СтильРоссийские дизайнеры
о санкциях, форме ДПС
и церковном кутюре
Создание униформы, возрождение фабрик и другие мысли о будущем отечественных марок
Олеся Ива
С 20 ПО 22 СЕНТЯБРЯ В МИЛАНЕ проходила выставка одежды Pitti Super. Мы отправились на мероприятие, чтобы рассмотреть новые коллекции двух сотен марок со всего мира. Среди них в этом году в Италии был представлен и корнер Open Russian Fashion. На фоне процветающей западной моды мы поговорили о российских реалиях с дизайнерами четырех марок: LES’ by Lesia Paramonova, Luda Nikishina, Georgy Rushev и osome2some.
О возможных санкциях
Как выглядела бы жизнь россиян и наших дизайнеров, если бы власти все-таки приняли санкции второго уровня и после хамона запретили товары категории люкс, вещи европейских, японских и американских марок?
Георгий Рушев
Я слабо верю, что мы обратно вернемся к cоветскому режиму, пустоте витрин и диктатуре. В Европе, как и в самой России, наши марки знают крайне мало. Если ограничат экспорт, мы начнем производить больше у себя. Возможно, это подтолкнет российские марки стать таким же достоянием страны, как Michael Kors или Alexander Wang в Америке. Ведь проблема, по сути, в маленьком спросе на наш дизайн. Конечно, существуют примеры успешных дизайнеров, но они делают сугубо коммерческий продукт, а не уникальный. Например, среди украшений, к сожалению, популярностью пользуется базовая форма, налет под ювелирку и кристаллы Swarovski. Новаторство воспринимается с трудом. Люди боятся нового.
Люда Никишина
Санкции не коснутся Китая и прочих юго-восточных стран, обшивающих и одевающих полмира. Что это означает? Освободившуюся нишу займет дешевая масс-маркет-одежда с азиатских фабрик. Впрочем, половина люкса производится там давным-давно — он будет просто ввозиться из этих стран. Но рост российских марок может исправить ситуацию. В России за последние годы появилось такое количество молодых марок, что люди целенаправленно ищут вещи нашего дизайна, а для этого была проделана огромная работа. Ведь только хороший продукт может убедить людей покупать российское.
Леся Парамоновa
Совершенно точно, правительство должно внимательнее относиться к локальным дизайнерам и маркам и сотрудничать с ними. Однако у российских марок амбиций много, а концепции нет. Все очень сырое. Я не знаю, будут ли готовы российские дизайнеры занять эти высвободившиеся ячейки. Например, я пишу каждый раз новую сказку, а одежда — это лишь способ ее рассказать. У меня одухотворенные вещи. Это костюмы для героев моих сказок, как в театре!
Анна Андриенко, Наталья Бузакова
Еще одна возможная проблема — европейские ткани. Мы никогда не работали с русскими тканями. Если запретят ввоз итальянских материалов, сложно представить, что мы будем делать. Наверное, переключимся на китайские, среди которых можно найти технологичные и качественные. Санкции опасны тем, что могут повлиять на сознание потребителей. Ведь когда рынок открыт — сознание открыто. Когда все закрыто — хочется выйти за пределы и искать недоступные, а значит, желанные вещи.
О препятствиях
для местных дизайнеров
прежде чем грозить санкциями, стоило бы создать все предпосылки
для успешной работы российских марок. Чего вам не хватает сейчас?
Леся Парамоновa
В России нет понятия продюсирования моды, то есть нет профессиональных бренд-менеджеров. Это пустое поле. А ведь они решают коммерческие и технические моменты, общаются с байерами. Даже будучи первый раз на международной выставке на Pitti Super, я вижу, сколько существует тонкостей. Правильно оформленные прайс-листы, листы заказов и прочий набор документов. Думаю, многим университетам стоит задуматься, чтобы ввести курс по продюсированию моды. Например, у меня есть конкретные идеи программы для внедрения ее в университеты: продюсирование моды, креативные практические классы дизайна и digital.
Я бы предложила перезапустить старые фабрики вроде «Трехгорной мануфактуры». Это целая мануфактура, которая изготавливает ткани, — стопроцентно русский продукт, который сейчас по факту выглядит плохо и никому не нужен. Из него шьют простыни и полотенца. Почему бы не набрать команду каких-то крутых дизайнеров, чтобы они разрабатывали принты для «Трехгорки» и выпускали классные ткани, которые могли бы участвовать и в профессиональных международных выставках ткани? Это будет русский продукт, аутентичный от и до. Я абсолютно готова разработать иллюстрации и дизайн для капсульной коллекции таких тканей. Непонятно, правда, кому писать письмо с этим предложением.
