Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Профессия«Не думать, что надеть»: Персональные стилистки о своей профессии

«Не думать, что надеть»: Персональные стилистки о своей профессии — Профессия на Wonderzine

«Сам факт, что ты теперь стильная, — ерунда»

Если раньше к услугам персональных стилистов прибегали в основном звёзды, то сегодня к ним обращаются люди с разным бюджетом. Не последнюю роль сыграла эпоха перепотребления: запрос клиентов всё чаще начинается с разбора гардероба и простого желания освободить место в шкафу. Мы поговорили с персональными стилистками о том, как устроена их работа, что они носят сами и как системный подбор образов влияет на самоощущение.

Алиса Попова

Света Косовская


Могу себе позволить смешные детские штаны, дешёвые или дорогие, подстреленные, глупые или папины

 Папа мне с детства прививал независимость и самодостаточность. Как? Запрещал работать на кого-то. Когда мне было лет двенадцать, я не врубалась в этот концепт, папины аргументы звучали странновато. Вокруг все работали, даже сверстники, а мне нельзя. Соседи отправляли детей на поля и в сады собирать урожай. Они работали с пяти утра, и я завидовала. Однажды даже устроила побег, но меня поймали — развернули у двери. Папа учил, что в первую очередь в работе важно намерение. Например, вымыть посуду нужно не чтобы от тебя отстали, а из любви. Всё нужно делать с любовью, будь то посуда, поделка-кормушка или рисунок. В нашей семье ценили индивидуальность и не ругали за оценки. Я была двоечницей, это и привело меня на художественную специальность. По образованию я художник-бутафор-кукольник театра и кино.

Поработать «на дядю» так и не удалось. Первой подработкой была перепродажа секонда. Ночевала в очередях на завоз, из улова собирала образы и красиво их фотографировала. Параллельно занималась фэшн-фотографией, собирала моделям образы. Это стало моей профессией лет на восемь. Позже трансформировалось в фэшн-блог, и я перешла к следующему этапу — персональный стилист.

В плане стиля в моей жизни было всё. Джинсы на картонке как предел мечтаний (покупали одни на весь год). В студенческие годы могла только заглядываться на «Зару»: «Это сколько же надо зарабатывать, чтобы позволить такое?!» Но от этого только сильнее хотелось. Пришло время, когда на «Зару» хватало, но чувствовать себя собой не получалось. Появилось новое стремление — люкс. Тоже опробовала. В общем, ощутила всю силу общественного давления: когда нужно покупать что-то только потому, что это считается классным. На каждом этапе одежда олицетворяла моё развитие как личности. Сейчас уже не нужны подтверждения извне: чего хотеть, на что смотреть. Не нужно гуглить, модно это или нет. Могу себе позволить смешные детские штаны, дешёвые или дорогие, подстреленные, глупые или папины. На мне — класс! Потому что я знаю, что именно — моё.

Одеваюсь просто, но с иронией. Рефлексирую и считаю одежду своим помощником на пути к себе настоящей. Благодаря работе на данный момент доросла до одной полки в гардеробе. Одежду не культивирую, меня пугают такие люди. Люблю, когда она достаётся легко и в радость. А радость — это когда с минимальной тратой времени и финансов. В моём гардеробе в основном одежда с барахолок, винтаж, несколько шмоток из люкса, который покупаю в редких случаях. Не люблю масс-маркет за тренды. Из-за доступности они тут же становятся антитрендами. В стиле хочу сохранить свободу: когда выбираешь «своё» из всех существующих вариантов, а не только модных. По образу мысли я художник. Мне важно транслировать отражение времени, иронизировать на эту тему в образах.

Основная цель при работе с клиентами или на курсе — улучшение общего самочувствия человека, а не погоня за абстрактной модой или крутостью. Я стремлюсь сформировать целостность. Понять, что нужно клиенту, а не просто переодеть его в себя. Стиль у всех разный, потому что мы по-разному себя чувствуем. Нет одного инструмента, который подойдёт каждому. Поэтому для меня комично звучат заголовки: «Пять вещей, которые должны быть у каждой». Я выискиваю алгоритм к конкретному человеку, не стремлюсь завоевать доверие большинства за счёт масс-продукта. Приятнее всего, когда клиент спустя время рассказывает, как изменилась его жизнь. У некоторых благодаря новому самоощущению сложились отношения или появилась крутая работа. Люблю такие истории. Классно знать, что ты дала движение большим переменам. Сам факт, что ты теперь стильная, — ерунда. Но благодаря этой перемене ты можешь научиться жить по-другому. Почувствовать себя целостной, свежей, сексуальной, тебе будет комфортнее с собой. А это уже способствует новым знакомствам, большим переменам. Если ты несчастен без денег, то деньги не помогут. Если ты несчастен без стиля, то стиль не поможет. Это просто небольшой бонус. То, что поможет расширить границы, научиться новому.

