принимали кого попало, туда попадали только очень достойные дизайнеры. Dior 50–60-х дёшево стоить тоже не может. Но есть и гораздо более бюджетная версия — американский бренд Suzy Perette, который перешивал в те же годы кутюрные модели Dior и продавал за более демократичные цены. Почти всегда будут дорогими вещи Halston (как-никак это одна из важнейших марок 70-х), а также любые старые японские бренды (чаще всего встречается Issey Miyake). В меру доступными могут быть украшения Эдвардианской эпохи и аксессуары 20–30-х, маленькие расшитые сумочки, кошельки.
Смешной парадокс: за вещи, созданные при живом Сен-Лоране, часто приходится платить куда меньше, чем за вещи, которые под его именем делает Энтони Ваккарелло, а ведь первый куда круче. Плюс мне гораздо больше нравится ощущение, что за вещью стоит исторический контекст в противовес всем тоннам моментальной одежды, которые на нас ежегодно выбрасывает модная индустрия. А ещё мне кажется, что из-за разницы в стандартах красоты винтажные вещи порой намного лучше сидят на тех, чьи параметры отличаются от модельных.
В Москве я винтаж не покупаю, потому что либо это неинтересная мне подборка (только восьмидесятые, довольно обычные вещи, чаще всего сильно оверсайз), либо это огромные цены. Но в Петербурге могу посоветовать магазин More is More Vintage (лично знаю хозяйку, суперсервис, закупки в Лос-Анджелесе, хороший выбор ювелирных украшений). Обязательные точки — это Featherstone Vintage и Shrimpton Couture. И на Etsy — Guermantes Vintage и Fab Gabs.
Алина Лысова
основательница бутика Vintage Voyage
Винтажная вещь должна отражать дух своего времени и в то же время быть актуальной здесь и сейчас. Для меня интересны винтажные YSL, Balenciaga, Dior, Montana, Mugler. Люблю находить в определённые периоды знаковые дещи потёртости, каждый решает для себя сам. Я нормально отношусь к таким нюансам, так как понимаю, что практически всё можно отреставрировать, если очень захотеть.
Винтажный рынок в принципе не очень прозрачен в плане цен, но понять, адекватна ли цена, можно, просто погуглив. При выборе нужно руководствоваться своим вкусом — тут нельзя дать чёткой рекомендации. Дёшево стоит небрендовая одежда или одежда неизвестных дизайнеров; недорого должны стоить вторые линии известных марок, но везде есть свои исключения.
Для меня винтаж — это скорее профессиональный интерес. Через мои руки прошли сотни предметов, и благодаря этому я точно знаю, какая этикетка с какой маркировкой была в каждом периоде у модного дома. Начинающим свою историю с винтажем стоит обратить внимание на то, как пришита этикетка. Если она приделана криво или другими нитками, нежели в швах, возможно, что перед вами просто фейк.
В Москве, к сожалению, не так много винтажных магазинов. Один из моих любимых — What Goes Around Comes Around в Лос-Анджелесе, где представлены как одежда, так и сумки и украшения. Ещё мне очень нравится Catherine-B в Париже. В этом магазинчике представлены всего две марки — Chanel и Hermès — и можно найти классические жакеты Chanel, редкие выпуски платков Hermès и сумки Kelly.
Анна Чесова
редактор, автор телеграм-канала «Опять ты в обносках»
Свою первую «поношенную» вещь я купила года два назад в заштатном секонд-хенде в Севастополе. Тогда я уехала на мыс Фиолент пожить в палатке одна, и на вторую неделю моего отшельничества ночи стали заметно холоднее. Денег у меня было мало, поэтому я смоталась на маршрутке к ближайшему рынку и купила в безымянном секонд-хенде отличный голубой свитер за двадцать рублей. Помню, это стало настоящим открытием: оказывается, можно за сущие копейки взять вещь, которая ничем не хуже одежды из «нормальных магазинов». С тех пор я стала регулярно рыться в секондах и винтажках, миксуя свои находки с вещами из масс-маркета. В какой-то момент это превратилось в увлечение: находить интересную и необычную одежду среди гор барахла. Особенно люблю изучить новые подиумные коллекции, а потом пойти в секонд и найти что-то похожее за пятьсот-семьсот рублей.
