СтильКультовый фотограф
Дэвид Армстронг:
кого мы потеряли
Вспоминаем знаменитого портретиста «Бостонской школы», умершего 25 октября


Олеся Ива
В минувшую субботу в возрасте 60 лет из жизни ушел фотограф Дэвид Армстронг — мастер жанрового портрета, культовый фотограф и художник 80-х годов, объединивший моду c изобразительным искусством. Армстронг был одним из пионеров жанра документального портрета и входил в группу «Бостонской школы» наряду с Джеком Пирсоном, Марком Моррисро и Нан Голдин — вместе они изучали живопись в Бостонской школе изобразительных искусств.
C Нан Голдин Дэвид познакомился, когда ему было 14 лет, и их дружба не прерывалась на протяжении всей его карьеры. Именно по инициативе Голдин он переехал из Бостона в Нью-Йорк. В 70-х и 80-х годов они снимали на 35-миллиметровую камеру серию интимных и созерцательных портретов богемной тусовки Нью-Йорка того времени и ее странных и не всегда счастливых героев — геев, моделей, танцоров, героинщиков. Cреди них были и портреты культовых художников 80-х Жан-Мишеля Баския и Филипа-Лорки Ди Корсия. Признание к Дэвиду пришло сразу, в 1981 году, когда его работы включили в выставку «New York/New Wave» в нью-йоркском центре современного искусства MoMA PS1. В 1994 году Дэвид и Нан выпустили совместный альбом «A Double Life», задокументировав эпоху эпидемии СПИДа. Дэвид и сам говорил, что их фотографии заполнили определенный момент истории: «СПИД появился раньше, чем думают люди. Мой бойфренд умер от СПИДа в 1983 году. Ты видишь кого-то сейчас, но не факт, что увидишь завтра». Очевидно, с этой мыслью они и снимали.
Жанровый портрет, предполагающий отражение характера героя и его мира во всей их полноте, — главное, что прославило Дэвида. Армстронг любил работать с естественным светом и мягким фокусом. Он говорил: «Портрет — это концентрация. Если вы хотите получить глубокую связь, вам нужно сосредоточиться на одной личности». На протяжении десяти лет, с 2001-го по 2011-й, Дэвид создал серию декадентских и чувственных портретов красивых юношей. Черно-белые портреты стали центральными в его творчестве и опубликованы в книге «615 Jefferson Avenue». «Мои работы о мужской молодости, которая со временем исчезает. Я старею, но все еще снимаю таких же прекрасных юношей, каких я снимал, когда только начинал», — говорит Армстронг.
К фэшн-фотографии Дэвид пришел сравнительно поздно. В 2001 году молодой дизайнер Эди Слиман пригласил Армстронга снимать бэкстейдж показа Dior Homme, после чего на него посыпались бесконечные заказы съемок для журналов вроде Vogue Homme, AnOther Man, Self Service, Acne Paper, POP, 10 Magazine, LOVE и Purple magazine. Кроме эдиториалов он снимал и рекламные кампании таких домов как Rodarte, Burberry, Alexander Wang и Bottega Veneta. Армстронг относился к моде с долей сарказма: «Бренды не хотят видеть в своих рекламных кампаниях чистые эмоции, особенно если они негативные. Они хотят что-то искусственное, чего от меня добиться невозможно».
Работы фотохудожников «Бостонской школы» и Дэвида Армстронга повлияли на почерк важных современных фэшн-фотографов вроде Райана МакГинли и Вольфганга Тильманса. Так, МакГинли сравнивает его работы с картинами Яна Вермеера, автора «Девушки с жемчужной сережкой», который в XVII веке работал с жанровым портретом: «Армстронг, как и Вермеер, знает, как работать с солнечным светом. Его фотографии о желании и отчаянии. Вы это видите в глазах его героев». Армстронг и сам говорил в интервью The New York Times: «Я думаю о классической живописи эпохи Ренессанса, где всегда присутствовала меланхолия или тоска. Это ось моих работ, и они совсем не о сексе».
На протяжении всей жизни у Дэвида были проблемы с наркотиками и алкоголем. В последние годы он боролся с раком печени, но проиграл.
Комментарии
Подписаться