СтильКак и почему 2014-й стал годом доступной моды
Вспоминаем самые яркие коллаборации и рассказываем, как изменилась индустрия моды в этом году
2014 год был богат на коллаборации. Самой мощной и заметной стала коллекция американского дизайнера Александра Вэнга для H&M. Однако другие марки удивили не меньше, указав на совершенно иной курс демократизаии моды. Главное отличие года — масс-маркет-марки становятся смелее и сотрудничают с интеллектуальными дизайнерами и героями уже нового времени, которые пришли на смену коммерческим узнаваемым именам из классического люкса 1980-х–2000-х.
олеся ива
Пример с H&M самый яркий. Ранее шведы работали с Карлом Лагерфельдом, Viktor & Rolf, Джимми Чу, Донателлой Версаче, Альбером Эльбазом, Анной Делло Руссо и Роберто Кавалли под концепцией cheap and chic. Суть сводилась к тому, чтобы с помощью «дешевых и шикарных» коллабораций приблизить массового покупателя к далекому миру люкса, а маркам с обеих сторон получить больший информационный охват.
Среди этой череды специальных коллекций H&M выделялись более сложные — с Marni и COMME des GARÇONS. Однако переломным моментом стала одна из самых ожидаемых коллекций шведов с домом Maison Martin Margiela. Эта коллекция 2012 года стала показательной с точки зрения конфликта в понятии демократизации моды. Заключался он в том, что мода в чистом понимании — это труд сотен людей, которые работают над идей. Эта идея может быть эстетически сложной и даже малопонятной, но обязательно тщательно реализованной — от сложности кроя до выбора ткани и внимательной работы с деталями, что практически недоступно масс-маркету, работающему с другими промышленными объемами. Так, в случае коллекции MMM и H&M 2012 года нам продавали идею совместной работы масс-маркета и одного из самых концептуальных современных дизайнеров Мартина Маржелы. На деле сам Маржела к этой коллаборации никакого отношения не имел: еще в 2009 году он оставил дом MMM. Так что мы получали товар H&M, где от интеллектуальной моды был только ярлык «Maison Martin Margiela». Все идеи модного дома в коллаборациях H&M были упрощены и преподнесены массовому покупателю в разжеванном виде. Кроме того, до определенного момента в коллаборациях качество вещей неизменно на порядок уступало «оригинальным» коллекциям.
Александр Вэнг х H&M
Новой страницей в истории модных коллабораций стала коллекция Александра Вэнга для H&M, появившаяся в продаже в ноябре этого года. Во-первых, она появилась ровно тогда, когда стал очевидным курс моды на демократизацию. Только происходит она не в сфере масс-маркета, а в самом премиум-сегменте. Роскошные вещи становятся проще для понимания и для продаж — более носибельными и коммерчески выгодными. Соответственно, их проще представить и реализовать идею в масс-маркете. Кроме того, сам масс-маркет становится чуть дороже и улучшает качество вещей. То есть параллельные оси высокой моды и масс-маркета вдруг подвинулись и оказались направленными в сторону точки пересечения.
Впрочем, мощная рекламная кампания коллекции достучалась даже до большинства россиян. Хотя спросите любого на улице — никто, скорее всего, вам не расскажет, кто такой Александр Вэнг. Тем не менее поклонники смели всё за один день ровно так же, как и все предыдущие коллаборации H&M. Ведь на деле мы получили одну из лучший коллекций шведов с точки зрения идей: она зафиксировала торжество спортивного стиля как главной модной тенденции года. Но это еще не всё. Вещи были выполнены значительно лучше прежних коллекций и с применением технологичных материалов. Неудивительно, ведь Вэнг известен как один из самых технологически подкованных дизайнеров в мире. В отличие от прежних коллабораций H&M, эта коллекция не была сделана «под стиль дизайнера» — она была полноценной работой Вэнга и его команды, а вещи легко можно было представить во второй собственной линейке дизайнера T by Alexander Wang. Вэнг для H&M был точнейшим попаданием в цель. Надо понимать, что Вэнг — гениальный бизнесмен, который за семь лет сумел построить компанию с доходом в сто миллионов долларов. При коммерческом успехе он тонко чувствует цайтгайст и предлагает совершенно иную идентичность современной женщины — сильной и спортивной, не лишенной чувства юмора.
Таким образом, в 2014 году коллаборации не просто выходят на новый уровень по качеству исполнения, но по сути становятся доступной модой, а не попыткой мимикрировать под нее. Следующей коллаборацией H&M вполне может стать работа с Moschino или Marc by Marc Jacobs — ведь кроме информационного шума и четкой эстетической идентичности эти марки предлагают носибельные вещи с яркой идеей, которые уже можно повторить в промышленных масштабах.
Topshop х Marques’Almeida
Крутой дизайн и исполнение мы видим и в других совместных коллекциях демократичных марок. Topshop всегда удавались лимитированные коллекции с британскими дизайнерами — за плечами у них работа от Christopher Kane и Mary Katrantzou до Meadham Kirchhoff и J.W. Anderson. В этом году Topshop представили три коллаборации с adidas Originals, Ашишом Гуптой и дуэтом Marques’Almeida. Коллекция Marques’Almeida стоит отдельного внимания. Во-первых, потому что Марта Маркес и Пауло Альмейда получили в этом году приз British Fashion Awards в номинации «Emerging Womenswear Designer». Во-вторых, дуэт лично работал над дизайном вещей, в том числе повторив свои хиты из «взорванного» денима, которыми знаменита марка. В Британии коллекции всегда раскупаются в считанные минуты. В России же пока не слишком идеологически и информационно подкованный покупатель, так что коллекции британцев доживают до распродаж.