Как-то само собой получилось, что со временем масс-маркет перестал меня интересовать: с прошлой осени я ни разу там ничего не купила. Сейчас, если мне нужна любая одежда (кроме обуви и белья), я просто иду в один из своих любимых секондов. Там без проблем можно найти что угодно — от нарядных платьев, жакетов и блуз до спортивных штанов, футболок, курток и аксессуаров. Нужно просто знать, куда идти, и уметь искать.
Меня ни капли не беспокоит, что вещи, которые я покупаю, кто-то надевал до меня. Не вижу ни одной причины брезговать. Ну, носила эту юбку или блузку другая девушка — и что? Наоборот, это круто — у всех этих вещей уже есть история. Плюс меня беспокоят вопросы экологии: человечество только и делает, что покупает новую одежду и выбрасывает старую, когда зачастую её ещё носить и носить. О судьбе выброшенного при этом мало кто думает, а ведь никому не нужное старьё не растворится в воздухе, а будет лежать на свалках столетиями. В общем, я за то, чтобы носить одежду как можно дольше, покупать подержанные вещи, обмениваться ими на свопах, жертвовать нуждающимся, а не выкидывать.
Я выработала очень простую систему шопинга. За дешёвыми повседневными вещами я обычно хожу в «Столичный гардероб» рядом с домом. Он заменяет мне все масс-маркеты сразу. В своём телеграм-канале я даже публиковала большой гид по нему для новичков. Это огромная сеть секондов, активно продающая франшизу. Поэтому у разных магазинов разные владельцы, разная подборка одежды и даже разные цены за килограмм (вещи там продаются на вес). Мне очень нравится точка в Аптекарском переулке: никогда не уходила с пустыми руками. Но вообще любой «Столичный гардероб» — это большой магазин, в котором вещи рассортированы по типам, что облегчает процесс выбора: рейл с юбками, рейл с блузками, рейл с брюками, рейл с платьями. Я подсадила на эту сеть многих своих друзей, и они периодически пишут мне что-то вроде: «Только что купил отличную куртку, смотри!» — и шлют фотографии. Я всегда очень радуюсь, ведь то, что продаётся в масс-маркете за тысячи, в «Столичном гардеробе» можно купить за сотни.
Но нужно понимать, что покупать одежду в больших секондах непросто, это настоящая поисковая операция: вещей много, порой они висят очень плотно, куча непривлекательного барахла, каждый предмет в одном размере, нужно методично и терпеливо рыться. А ещё нет услужливых продавцов-консультантов, которые заботливо развесили одежду по сочетаемости цветов и фасонов. В масс-маркете ты пришёл, увидел, примерил, купил. А в секонд-хенде ты пришёл, как следует порылся, примерил, снова порылся, снова примерил, потом ещё и ещё. То есть шопинг в таком магазине — труд, но зато очень творческий. А ещё это поисковый азарт: иногда такое находишь, что с ума сойти можно. Я всегда советую заложить на шопинг минимум час, идти налегке и настроиться на монотонное изучение рейлов.
Более нарядные вещи (платья, блузы, жакеты и юбки) я чаще всего покупаю в Strogo Vintage — это винтажный магазин на Покровке, у меня целый ворох одежды оттуда. Ещё очень люблю Mix & Match Vintage — магазинчик винтажа в Хохловском переулке. Там продаются потрясающе красивые винтажные платья и брючные костюмы в отличном состоянии. Правда, они стоят дорого, но иногда я себе разрешаю. У меня есть пара платьев оттуда: и ткани, и силуэт у них загляденье. Кстати, ни в Strogo Vintage, ни в Mix & Match Vintage рыться не придётся: и там и там бережная небольшая подборка, плохих вещей нет, всё очень красивое. И ещё из любимого — блуждающий поп-ап-секонд «Окно». Там классные вещи, в том числе для мальчиков, а также интересная подборка очков и украшений. Хожу почти на все поп-ап-секонды начиная с первого и всегда стараюсь успеть к открытию — пока всё не разобрали.
Наталина Бонапарт
основательница и идеолог винтажного магазина Salon Bonaparte
Сегодня в секондах уже не удаётся встретить эпатажной и нарядной одежды. Туда я иду только за базой: свитеры, футболки, брюки. Иногда, правда, случается найти обувь. Нечасто, но встречаются театральные наряды: например, зимой я забрала с собой костюм морской звезды — друзья зовут его костюмом акулы. Но сейчас такое происходит всё реже. В России секонды испортились и исхудали: в них всё больше масс-маркета, всё меньше редких марок и качественных вещей.
Идея донашивать вещи привлекает меня с детства. Я всегда брала платья мамы, бабушка дарила мне свои сумочки и шляпки. Носить одежду за незнакомыми людьми — это вдвойне интригующе, можно нафантазировать всякого, чем я и занимаюсь, когда покупаю предметы 20–30-х годов.
Оригинальный винтаж — это вещь старше двадцати пяти — тридцати лет. Отличить винтажную модель от современной уже не составляет для меня особого труда. Самое простое — этикетка, но если её нет, можно обратить внимание на ткань, силуэт и исполнение. Для известных марок действуют те же правила, что и сейчас: нужно внимательно проверить качество исполнения, особенно швы — у оригинала они ровные, плотные и аккуратные, не слишком большие, — фурнитуру — все металлические детали должны выглядеть совершенно, зачастую они украшены логотипом — и, конечно, штрихкод, первые три цифры которого — номер страны-производителя, и если всё указано верно, опасаться нечего.
У винтажной одежды больше преимуществ, чем кажется на первый взгляд. Для начала — она неповторима: редко случается найти две одинаковые вещи, на моей памяти было таких два-три случая. Она почти всегда хорошего качества. Двадцать-тридцать лет назад даже самые бюджетные марки очень внимательно относились к качеству тканей и производства, поэтому винтажная одежда хранится пятьдесят и более лет, не теряя вид. Вещи из прошлого помогают почувствовать себя особенным и причастным к какой-то неизвестной и красивой истории. Такая одежда позволяет самовыражаться и говорить с внешним миром. И ещё небольшой, но весомый плюс — винтажная одежда экономична. Например, костюм YSL можно найти за десять тысяч рублей, тогда как любая новая вещь этого же бренда стоит не менее тысячи долларов.
Нет такой винтажной вещи, будь то украшения, одежда или туфельки, с которой я бы не смогла ужиться. Я советую покупать только то, что с вами «говорит». Бывает, надеваешь самое красивое платье Laura Ashley и сразу хочешь поскорее его снять — я не знаю, связано ли это с чем-то мистическим, но такое действительно происходит. В таких случаях нужно действительно снимать и примерять другое красивое платье.
Мой любимый винтажный магазин в Москве — это Strogo. Там собраны самые красивые винтажные проекты в городе. Также мне симпатичен Gentlewares. Что касается винтажек в мире, то мне нравятся Adored Vintage, Dear Golden, Recollection и Devore Vintage.
Марина Чуйкина
основательница Strogo Vintage и соосновательница Vintage Marketplace
Как правило, отправляясь на шопинг, я чётко представляю, за чем иду: например, если бы сегодня я оказалась в винтажном магазине в Стокгольме или на блошином рынке в Форте-дей-Марми, то разыскивала бы летние брючные костюмы, блузки в викторианском стиле или лаковые сумочки с пластиковыми ручками. В какой-то момент я практически полностью перешла на шопинг в винтажных магазинах и секонд-хендах. Я всё ещё иногда беру новую обувь, но вот как раз сейчас совершенно потеряла голову от винтажных моделей, хотя найти подходящую непросто.
С другой стороны, винтажный шопинг прекрасен неожиданными находками. Например, пару недель назад я и не думала о покупке безупречных туфелек на низком квадратном каблучке Ferragamo, но встретив их, не смогла пройти мимо. Такие вещи сложно не заметить: качественный материал, благородный цвет, редкий фасон, особый, неповторимый характер вещи, как правило, выделяются на общем фоне. Я отдаю предпочтение натуральным тканям: шёлк, шерсть, кашемир — вещи из них смотрятся дороже и служат вечность. Лично для меня одно из самых больших удовольствий — чувствовать на своём теле лёгкость и холодок натурального шёлка.
