Стиль20 главных событий
года в мире моды
Марк Джейкобс, & Other Stories, 3D-белье и другие важные герои и явления уходящего года

Мы продолжаем вспоминать, чем нам запомнится 2013 год. Вчера мы рассказывали о триумфе Эми Полер и Тины Фей, смертях героев сериалов, краткосрочных реюнионах и других ярких культурных событиях года. В этом материале — то, чем запомнился этот год с точки зрения индустрии моды. Это, конечно, кадровые перестановки в крупных марках, от Louis Vuitton до Schiaparelli, скандалы с участием Джона Гальяно и Эди Слимана, рост популярности российских и украинских дизайнеров за рубежом и другие важные моменты.

лиза кологреева
1
Трендсеттеры: Хип-хоперы
Сложно отрицать факт, что со стороны поп-культуры основное влияние на моду оказывают хип-хоперы. A$AP Rocky и Канье Уэст делают ее мейнстримом, воспевая в треках Céline и Prada и демонстрируя, чем же крут Раф Симонс, не хуже стилистов. К тому же первый рэпер дефилирует на показе Hood by Air, а второй придумывает коллекцию для французов A.P.C. Подруги не отстают: Бейонсе мелькает в кампании H&M, Майя разрабатывает линию одежды с Versus, Рианна же позирует для Balmain. Пожалуй, именно благодаря этим ребятам объемные бомберы, футболки с принтами и брюки с кроссовками становятся неотъемлемой (простите) частью наших гардеробов. Сохранят ли они прежнее влияние в 2014-м — увидим, но, зная темпы моды, в этом можно начать сомневаться уже сейчас.
2
Перестановки: Louis Vuitton
Три месяца назад подтвердился слух о том, что Марк Джейкобс покидает кресло дизайнера Louis Vuitton. По официальной версии, американец решил сконцентрироваться на своих именных марках Marc Jacobs и Marc by Marc Jacobs — их планируют вывести на IPO. Также ходили слухи, что он стал чересчур коммерческим для LV. Уходя, Джейкобс устроил прощальное шоу, на котором модели в хитах из всех его коллекций за 20 лет работы с Louis Vuitton дефилировали среди декораций с самых запоминающихся шоу, окрашенных в черный. Замена нашлась сразу: новым креативным директором французской марки назначен Николя Гескьер, две сезона назад ушедший из Balenciaga. Его дебют можно будет ждать в марте 2014-го.
3
Возвращение: Джон Гальяно
Джону Гальяно было трудно делать первые шаги на пути к восстановлению своей репутации. Дизайнеру помог друг: Оскар де ла Рента пригласил его поработать в ателье над текущей осенне-зимней коллекцией — влияние Гальяно заметно невооруженным взглядом. Правда, затем британца ждал ряд неудач. Так, в Parsons отменили его мастер-класс. Дальше появлялись только хорошие новости. Гальяно выигрывал суды против своего бывшего работодателя, Dior, давал большие интервью, где изливал душу и рассказывал об алкоголизме и лечении, и даже начал работать над постановкой Стивена Фрая по Оскару Уайльду: герои «Как важно быть серьезным» будут выступать в костюмах дизайнера.
4
Скандалист: Эди Слиман
Эди Слиман показывает спорные коллекции, которые продаются на удивление хорошо, и выпускает горячо любимые публикой кампании с музыкантами — от Daft Punk до Кортни Лав. Попутно дизайнер успевает испортить отношения с критиком The New York Times Кэти Хорин и магазином Colette. Пару месяцев назад креативный директор концепт-стора Сара Эндельман сообщила, что Saint Laurent прекратила сотрудничество с ее магазином. Причиной столь радикального решения послужила выставленная в Colette футболка с надписью, отсылающей к решению Слимана сменить название бренда: «Ain't Laurent without Yves».
5
Уход: Жиль Зандер
Жиль Зандер покинула именную марку, основанную в далеком 1968-м, в третий раз. Она дважды не сумела поладить с мужем дизайнера Миуччи Прады Патрицио Бертелли, который купил бренд Jil Sander в 1999-м, и один раз вернулась в именной Дом моды на смену Рафу Симонсу, которого удалось отвоевать Christian Dior. Сейчас Жиль Зандер — 70, и ее уход вполне себе закономерен: кто готов делать шесть коллекций в год в таком почтенном возрасте? Как мы писали, огорчаться или удивляться ее отставке не стоит: уж лучше вспомнить, чему она научила два поколения женщин. Например, тому, что рубашка — это просто рубашка, а брюки — это просто брюки, а не арт-объект или вещь для танцев под диско.
6
Надежды: Джереми Скотт и Марко Занини
Назначения Джереми Скотта в Moschino и Марко Занини в Schiaparelli сложно назвать главными перестановками года, скорее — одними из ключевых. Первому нужно омолодить итальянскую марку с 30-летней историей и традициями, второму — возродить марку конкурентки Коко Шанель Эльзы Скиапарелли. Что получится у обоих дизайнеров, увидим в марте.
8
Ребрендинг: Diesel
Новый креативный директор Diesel Никола Формикетти сразу затеял ребрендинг — по-другому сейчас нельзя. Он начал с визуальности и соцсетей: запустил специальный блог-мудборд, в котором любой желающий мог опубликовать свои мысли по поводу нового имиджа гиганта денима. Моделей для первой съемки марки под руководством Формикетти, кстати, нашли в Tumblr. Ими стали преимущественно нью-йоркские работники креативных индустрий, в том числе граффитчики и фотографы, а также 15-летний ученик школы Фрэнка Синатры. Также Формикетти выпустил рекламную кампанию, сделанную в приложении Glitché, которое создано арт-директором Look At Me Владимиром Шрейдером, и календарь, снятый Терри Ричардсоном. Так бывший стилист Леди Гаги делает Diesel ближе к массовой и молодой аудитории, при этом используя чаще небанальные приемы.
9
Возрождение: Agnona и от кутюр
Viktor & Rolf
Обратите внимание на два процесса, которые также важны для моды 2013-го. Во-первых, Стефано Пилатти заработал в полную силу как главный дизайнер итальянской марки Agnona. Конечно, его коллекции для Agnona не обсуждают так же много, как работы в Yves Saint Laurent, но это только дело времени. Если он возродил модный Дом, то Виктор Хорстинг и Рольф Сноерен вернули к жизни свою линию одежды от кутюр и устроили кутюрный показ — первый за последние 13 лет. Это был перформанс. Дизайнеры вышли на подиум и медитировали пять минут. Затем модели одна за другой выходили в черных платьях. В конце шоу Виктор и Рольф усадили девушек рядом и накрыли их большим черным плащом. К большой радости дуэта, половину коллекции распродали до шоу.
10
Показы: лесбиянки Chanel и степ-танцоры Rick Owens
Можно сделать модное шоу перформансом, как в случае Viktor & Rolf, а можно заложить в него месседж, касающийся, например, общества. Так, в финале показа Chanel Карл Лагерфельд выпустил на подиум двух моделей-женщин с ребенком, которые символизировали его поддержку борьбы за равноправие гомосексуалистов во Франции. Рик Оуэнс решил отказаться от традиционных моделей и одел в свою новую коллекцию трупу степ-танцоров из Лос-Анджелеса, которые танцевали с озлобленными лицами. Вот и пойми, что же хотел сказать автор: Оуэнс либо продвигает идею сильных женщин, либо хотел спрятать однообразные луки, за которые его в последнее время ругают, среди небанальных моделей.
11
Масс-маркет: & Other Stories
& Other Stories — еще одно детище H&M Group, появившееся в марте 2013-го вслед за уже имеющимися в активе шведов марками COS и Cheap Monday. У него есть три магазина — в Лондоне, Милане и Париже — и не меньше поклонников, чем у его старших товарищей. Магазины, кстати, похожи: это напоминающие офисы многокомнатные помещения с мудбордами на стенах и полках. &OS выпускают шесть коллекций в год, могут похвастаться ценами, сравнимыми с какой-нибудь Zara, и парой неплохих сотрудничеств — например, с лондонской бельевой маркой Alöe. Следующие магазины откроютcя в Барселоне и Берлине, а России, видимо, придется терпеть еще несколько лет.
12
Съемка: Кейт Мосс для Playboy
60-летний юбилей журнал Playboy отметил с, кажется, главной нынешней моделью — 40-летней Кейт Мосс. Снимки — работы американского фотодуэта Мерта Аласа и Маркуса Пигго. Обсуждали этот сет гораздо больше, чем любую другую съемку года.
