СтильBaby Bump:
Как беременность вошла в моду
А одежда для беременных больше не прячет живот
ТЕКСТ: Дарья Косарева, автор блога
и телеграм-канала It’s So Last Season
БУДЕМ ЧЕСТНЫ: МОДА ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ была не особенно благосклонна к беременным. Вернее так: стоило среднестатистической женщине оказаться в положении, как любое понятие, относящееся к области модного, автоматически исчезало из её повседневного обихода, зато в шкафу внезапно материализовывались безразмерные балахоны и растянутые трикотажные брюки. Это касалось всех без исключения представительниц общества, как богатых и привилегированных, так и тех, кто беден и угнетён. Впрочем, на фоне того, что в Викторианскую эпоху беременным предписывалось носить утягивающий живот корсет, даже такой унылый расклад, существовавший на протяжении почти всего прошлого века, кажется вполне заметным шагом на пути к всеобщей гуманизации.
Первой женщиной, публично «прожившей» — и на экране, и в реальной жизни — свою беременность, принято считать Люсиль Болл, звезду комедийного сериала «Я люблю Люси», выходившего в эфир на американском телевидении в 50-х. Болл официально заявила о том, что ждёт ребёнка, и продолжила работать на съёмочной площадке — поступок по тем временам невероятно смелый и антипуристский. Но хотя беременный гардероб актрисы и включал в себя множество вариантов одежды на любой случай, тем не менее основной функционал всех этих вещей заключался лишь в том, чтобы по максимуму маскировать её растущие как на дрожжах округлости.
Спустя почти тридцать лет мало что поменялось: признанная фэшн-икона 80-х и любительница броских нарядов принцесса Диана во время обоих своих сроков вела довольно бурную общественную жизнь, но все её без исключения «беременные» платья были скроены таким образом, чтобы хранить тайну об изменившихся пропорциях своей хозяйки: в их фасонах не было ни единого намёка на облегание или вырезы.
Перемены начались с расцветом третьей волны феминизма и в связи с общим курсом на дестигматизацию женской сексуальности. На исходе 80-х Гела Тейлор и Памела Скайст-Леви (будущие основательницы Juicy Couture) запускают линию денима для беременных под названием Trevis Jeans. Адептами марки мгновенно становятся обитательницы Голливуда: Мелани Гриффит и Деми Мур появляются в этих джинсах в комплекте с облегающими топами и боди даже на красных дорожках.
В 1991-м Vanity Fair выходит с беременной вторым ребёнком и полностью обнажённой Деми Мур на обложке. Номер навсегда обретает статус скандального, и в некоторых точках сбыта журнал продают с дополнительной защитной накладкой — во избежание народного недовольства. Это не останавливает других знаменитостей от подобного шага. В течение последующих двух десятилетий для обложек разных изданий обнажёнными снимаются Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Моника Беллуччи и Бритни Спирс. Беременные Памела Андерсон, Эль Макферсон и Виктория Бекхэм в качестве нарядов на красную дорожку начинают выбирать исключительно обтягивающие и смелые платья, всячески подчёркивающие их физическое состояние.
Складывается ощущение, будто сверху спустили разнарядку: беременность отныне должна перестать ассоциироваться с чем-то постыдным, неприличным и одновременно интимным, с чем-то, что нужно скрывать от посторонних глаз. Женщина в положении оказывается объектом всеобщего поклонения, восхищения и неуёмного интереса, не в последнюю очередь со стороны модного сообщества. Процесс раскрепощения окончательно легимитизируется к середине 2000-х, когда становится ясно, что правила в отношении maternity style перестают работать и теперь можно всё. M.I.A. выступает на церемонии Grammy Awards — 2009 с огромным животом, обтянутым прозрачным эластиком, беременная Миранда Керр участвует в показе Balenciaga сезона весна-лето — 2011 в качестве рядовой модели, а Ким Кардашьян в своём custom-made платье Givenchy становится самой обсуждаемой участницей Met Gala — 2013.
К середине 2000-х линии одежды для беременных появляются у Gap, H&M и ASOS, а тема беременности оказывается настолько тесно связанной с модой, что в 2012 году профессор Университета Дрейка Рене Энн Крамер даже пишет эссе «The Baby Bump is the New Birkin», в котором подробно рассматривает процесс утверждения беременности в качестве модного феномена.
При этом новейший вектор в развитии моды для беременных полностью совпадает с тем направлением, в котором движется основной фэшн-авангард. Никто больше не требует от женщин в обязательном порядке прятать живот и непременно рядиться в специальную одежду для тех, кто в положении (хотя, если это вам по душе, смело продолжайте), как никто больше не требует чёткого следования каким-то определённым трендам в большой моде. Для каждого найдётся своя ролевая модель.
Например, Бейонсе, которая возвела свою последнюю беременность в ранг культа, сакрализировала её и практически в буквально смысле заставила на себя молиться. Или, скажем, идея полного отказа от покупки вещей для беременных — у неё тоже много сторонниц.
Во-первых, этому, способствует прочно закрепившаяся мода на суперобъёмные силуэты и фасоны. В последнем номере журнала Gentlewoman эдиториал с участием дизайнера Мартин Роуз, находящейся на внушительном сроке беременности, вполне доходчиво иллюстрирует эту тенденцию: на снимках девушка убедительно демонстрирует то, насколько комфортно она чувствует себя в своём положении в гиперсайз-вещах собственной марки Martine Rose.
Во-вторых, тут сказывается нежелание многих женщин надолго оставаться в отрыве от карьеры. В качестве наглядного примера часто вспоминают об Амаль Клуни, которая не изменила узнаваемому деловому стилю и даже ходила во время беременности на высоких каблуках, которые ещё совсем недавно считались абсолютным табу для женщин в положении. На другом модном полюсе находятся беременная Ирина Шейк, прошедшая по подиуму на показе Victoria Secret год назад, Ким Кардашьян и Крисси Тейген с их максимально сексуализированной, на грани вульгарности, подачей собственной беременности. Кружево, мини-, обтягивающие платья-бандажи — ну что же, в 2017-м представление о женщине как о сосуде вечной женственности и богине плодородия тоже имеет место и вовсе не идёт в разрез с идеями феминизма и разнообразия. Вполне очевидно, что эти девушки успешно и уверенно чувствуют себя в статусе проводников этой концепции.
Стоит внимания и тот факт, что публикацией снимков обнажённых и беременных знаменитостей (вспомнить хотя бы Серену Уильямс на обложке августовского Vanity Fair) журналы больше не стремятся шокировать публику. Как и многочисленные «голые» селфи беременных звёзд в инстаграме — такой визуальный материал скорее документальная фиксация момента, ну и конечно, очередной повод для разговора о разнообразии, позитивном отношении к собственному телу и положении женщины в этом новом, очень интересном мире, в котором даже 50-летней Джанет Джексон оказалось под силу впервые в жизни стать матерью.
ФОТОГРАФИИ: Beyonce