Работа с людьми никогда не бывает скучной. Расскажу две истории, которые меня впечатлили, просто потому что случились одними из первых. Когда я только начинала, фотографировала и на этих же съёмках была стилистом. Ко мне обратилась девочка, попросила подобрать образы. В Одессе была холодная зима. Девочка сказала, что хочет фоткаться на улице у моря и образы должны быть лёгкими и воздушными. Уверяла, что точно не замёрзнет. Подхожу на место встречи, попутно держу с ней связь для ориентира. Стою в нужном месте и верчу головой: как она меня видит и почему её не вижу я? Вокруг ни души и только три бронированные чёрные тачки. Из одной виднеется голова мужика, подавая мне сигнал: «Тебе сюда!» Охрана почти без слов сажает меня в машину. Спереди и сзади едет кортеж. Одна из первых оплачиваемых съёмок и сразу вот так. Никто заранее не предупреждал, что так будет, и по-прежнему не объяснял, что происходит. Все вели себя так, будто это обычное дело и ничего «такого» не происходит. Я — обычный перепуганный ребёнок, который только начинает свою деятельность, — очень переживала. Боялась ударить в грязь лицом, мне же надо показывать профессионализм. Думала: «А как именно ведут себя профессионалы? Может, мне тоже надо показать, что для меня это обычное дело?» Это сейчас, если бы меня что-то удивило, я бы искренне сказала: «Вау!» Потому что уже уверена в себе и своём опыте. Но тогда я не понимала, можно мне удивляться или нет?

Во время съёмки к девочке каждые две минуты подбегали няни — растирали ручки, ножки, дышали на них, чтобы согреть. Напомнило сцену из какой-то сказки про царевну и прислугу, которая света белого не видит, в центре только она. Как божество. Не верилось, что такое вообще бывает!

Ещё как-то ко мне обратилась девочка. Мы успешно разобрали её гардероб, но через два дня мне написала её мама: «Света, на днях моей дочери провели разбор. Для нашей семьи это неожиданная новость. Дело в том, что таких средств у нашей семьи нет и мы никогда бы не смогли позволить себе ваши услуги». Оказалось, что дочка взяла позолоченный религиозный подсвечник, который передавали от прадеда к деду, и сдала его в ломбард. На вырученные деньги заказала услугу стилиста. Мама слёзно просила войти в положение: «Помогите выкупить, для нас это очень важно». И мы пошли выкупать. После этой истории я никогда не работаю и даже не начинаю диалог с закрытыми профилями. 

Кристина Антонова


Я обязательно делаю фотографии. Для клиента это самое классное: можно проснуться утром, просто открыть телефон и не думать, что надеть

 В семнадцать лет я точно определилась со сферой, с которой хочу себя связать, и поступила на дизайн костюма. Учиться было сложно, но интересно. Затем решила приобрести и другие навыки для работы в сфере моды — окончила магистратуру на курсе Fashion Promotion Communication & Media в Лондоне. Поработала в паре брендов, в основном занималась пиаром и контентом для социальных сетей. Перед тем, как случился первый локдаун, я уволилась. Хотела попробовать себя в новой компании, но с наступлением пандемии пришлось невольно взять паузу. Подруга задала мне вопрос: «Почему ты не хочешь полноценно работать стилистом?» Действительно, а почему? И я задумалась. Я периодически помогала друзьям и знакомым с гардеробом, благодаря учёбе и работе у меня всегда присутствовала так называемая насмотренность. C того вопроса прошло немного времени, но много ресёрча. И вот я уже ехала к первой клиентке, вооружившись самыми эффективными системами разбора и шопинга.

Важнее всего в работе не обесценивать свои навыки и понимать, что для многих они действительно полезны. Я часто думаю: «Да кто этого не знает?» К счастью, близкие напоминают, что не все люди вокруг владеют необходимой информацией и именно поэтому обращаются к стилистам. К тому же эта профессия не только про вкус и моду, но и про систему в гардеробе и шопинге.