Raf Simons x adidas
Одной из лучших коллекций года стало сотрудничество Рафа Симонса с adidas, представивших «страшно красивые» кроссовки, где вместо трех полосок adidas были едва заметные строчки, а вместо шнурков — липучки и молнии. Затем Раф Симонс переосмыслил самые популярные кроссовки года Stan Smith. В этом году среди коллекций adidas можно вспомнить и хэлс-готические кроссовки, созданные Риком Оуэнсом. И те и другие кроссовки стоили ни много ни мало 300–500 евро — всё потому, что покупатель получал дизайнерский продукт, выполненный от и до спортивным гигантом, не экономящим на технологиях и качестве. Здесь можно отметить, что тот же Рик Оуэнс лично приложил руку к дизайну кроссовок — так как Рик всегда сам ведет проекты под своим именем, а не доверяет их команде молодых дизайнеров, работающих «под утверждение боссом».
J Brand x Simone Rocha
Еще одним примером сотрудничества с дизайнерами новой волны стала одна из последних сильных коллабораций года — коллекция J Brand x Simone Rocha. Здесь американцы сотрудничают с еще одной надеждой современной моды — Симоной Роша, также получившей в этом году приз British Fashion Awards в номинации «New Establishment Designer». Коллекция состоит из курток, жилеток, платьев и мини-юбок из денима а также джинсов розового, красного и черного цветов, украшенных рюшами и оборками. В Москве коллекцию можно найти только в «Кузнецком Мосту 20».
Puma x Solange
Вторым важным моментом в коллаборациях 2014 года становится активная работа марок с поп-музыкантами, от коллекций adidas с Фарреллом Уильямсом и Ритой Орой до работы Ликке Ли с маркой & Other Stories. Последний пример этого года — назначение Рианны новым креативным директором немецкой спортивной компании Puma. Певица будет отвечать за женскую линейку бренда. До нее креативным директором был интеллектуальный дизайнер с большим именем — Хусейн Чалаян, ответственный за дизайн Puma с 2008 по 2012 год, чья работа не вызвала в массовой культуре резонанса. Рианна не дизайнер, но ее имя совершенно точно этот резонанс компании обеспечит. Самыми активными по части звезд в этом году стали adidas, которые исторически сотрудничают со знаменитостями, — вспомните совместную работу adidas и Run-D.M.C. в 80-х годах. В этом году adidas представили коллекции с Фарреллом Уильямсом, Ритой Орой и готовят коллекцию с Канье Уэстом.
Wood Wood х Disney
Отдельно можно сказать про коллаборации глобальных компаний с модными марками. Например, Disney выпускают коллекцию со шведами из Wood Wood и презентуют ее в парижском Colette в октябре этого года, а в Москве — в корнере Wood Wood в «Цветном». Коллаборация получается смелой, сюрреалистичной и совсем недетской, состоящей их свитеров, топов, свитеров, юбок-карандашей с принтами в виде растянутого и изогнутого Микки Мауса. Весной 2014 года нечто похожее показывают Disney с Opening Ceremony. Другой пример подобных поп-глоб-коллабораций — летнее сотрудничество Starbucks с Band of Outsiders. Вместе они представляют керамические кружки для кофе, украшенные «стекающей» краской. До этого Starbucks работали вместе с Rodarte, Charlotte Ronson и Alice + Olivia.
Opening Ceremony х Intel
International Business Times пишут, что современные тинейджеры тратят больше на гаджеты, чем на одежду и обувь. Отсюда новый тип коллабораций — сотрудничество модных марок с IT-компаниями, наперебой презентующими новые носимые гаджеты. Год начался с сотрудничества Google Glass с Дианой фон Фюрстенберг, а последней коллаборацией 2014 года стал «умный» браслет MICA (расшифровывается как My Intelligent Communication Accessory), созданный Intel совместно с Opening Ceremony. Браслет выполнен из черной и белой змеиной кожи, украшен жемчугом, обсидианом и тигровым глазом и оснащен сенсорным экраном, с помощью которого можно получать текстовые и электронные сообщения, а также встроенным будильником. Презентовали гаджет во время последней Недели моды в Нью-Йорке. Кроме браслета Opening Ceremony представили бомбер, в кармане которого есть зарядка для смартфона, созданная компанией mophie. Opening Ceremony уже не первые, кто движется в сторону технологий: совсем недавно марка Ralph Lauren представила биометрическую футболку, Tory Burch выпустили коллекцию аксессуаров с FitBit, а смартчасы Samsung Gear S появились на показе Diesel Black Gold.
В итоге новое время — новым именам. Сегодня мы получаем крутые дизайнерские коллаборации, которые выглядят не хуже подиумных коллекций и более чем достойны с точки зрения стиля, качества и идей. Важно, что идеи мы уже получаем от дизайнеров новой волны последних 10–20 лет вроде Симоны Роша или Александра Вэнга, пришедших на смену классикам вроде Карла Лагерфельда. Даже марка пластиковой обуви Melissa променяла Лагерфельда на Гарета Пью. Демократизацию и коммерческое направление моды поддерживают звёзды, чей персональный стиль и число подписчиков в Instagram важнее для спортивных марок, чем дорогостоящая рекламная кампания. Демократизация люкса и технологии в производстве подталкивает к легкости воспроизведения. За работу с прогрессивными дизайнерами берутся даже компании-глобалисты, а совершенно новым шагом становятся коллаборации в технологиях. Можно быть уверенным, что эти тенденции будут развиваться и в наступающем 2015 году.