Георгий Рушев
Для создания своих украшений я использую собственные технологии и работаю с уральскими мастерами, а камни привожу из Индии, с которой Россия дружит, или нахожу у нас в стране подручные материалы. Так что я трудностей не жду. Но знаю, что тем, кто работает с текстилем, приходится туго. Большинство российских фабрик заточено под производство утилитарного продукта типа униформы. Никто не будет перестраивать станки под твои лекала.
Люда Никишина
Мне не хватает кадров, мастеров, рук, портных, конструкторов. Почему российская одежда дорожает? Потому что растут зарплаты портных и конкуренция за них. Профессия портного сегодня редкая, и их зарплаты увеличились на 70 процентов за последние годы.
Анна Андриенко
Наталья Бузакова
Нам не хватает профессиональных байеров, которые делают заказ заранее, в срок, и оплачивают его, а не берут на реализацию.
Об альтернативе
иностранным товарам
допустим, на наших мощностях и фабриках можно будет запустить российский товар в массовое производство, чтобы заполнить нишу исчезнувших иностранных товаров. Что бы вы могли бы предложить?
Леся Парамоновa
Я бы предложила создать российский масс-маркет-бренд, как Zara или H&M, где продавались бы как модные и базовые вещи, так и предметы интерьера, детские вещи: LES’ Home, LES’ Kids. Красивые, доступные и качественные вещи. Я бы могла разработать даже обои.
Люда Никишина
Я бы предложила утепленное серое кашемировое двубортное пальто с воротом и на шерстяной подкладке. Затем — голубую шубу из овечки. Овчина — это демократично. Ведь норка модной уже никогда не станет, она старит женщин. Еще я бы предложила базовые свитшоты.
Георгий Рушев
Я бы возвращался к глубинам, к корням и истокам русского аксессуара, но адаптированного к жизни. Гребни, косынки. Например, я запустил этим летом гребни для волос. Поэтому я бы предложил нарядные «Гребни от Георгия» (смеется).
Анна Андриенко и Наталья Бузакова
Мы бы предложили классическое элегантное пальто-халат, юбку с высокой талией и платье-рубашку.
Об униформе госслужащих
В россии относительно налажено производство утилитарных вещей. государство любит устраивать тендеры на создание той или иной униформы. Для какой сферы и какой продукт вы могли бы предложить?
Георгий Рушев
Я бы мог работать с церквями и расшивать рясы или с театрами. Мелкая ручная работа, короны, декорирование вещей, театральный кутюр — абсолютно моя история.
Леся Парамоновa
Театр — это очень круто. Я бы взялась не только за костюмы, но и как художник-постановщик. Может быть, даже в детском театре. Как раз сейчас пишу и иллюстрирую детскую книжку. Еще я бы предложила дизайн/ребрендинг для Ботанического сада, который представляет Россию с ее флорой и фауной. Я бы могла сделать им новый логотип и собственный стиль. У российских институтов не хватает характеров и правильной образности.
Анна Андриенко и Наталья Бузакова
Мы могли бы форму для стюардесс придумать. Это была бы юбка-карандаш с интересными вытачками и красивыми разрезами и современными деталями, например со скошенным карманом. Это была бы красивая блузка и жакет. Все по фигуре, но современно.
Люда Никишина
Мне удается верхняя одежда. Так что шинели для постовых и сотрудников ДПС — моя история.
Об идеальной эпохе
Есть мнение, что мы живем не в лучшие времена. в какой эпохе вы предпочли бы сейчас оказаться?
Георгий Рушев
Я бы хотел попасть в будущее. Хотелось бы увидеть усовершенствованный 3D-принтер, чтобы с ним можно было обращаться так же легко, как c печатью на бумаге. Он бы работал с любыми формами и материалами.
Люда Никишина
Я тоже бы хотела увидеть будущее, попасть на сто лет вперед, вернуться и разбогатеть. Хотя будущее меня пугает. Мне кажется, в будущем ручной труд будет на вес золота. Это будет ремеслом из архивов музея. Наверняка все будет автоматизировано, а пальто будет появляться из мобильного телефона.
Анна Андриенко и Наталья Бузакова
Мы бы хотели попасть в Америку 70-х к хиппи, потому что мы начинали нашу марку как хиппи, создавая на коленке шелковые хиппанские вещи. В 70-х можно было бы увидеть всех икон прошлого и попасть на концерт The Beatles, Led Zeppelin.
Леся Парамоновa
Я бы отправилась в мезозойскую эру, когда жили динозавры и вокруг росли папоротники, гигантские странные растения и где не было людей. Там я бы вдохновилась на всю оставшуюся жизнь.