Я не боюсь маленьких дырочек — ведь это история вещи. Меня, наоборот, скорее смущают новые, безупречные модели из магазинов, мне они уже кажутся скучными. С пятнами ситуация немного другая: я бы не советовала покупать вещь с жирным пятном. Если же пятнышко похоже на след от пыли и грязи — такое часто бывает с вещами, перемещающимися со склада на склад, — тут нет ничего страшного, это решаемо. Ещё меня совсем не смущают небольшие следы ржавчины: на джинсах и косухах это выглядит брутально, а на старинном белье (например, ночные сорочки, которые идеальны в качестве летних платьев) — как родинки на теле, в этом их история, индивидуальность. Впрочем, тут каждый решает для себя. Для магазина я стараюсь отбирать вещи в безупречном или почти безупречном состоянии, а в мой личный гардероб попадает совершенно разная одежда.
Например, недавно, когда я была в Питере, купила себе на блошином рынке прекрасный плащ молочного цвета из добротного суперплотного хлопка. Он был весь в пятнах самой разной масти, и почти все пуговицы были со сколами. После чистки он стал просто потрясающе красивым, но многие незначительные пятнышки остались. Так вот, для меня это совершенно нормально — есть они или нет, не важно, ведь я нашла такую роскошную штуку!
Винтаж — это всегда про единственные в своём роде вещи, отменного качества и редкие, интересные модели, отобранные с любовью и трепетом. Ценник на такую одежду чаще всего не превышает высшей планки расценок в масс-маркете. Но тут всё зависит от магазина, есть, конечно, и очень-очень дорогие винтажные лавки, но часто цены в них тоже оправданны. В Азии, да и в Европе, порой вещи с явными косяками стоят дорого: «Это же винтаж», — объясняют продавцы. Но переплачивать за испорченную одежду всё-таки не хочется, поэтому лучше хорошенько её осмотреть: как правило, возвраты и обмены в винтажных лавках не работают. Если дорогая вещь брендовая, можно погуглить линейку, разобраться, насколько цена оправданна.
Обычно в свой гардероб я покупаю футболки и мужские хлопковые рубашки совсем за дёшево — в них нет особой ценности, их можно найти почти в любом секонд-хенде. За дорого я беру редкие вещи, которые западают в сердце. Например, совсем недавно я купила у коллеги в Москве потрясающий брючный костюм Rochas изо льна и вискозы на шёлковой подкладке. Вот это вещь. Стоил он шестнадцать тысяч, и, на мой взгляд, это даже дёшево для него. Когда качественная, уникальная вещь садится на вас — думаю, её стоит брать без промедлений, ведь она прослужит годы, и шанс встретить её на знакомом сводится к нулю.
Мне кажется, когда ты в курсе, чем обходится для нашей планеты обычная футболка из масс-маркета — здесь мы говорим об огромном количестве пресной воды, необходимой для хлопка, истощении почвы для выращивания монокультуры, условиях труда рабочих на фабриках, их заработке, а также о сливе отработанной воды с краской для ткани в открытые воды, — ты дважды подумаешь перед тем, как эту футболку купить. Ведь не так сложно зайти в секонд или поискать на Avito что-то подобное — наша планета буквально забита вещами! Мне приятно думать, что я не вкладываю свои пять копеек в безжалостную машину массового производства одежды, так расточительно потребляющую природные и человеческие ресурсы и отравляющую экосистему. Когда я покупаю вещь на блошином рынке у частников, я отдаю эти деньги напрямую людям, когда покупаю в черити-шопе, знаю, что деньги будут потрачены на благотоворительность, а покупая вещи в винтажных магазинах, помогаю людям и проектам, которые в свою очередь направят эти деньги в первые два источника.
В Москве всё просто: можно сходить на наш винтажный маркет Vintage Marketplace и выбрать из сотни участников тех, к кому потом будете ходить. Два моих главных адреса — Покровка, 17, и Mix & Match на Хохловке. В Берлине — Calypt Berlin в Нойкёльне и Sing Blackbird в Кройцберге, в Копенгагене — Studio Travel, в Стокгольме — Emmaus и Humana, в Милане — Humana, в Лондоне — Portobello Road.
В России всё только начинается, и это здорово, люди открывают для себя новый формат шопинга и вообще взаимоотношений с одеждой — это очень захватывающий процесс. Из-за дефицита в СССР у нас практически не осталось своего классного винтажа, как в Европе, — а к тому, что осталось, сформировалось отношение как к чему-то пропахшему нафталином. Поэтому традиция носить винтаж у нас развита значительно меньше, чем за рубежом, где всегда было изобилие одежды. Но сейчас все устали от масс-маркета и одноразовых вещей и хотят чего-то особенного.