13
Вложения: Джонатан Андерсон, Кристофер Кейн и Николас Кирквуд
Сразу в трех молодых дизайнеров из Британии сделали большие вложения. Так, конгломерат LVMH купил долю в марках Джонатана Андерсона и Николаса Кирквуда. Главный соперник французов, Kering (в совсем недалеком прошлом — PPR), вложился в бренд Кристофера Кейна и даже нанял ему генерального директора, Александра де Бретте, занимавшегося финансовыми коммуникациями в моде. По этим сделкам можно судить, какие марки с большой долей вероятности станут крупными брендами в будущем, так что запоминайте.
14
Технология: 3D
Теперь 3D-печать используют не только авангардисты вроде Iris van Herpen. Технологию переняли более массовые компании, например New Balance, которая вместе со спортсменами печатает идеальные беговые кроссовки, а также Victoria's Secret, которая сделала боди из пластика. На очереди — H&M, Topshop и Zara.
15
Модели и социум
Кажется, теперь общественное мнение играет такую же важную роль при выборе модели на съемку или показ, как и красота. Аналитики говорили о явном перевесе светлокожих девушек на подиуме — и три чернокожие модели (Бетанн Хардисон, Иман и Наоми Кэмпбелл) обсудили этот вопрос на Good Morning America, а Prada взяла в кампанию первую за десяток лет афроамериканку — Малаику Фирт. Одновременно девушки переходят из женских отделений агентств в мужские, показывая, что карьера модели-девушки длится недолго и оставаться на плаву можно даже самым нетривиальным способом.
16
Ритейл: запуск русских версий западных онлайн-магазинов
Сразу три западных магазина начали активную экспансию в Россию: это Asos, Luisa Via Roma и Shopbop. Туда же отнесите испанскую группу Inditex, запустившую онлайн-магазины марок Massimo Dutti и Zara. По словам представителей всех трех структур, если перевести меню всего сайта на русский, продажи заметно увеличатся. В конце года к ним подключились скандинавы Stylepit, так что тенденция налицо.
17
Медиа: диджитал-рост Dazed & Confused
и i-D
Печатная версия журнала Dazed & Confused теперь будет выходить только раз в два месяца: это нововведение ждет ее уже в первой четверти 2014 года. В то же время Dazed Group займется привлечением аудитории к сайту DazedDigital.com, число уникальных посетителей которого достигает 800 000 человек в месяц. Одновременно Dazed Digital и i-D сделали масштабный перезапуск, открыв разделы видео, также онлайн развивают Garage и 032c. Возможно, разговоры про смерть печати были не пустой тратой времени.
18
Русские за границей: Андрей Артемов, Светлана Таккори и Тигран Аветисян
Все больше русских дизайнеров начинают интересовать заграничных байеров и прессу. Взять хотя бы кампанию онлайн-магазина Moda Operandi по предзаказу коллекций Александра Кондакова, Ruban и Kalmanovich. Более громко на Западе прогремели и укрепились другие имена. Так, Walk of Shame Андрея Артемова стали продавать в мекке всей молодежи Opening Ceremony, шапки базирующегося в Италии дизайнера Светланы Таккори можно найти даже в Colette, а наш любимый мужской дизайнер Тигран Аветисян понравился Нику Найту и едет на Pitti Uomo в составе программы Fashion Buzz.
19
Синергия моды и искусства
Кажется, если раньше мы говорили о сотрудничестве профессионалов моды и искусства — коллаборациях Louis Vuitton с Яей Кусамой или The Row с Дэмьеном Херстом, — то сейчас стоит вести речь о полном слиянии этих двух сфер. Мода, в общем-то, мало кому интересна в ее чистом виде, зато картины и художники занимают все больше места в умах. Индустрия быстро подхватывает: посмотрите хотя бы на выпуски Harper's Bazaar и Vogue об искусстве и на состав участников Art Basel в Майами, который сложно отличить от списка гостей на парижской Неделе моды.
20
Страна: Украина
В Украине сосредоточено невероятное количество новой креативной энергии, от дизайнеров вроде Маши Ревы и Светланы Бевзы до фотографов Synchrodogs и видеодиректора Nowfashion.com и автора Style.com Дарьи Шаповаловой. Ребята мелькали в британском и итальянском Vogue чаще своих коллег, а в связи с событиями последнего месяца — митингов на Майдане — внимание на ребят обращают издания вроде 032c, опубликовавшего съемку дизайнера Антона Белинского и фотографа Александры Тришиной, и Dazed & Confused, сет для которого сделала героиня нашей рубрики «Гардероб» Кати Гарбуз. С обратной стороной медали — продажами — у ребят все тоже в порядке: они есть на Luisa Via Roma, а также в небольших, но приятных магазинах Европы и Америки.