СтильКультовый ромком
«Бестолковые»:
Гид по стилю 90-х
Как носить вещи в клетку, перья, лаконичные коктейльные платья и сногсшибательные шляпы
Олеся Ива
Мы много внимания уделяем тенденциям и современной моде, но стоит понимать, что они лишь ориентиры, которые каждый интерпретирует по-своему. Стиль формируется в том числе под влиянием окружающей реальности и культуры, включая искусство, фильмы или видеоклипы. Время от времени мы разбираем произведения, из которых можно почерпнуть много знаний о моде эпохи и взять на вооружение ряд стилевых приемов. Сегодня вспоминаем культовую молодежную комедию «Бестолковые» с Бриттани Мерфи, Полом Раддом и Алисией Сильверстоун в главных ролях, которой в этом июле исполнилось двадцать лет.
«Бестолковые» не просто так были любимым фильмом отрочества у целого поколения — это неиссякаемый источник острот, житейской мудрости и представлений о прекрасном. Мода здесь играет, по сути, не менее важную роль, чем сюжет, а наряды героев — важная деталь для демонстрации их характеров.
Художником по костюмам в фильме была Мона Мэй, чью работу можно также увидеть в небезызвестных «Роми и Мишель на встрече выпускников», «Ночи в Роксбери», «Нецелованной» и «Певце на свадьбе». На самом деле вне съемочной площадки в 90-х царил гранж, но для «Бестолковых» Мона придумала стиль школьников с нуля. Не обошлось без шуток в сценарии: «Фланелевая рубашка — это что, дань уважения стильной погоде Сиэтла?» Работа была проделана колоссальная: для каждого главного героя «Бестолковых» Мэй составила по 60 образов, в которых они ни разу не появлялись на экране дважды. Герои второго плана достойны не меньшего внимания — о мелочах и цветовых сочетаниях тут всерьез думали не только герои, но и создатели фильма.
Фильм начинается под бойкий кавер The Muffs «Kids in America».
Алисия Сильверстоун играет главную героиню Шер — вроде бы обычную девушку. Однако каждое утро она выбирает наряд в виртуальном гардеробе Dress Me, который в середине 90-х оставался чем-то из области фантастики. К счастью, прогресс не стоит на месте: подростковую мечту о виртуальном стилисте давно осуществили разработчики множества приложений для онлайн-шопинга, а британская компания Metail в прошлом году создала буквальный прототип Dress Me.
В виртуальном гардеробе Шер создает один самых запоминающихся нарядов в «Бестолковых» — желтый школьный костюм в клетку и белые гольфы. В нем девушка смело раскидывает поклонников по сторонам со словами «As if! (Как же!)». Игги Азалия в клипе на «Fancy» повторила культовый наряд, но, кажется, Алисии Сильверстоун он все-таки шел больше.
Лучшая подруга Шер — Дион (Стейси Дэш) не уступает главной героине в чувстве стиля. Правда, она носит более эксцентричные и сексуальные наряды: виниловые юбки, вещи с леопардовым принтом, фуксию и неон, кроп-топы. Отдельный фетиш Дион — впечатляющие головные уборы: от шапочек кроше и беретов до бандан и безумных цилиндров. На шляпы костюмера фильма Мону Мэй вдохновила набирающая обороты рейв-культура. Надо сказать, что наряды девушек напоминают: мода — это весело. Шер и Дион порой выглядят совсем уж не так, как все, но не боятся быть собой.
Рыжеволосая Амбер в исполнении Элизы Донован — еще один заметный в фильме персонаж. Она конкурирует с Шер за внимание одноклассников и разряжается в пух и прах: то карикатурно цитирует 60-е, то приходит на уроки в красном костюме морячки или с ног до головы разряжается в перья марабу.
Глядя на эти кадры, еще раз понимаешь, какая серьезная и объемная работа была проделана костюмером Моной Мэй. Ей удалось показать эклектику молодежной калифорнийской моды: клоги, инфантильные футболки, свитшоты, чулки, чокеры, тай-дай, дутые куртки. Впрочем, разнообразие гардероба демонстрируют в основном девушки: Шер и Дион вводит в недоумение привычка парней носить мешковатые штаны и не мыть голову, прикрываясь кепкой козырьком назад.
Шер — дочь юриста, а потому наследственная сторонница классического стиля. Белые рубашки, оверсайз-жакеты, топы в ромбик, кардиганы-двойки, жакеты как у Жаклин Кеннеди — девушка использует ретро и унисексуальные вещи в деловом стиле, как эталонный пример «золотой молодежи».
Черно-белые наряды со спортивной площадки выглядят суперактуальными до сих пор и отлично вписываются в посттренировочный стиль: кроп-топы, теннисные юбки, леггинсы, кроссовки, гетры, майки, надетые поверх топов, банданы и спортивные трико. Даже урок физкультуры с такой экипировкой способен превратиться в один сплошной праздник.
Новенькая Тай (Бриттани Мерфи) пересекает порог школы в типичной для 90-х одежде: фланелевой клетчатой рубашке, брюках-карго и майке с символикой рок-группы, — словом, вещах от которых стилист фильма приходила в ужас. Ее чувства испытывают и героини «Бестолковых», Шер и Дион. Как известно, популярность в школе равна имиджу. Его девушки помогают Тай кардинально изменить: смывают красную краску с волос, переодевают в короткие клетчатые юбки, белые гольфы, клубные поло и даже серебряные Dr. Martens. В итоге девушка становится даже слишком успешной.
Бархатные короткие платья, школьные мини-юбки, кардиганы, белые гольфы, рубашки с воротником, туфли на низком каблуке — кажется, большая часть нарядов в «Бестолковых» взята на вооружение и растиражирована компанией American Apparel.
Героиня Алисии Сильверстоун обожает прозрачные блузы и носит их поверх маек и кроп-топов. Впрочем, эти кадры вновь напоминают, какой фильм дизайнеры American Apparel явно засмотрели до дыр.
«Бестолковые» можно смело переименовать в «Пятьдесят оттенков клетки». Этот узор в самых разных цветовых решениях мелькает чуть ли не в каждом кадре. Классический принт украшает даже спортивное трико героини. Еще одна вещь без которой невозможно представить Шер, — это берет, который она носит с вещами, разумеется, в клетку.
Блондинка, зажавшая в руках розовую шариковую ручку с пушком, — стереотипный образ, который пошел в массы благодаря «Бестолковым». Впрочем, героиня Алисии Сильверстоун любит пушок в любом виде, будь то сумка или рукава жакета.
Наряды на вечер — особая тема в гардеробе Шер. Она всегда выбирает лаконичные, как правило, однотонные короткие коктейльные платья и каблуки. На школьную вечеринку Шер надевает красное платье Alaïa и жакет с перьями. В сцене с ограблением героиня отказывается лечь на асфальт, аргументируя фразой, ставшей афоризмом: «Who is Alaïa... like, a totally important designer».
«Что это такое?» — «Платье?» — «Кто назвал это платьем?» — «Кельвин Кляйн». — «Выглядит как ночнушка. Надень что-нибудь сверху или переоденься». Один из самых известных диалогов фильма происходит между Шер и отцом, когда она выбирает для первого свидания белое ультракороткое платье на тонких бретельках Calvin Klein. Ее пассия, а впоследствии друг-гей, одет как канонический герой-любовник из 50-х.
Шер не жалеет времени для сборов на свидание, но руководствуется одним правилом (которое до сих пор многим кажется разумным): надень то, что немного оголяет тело, тогда парень представит тебя полностью голой и будет всё время думать о сексе. Для свидания Шер вновь выбирает лаконичное платье. Разбавляет образ разве что красивая заколка в стразиках.
Шер не чужд и нормкор. Здесь она демонстрирует многослойное сочетание 90-х — майку надетую поверх базовой белой футболки. Всё с голубыми 501-ми мом-джинсами.
Свадьба — хороший финал для классической молодежной комедии (по крайней мере, так думали сценаристы и продюсеры в Голливуде). Правда, в «Бестолковых» создатели фильма женят не выпускников, а школьных учителей. Шер на свадьбу надевает розовое платье и укороченный жакет и не забывает про элегантную прическу. Остальные гости не изменяют себе: Амбер — при перьях, Дион — с розами в косичках. Обратите внимание: у всех девушек — чокеры на шеях. Как-никак культовая деталь стиля 90-х. А о том, стоит ли завязывать с «розовой фигней», уже в следующем тысячелетии всем рассказала «Блондинка в законе».