Сейчас популярно направление капсульного гардероба. Мне такая философия близка, но я прекрасно понимаю тех, кто любит одеваться «под настроение», не привязывая себя к определённым вещам. Таких клиентов у меня тоже достаточно. С ними всегда самые запоминающиеся разборы: как будто составляешь образы для нескольких абсолютно разных людей. Интересно, что многие из них боялись обращаться именно потому, что привыкли видеть пропаганду капсульного гардероба. Сейчас слишком много говорят о том, что необходимо найти свой стиль. А я думаю: «Может, и не так это важно?» Куда важнее выглядеть так, как комфортно в моменте. Хотя в рабочем процессе всегда присутствует система. Сперва мы с клиентом определяемся с концепцией будущего гардероба. Затем при личной или онлайн-встрече разбираем вещи на несколько групп. Всегда находятся вещи, которые нравятся обоим. Из них потом и составляются образы. Я обязательно делаю фотографии. Для клиента это самое классное: можно проснуться утром, просто открыть телефон и не думать, что надеть. Часто хочется докупить какие-то вещи. В основном, это хорошая база. Качественный жакет, брюки, джинсы, кеды и так далее. Я формирую список покупок, и, если от клиента есть запрос, мы обозначаем дату шопинга. Он тоже может быть как онлайн, так и офлайн. В обоих случаях я предварительно делаю подборки с одеждой и аксессуарами (прешопинг), в них всегда несколько вариантов каждой из необходимых вещей. Клиент экономит очень много времени. Наверное, это осознание я люблю больше всего. Мне важно качественно распоряжаться своим временем, поэтому я рада помочь с этим другим.

Как у любого человека на фрилансе, каждый месяц доход варьируется. В пиковые сезоны (весна и осень) зарабатываю больше. Когда я работала в брендах, свободы было меньше, сейчас сама распоряжаюсь своим временем. Всегда слежу за балансом между рабочими и личными часами. Тут важно быть организованным, можно легко расслабиться и потерять рабочий фокус.

Жамьяна Хатуева


В детстве мечтала работать в моде, но, когда сказала маме, что хочу быть дизайнером, она ответила, что я плохо рисую

 Когда я переехала в Москву, мне было двенадцать лет. Я была единственной азиаткой в школе, да ещё и с «лишним» весом. Тогда не было моделей плюс-сайз и такой толерантности к внешности человека, какая зарождается сейчас. Поводов для буллинга было предостаточно, но тогда мне очень помогла мама — она красиво меня одевала. Меня приняли благодаря стилю, а затем мы познакомились поближе, и сверстники поняли, что я интересная личность и хороший друг. Так я поняла, что стиль — это способ коммуникации без слов.

У меня два высших образования: химик-технолог и экономист. Раньше думала, что хочу стать финансовым директором нефтегазовой компании. В детстве мечтала работать в моде, но, когда сказала маме, что хочу быть дизайнером, она ответила, что я плохо рисую. Я предложила другие профессии из мира моды, но мне ясно дали понять, что это не для меня. И я сдалась, переложив выбор профессии на родителей.

Мне всегда делали комплименты по поводу стиля. У меня развита насмотренность, потому что я с детства листала модные журналы, разглядывая образы, смотрела с мамой показы и читала об истории моды. Мой собственный стиль — это смесь современного минимализма и гламура. Я люблю составлять образы. Если я вдохновлена, то могу заниматься этим часами, нахожусь в потоке. Потом фотографирую понравившиеся и сохраняю в отдельную папку на телефоне, чтобы выбрать, когда нет идей. В пандемию многие переосмыслили свою жизнь, и я в их числе. Задала себе вопрос: «О чём я пожалею, если завтра меня не станет?» И поняла, что только об одном: если так и не попробую осуществить свою мечту стать стилистом. Я пошла учиться в Ustyle School, а сейчас совмещаю работу стилиста с офисной работой на удалёнке. Я также работаю аналитиком на Московской бирже, и мне нравятся обе работы.

Работа с клиентом начинается со знакомства. Мне важно понять, мой это клиент или нет. Узнаю его запрос: какой результат он хочет получить и что привело его к стилисту. Дальше мы определяем стилевое направление и делаем разбор гардероба. Тут начинается самое интересное: в процессе я лучше понимаю стиль человека. Узнаю, что подвигло его к покупке необычной вещи. Зачастую ответ глубже, чем «просто понравилось». Бывает, что стиль человека на самом-то деле отличается от ранее определённого, и здесь важно понять, из-за чего произошёл рассинхрон. По итогу разбора у клиента остаются актуальные вещи, соответствующие его стилю. Затем мы либо идём на шопинг, либо я присылаю ссылки на конкретные вещи. Результат работы — индивидуальная книга стиля, которая учит клиента самостоятельно создавать образы, не тратя много времени. Я обожаю составлять интересные образы, усложняя и дополняя их аксессуарами, неочевидным способом ношения вещей. Мне нравится видеть, как стиль помогает клиентам обрести себя, стать увереннее. Но бывает неприятно, когда люди хотят мгновенного результата как в мейковер-шоу.

В начале пути меня мало кто поддерживал, некоторые даже прямо говорили, что у меня ничего не получится. Сейчас же никто об этом не вспоминает. Очень важно правильное окружение, и учёба в Ustyle School не только дала мне любимое дело, но и подарила прекрасных людей, которые вдохновляют, поддерживают и помогают даже после учёбы. Ещё меня поддерживают отзывы клиентов. И осознание, что я не просто помогаю людям красиво одеваться, а помогаю прийти к гармонии с собой.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться