Стиль8 платьев, которые изменили ход истории
Рассказываем, как платья помогали женщинам отстаивать свои права и свободы, бороться с войной и улучшать имидж страны
Усилиями тысяч людей или по воле случая женское платье может стать элементом важнейших социальных и политических изменений. Мы собрали 8 примеров платьев, которые изменили ход истории, выйдя за пределы утилитарного смысла одежды. Как говорится, мужчины используют оружие, женщины используют платья и побеждают.
Текст: Юнна Врадий
Платье реформ
Борьба за права женщины начиналась с малого. Выборы выборами, но сперва неплохо было бы прекратить всю эту историю со сжатыми внутренними органами, недостатком кислорода и нарушенным кровоснабжением мозга. Для этого надо было — всего ничего — оказаться от корсета. В 1881 году в Лондоне возникло движение Rational Dress Society, целью которого была реформа современного женского платья. Предполагалось, что новый фасон должен быть более полезен для здоровья, удобен в носке и рационален с экономической точки зрения. Движение активно поддерживалось медицинским и феминистским сообществом. Уже в 1883 году в Англии стал регулярно выходить журнал Healthy & Artistic Dress Union. Позже подобные общественно-политические союзы появились в Швеции, Голландии, Италии, Австрии и Германии. Итогом активной деятельности этих организаций стало появление «платья реформ», крой которого с завышенной талией позволял женщине двигаться естественнее, дышать полной грудью и, наконец, чувствовать себя свободнее! Во Франции за платья новой формации отвечали Поль Пуаре, Мадлен Вионне, испанец Мариано Фортуни, который изобрел платье в обтяг с плиссировкой, и как всегда вовремя подсуетившаяся Габриэль Шанель. В итоге их имена чаще других упоминают в связи с освобождением женщин от корсета.
Маленькое черное платье
В начале 1920-х годов, по итогам Первой мировой войны, множество женщин носили траур. В этих же обстоятельствах дела у элиты и дворянства складывались весьма скверно. Минимализм и комфорт были не позой, но вынужденной необходимостью. Хваля Габриэль Шанель за «изобретение» маленького черного платья, следует в первую очередь восхищаться ее умением чувствовать конъюнктуру и талантом маркетолога. По сути, появление в октябре 1926 года во французском Vogue «маленького черного платья Chanel» просто узаконило и сделало модным ту форму одежды, которую и так уже избрало для себя множество современниц Коко Шанель. Это стало поворотным моментом в истории моды, поскольку ранее платья женщин из привилегированного класса, особенно вечерние модели, существенно отличались от одежды простых людей. Но уже на вечеринках по случаю празднования нового, 1927 года дворянки одевались как служанки, а служанки — как дворянки: неприхотливый черный, сдержанный крой, отсутствие лишних деталей и фурнитуры. Стирание визуальных границ между классами стало одним из шагов к более демократичному и свободному от условий обществу.
Платье-халат Нины Хрущевой
В то время как снимок со встречи глав СССР и США в Вашингтоне обычно используют, чтобы подчеркнуть «отсталость советской моды», во времена холодной войны он играл совершенно другую роль. Нина Хрущева была первой советской леди, которую показали миру. И когда вместо властной хищницы американцы увидели добрую тетушку в халате, сердца их смягчились. Более того, сама Джеки Кеннеди призналась, что восхищается этой «простой и открытой женщиной». И пусть Нина Хрущева не стала fashion-иконой, ее можно уважать за то, что она была плоть от плоти своего народа и не злоупотребляла возможностями и статусом своего мужа, чтобы казаться кем-то другим.
Майка-платье Кэтрин Хэмнет
Маргарет Тэтчер — первая женщина, занявшая пост премьер-министра европейского государства — души не чаяла в ядерном оружии. В то время как большая часть британцев выступала против увеличения ядерного потенциала страны, Железная леди соглашалась с Рейганом не только на медленные танцы, но и на размещение ракет малой дальности «Першинг-1А» на военно-воздушной базе США в английском Беркшире. Тогда дизайнер Кэтрин Хэмнет решила выступить в качестве представителя общественного мнения: заявилась на официальный прием к премьер-министру в майке-платье собственного дизайна и буквально ткнула Тэтчер в лицо факт «58 % DON’T WANT PERSHING». Снимок встречи облетел все СМИ — так мир узнал, что большинство жителей Объединенного Королевства не поддерживают решения Тэтчер.
Голубое платье Моники Левински
«Я не вступал в сексуальные отношения с этой женщиной — Моникой Левински. У нас не было таких отношений», — свидетельствовал Билл Клинтон. Однако предъявленное в качестве улики голубое платье (производитель Gap, стоимость $50) со следами «генетического материала» гаранта американской конституции, заставило Клинтона внести уточнения, что он не считал «эпизоды без вагинального проникновения сексуальным контактом». Все девять эпизодов. И все же Палата представителей США обвинила Клинтона в лжесвидетельстве и препятствии правосудию и большинством голосов, в третий раз за историю США, вынесла импичмент президенту. Клинтон и ранее был замешан в скандалах сексуального характера и на тот момент уже имел официальное обвинение в домогательствах на службе. Однако именно не постиранное голубое платье с каплями президентского семени — самая непристойная и в то же время ключевая деталь скандала — заставила Клинтона краснеть и запинаться. Импичмент отклонили на последнем этапе. Позиции Клинтона и всей демократической партии были значительно расшатаны, что привело к победе на президентских выборах 2001 года кандидата от республиканцев — милитариста Джорджа Буша-младшего.
Национальное платье под белой
футболкой Леймы Гбови
Как известно, на церемонии награждения нобелевских лауреатов действует чуть ли не самый жесткий дресс-код в мире с бескомпромиссным «white tie». Но когда в 2011 году Лейма Гбови, Тавакуль Карман и Элен Джонсон-Серлиф вышли за своими наградами «За ненасильственную борьбу за безопасность женщин и за права женщин на полноправное участие в построении мира» в яркой национальной одеже, почетные гости выразили им свое исключительное одобрение и уважение. Дело в том, что Лейма Гбови со своими единомышленницами организовала движение Women in Peacebuilding Network и смогла остановить вторую либерийскую гражданскую войну, в ходе которой гибли тысячи женщин и детей. Начиная с выступлений на рыбном рынке, Гбови сумела объединить и христианок, и мусульманок в желании прекратить кровопролитие и спасти своих детей. Гбови не верила, что мир можно построить с автоматом Калашникова наперевес, и выбрала в качестве оружия свое женское начало. Вместо выкрикивания лозунгов — пение и молитвы, вместо физического насилия — «сексуальная забастовка». Когда же на одной из манифестаций Лейму вместе с другими женщинами пытались задержать военные, они пригрозили публично обнажиться (что является формой проклятия в западноафриканской культуре), после чего остались нетронутыми и продолжили отстаивать свои идеалы. На манифестации либерийские женщины надевали белые одежды и футболки с миротворческой символикой, чтобы подчеркнуть, что они придерживаются нейтралитета и выступают только за окончание конфликта. Силами Гбови в 2003 году вторая гражданская война в Либерии была окончена. Главой Либерии избрали Элен Джонсон-Серлиф, которая стала первой женщиной-президентом в истории Африки.
Красное платье Мишель Обамы
Незадолго до президентских выборов 2012 года Мишель Обама выступила на съезде демократов в Северной Каролине в красном с золотом платье дизайнера Трейси Риз. Эффектная яркая модель удачного кроя без лишних деталей сразу завоевала любовь американок. Даже те, кто ранее относился скептически к политическим идеям Обамы, готовы были прислушаться к ее словам. Скромный (стоимость платья — $400) и элегантный вид Мишель Обамы произвел более позитивное впечатление, чем наряд Энн Ромни на подобном предвыборном мероприятии (платье Оскара де ля Рента за $1990). В итоге семья Обамы выступила в привычном им жанре «свои ребята». Ромни же укрепились в позиции далеких от народа мажоров — с платьем де ля Ренты и состоянием
$200 000 000 это правда не сложно. Итог выборов всем известен.
Розовые сари женщин-воинов
Однажды Сампат Пал Деви — жительница штата Уттар-Прадеш на севере Индии — стала свидетельницей ужасной сцены: на ее глазах мужчина жестоко избивал свою жену. Сампат попыталась заступиться за жертву, но в итоге сама стала объектом нападок агрессора. На следующий день она вернулась на то же место со своими единомышленницами, вооруженными бамбуковыми палками, и дала отпор злодею, чтобы неповадно было. Вскоре о смелой заступнице и ее подругах стали говорить на каждом углу. Женщины выбрали в качестве своей «униформы» розовые платья, чтобы нарочито демонстрировать своим противникам, что им предстоит сражаться с изначально позитивным и беззащитным человеком, который заслуживает совершенно иного отношения. Так их прозвали «Розовой бандой».
Сегодня в организацию входят более 300 000 женщин штата Уттар-Прадеш. Их деятельность также направлена на открытие школ и учебных центров для женщин, где их учат шить, плести корзины и делать украшения, для того чтобы иметь возможность самостоятельно прокормить своих детей и не терпеть издевательства мужей. В Индии до сих пор практикуют браки с 12-летними девочками, множество девушек погибают от избиения после групповых изнасилований, а женщины становятся инвалидами и мученически умирают от преступных действий собственных мужей. При этом преступникам часто все сходит с рук — уголовные дела по таким поводам заводят крайне неохотно. Во всех смыслах ярко заявив о себе, «Розовая банда» смогла привлечь к ситуации внимание мировой общественности, а также стала непризрачной угрозой физической расправы для всех обидчиков женщин, будь то уличный насильник, распускающий руки отец или коррумпированный чиновник. Таким образом розовое индийское сари стало символом woman power, а местные женщины больше не чувствуют себя одинокими и беззащитными.
Иллюстрации: Евгения Баринова