Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Возможности«Мне казалось, что это сюр»: Как я сделала принты для коллекции Jacquemus

«Мне казалось, что это сюр»: Как я сделала принты для коллекции Jacquemus — Возможности на Wonderzine

Иллюстраторка Ирка Бырка о работе с дизайнером и жизни в закрытом городе

В конце июня бренд Jacquemus показал первую за год коллекцию под названием La Montage. На шоу попали не все вещи, часть коллекции появилась на сайте — там же сейчас можно найти футболки с изображением тюльпанов, которые нарисовала российская иллюстраторка и моушн-дизайнерка Ирка Бырка. Мы поговорили с Ирой о её детстве, жизни в маленьком закрытом городе посреди леса и, конечно, о работе с брендом Jacquemus.

Екатерина Рыбалко

Детство и переезды

Я родилась в Якутии, в маленьком посёлке недалеко от города Якутск. Для более комфортных условий меня отправили расти к бабушке с дедушкой в Украину, Львовскую область. Когда мне было 5 лет, под нашим посёлком нашли золото, и его быстро расселили и полностью снесли. Люди разъехались кто куда, и мои родители довольно случайным образом оказались в закрытом городе Радужный во Владимирской области.

Меня перевезли туда, чтобы я пошла в школу. И тогда я была просто в шоке от переезда, потому что всё было другим: архитектура, дети, люди. Я никогда не ассоциировала это место со своим домом, каждое лето уезжала в Украину и еще на пару недель в Молдову, так как мой папа оттуда. Лет с 13-ти я начала ходить в турклуб, это был мой способ побега — уйти в поход, а еще возможность посмотреть дивные природные места.

Я всегда знала, что уеду из маленького города и довольно рано поняла, что хочу уехать именно в Москву. Мне хотелось в большой город, нравилась суета и масштаб. В 11 классе я выбрала московский институт, училась по шесть дней в неделю, а в воскресенье вставала в 5 утра, чтобы поехать в Москву на подготовительные курсы. В итоге я поступила на бюджет и в 16 лет переехала в столицу.

Первые годы в Москве были нелегкими. Я помню, что чувствовала себя очень одиноко, потому что рядом не было никого из родных, я не могла в нужный момент увидеть родителей, брата или близкую подругу. Общежития не было, поэтому приходилось снимать страшное жилье, а денег все время не хватало. Первое время я бралась за подработки, например, подключала сим-карты за стойкой в супермаркете, а потом, на 3 курсе, начала работать студенческим бренд-менеджером, и это полностью изменило мою жизнь. После окончания университета в моей голове была идея фикс, что я должна поехать на стажировку в Европу. Я сделала большой ресерч вакансий, откликнулась на некоторые, и одна из компаний пригласила меня стажироваться в Барселону. Так я бросила всё в один день и отправилась в Испанию. Кстати, на бывшей работе меня провожали с черным хлебом и водкой, коллеги очень поддержали.

В прошлом году я уехала в Амстердам на 2 месяца, но началась пандемия, границы закрыли, поэтому мне продлили визу и я пробыла там почти полгода. Этот опыт кардинально изменил мои представления о жизни и работе, расставил всё по своим местам. Я вдруг смогла выдохнуть и перестать куда-то бежать. Тогда я поняла, что в Москве ощущаю себя все время куда-то бегущим хомячком, опаздывающим и маленьким. Я даже не успеваю позвонить маме и рассказать, как у меня дела, потому что всегда чем-то занята или куда-то бегу. После глубокого самоанализа я поняла, что мне нужно остановиться, пока у меня есть такая возможность (сейчас я работаю на фрилансе), побыть вблизи с природой. Поэтому я решила вернуться в Радужный, пожить рядом с родителями, наладить с ними связь перед своим окончательным переездом в Нидерланды. Благодаря такому решению у меня получилось взглянуть на это место совсем другими глазами, это стало моей личной терапией.

Первый опыт в дизайне

Я работала диджитал-менеджером в нескольких рекламных агентствах, даже доросла до руководителя отдела, но в какой-то момент мне это перестало приносить радость, я всё время думала о том, что хочу делать что-то своими руками и менеджмент очень сильно меня утомлял. К тому моменту я уже давно увлекалась видео-монтажем и анимацией, поэтому, когда произошел внутренний переломный момент, я решила пойти на онлайн-курс по векторной анимации, собрать какое-то небольшое портфолио и попробовать найти работу.

Несколько месяцев я училась по ночам, выполняла задания с курсов и занималась по роликам на YouTube. Какая-либо жизнь кроме основной работы и учебы была задвинута в дальний ящик. Потом я собрала небольшое портфолио, сходила на несколько собеседований, и меня пригласили работать в Hungry Boys в качестве младшего моушн-дизайнера. Было очень сложно снова быть новичком, но я люблю учиться и быстро схватываю. Постепенно я начала выкладывать свои работы в инстаграм: сначала друзья попросили что-то нарисовать, потом пришел первый небольшой заказ и так постепенно стали появляться разные клиенты.

Сейчас больше всего мое сердце лежит к 3D: все-таки к плоским картинкам наш глаз уже привык, а что-то объемное все еще выглядит необычно. Это перспективная сфера, в которой я хочу развиваться и дальше, но есть сложности. За последние полгода я предложила несколько стилевых решений для иллюстраций и анимации, все для больших брендов на российском рынке. Но все они делали выбор в пользу плоских иллюстраций по той причине, что с 3D работать сложно, не налажен процесс (разработчики не знают, как такие иллюстрации использовать в приложении или на сайте), и слишком трудно будет найти замену, если вдруг я не смогу дальше работать на проекте. Для меня все это выглядит больше как страх внедрять что-то новое, и это немного грустно для художника. Хотя постепенно спрос начинает расти, и вслед за западным рынком появляются школы, обучающие 3D, так что сфера набирает обороты.

Работа с Jacquemus

Я очень хорошо помню тот день, когда мне предложили сделать иллюстрации для Jacquemus: я тогда была в Москве и утром снимала брекеты. Процедура вышла немного дороже, чем я планировала и, выйдя от ортодонта, я поняла, что у меня на карте осталась буквально 1000 рублей. Эти деньги мне нужны были для покупки билета домой и на еду. Я была несколько озадачена текущими делами, зашла в инстаграм и увидела запрос на переписку, это оказалось сообщение от девушки, которая спрашивала мою рабочую почту, чтобы обсудить проект для Jacquemus. Какой же это был шок для меня! Я сразу же встретилась с подругой, и мы снова прочли сообщение, потому что я решила, что это какой-то розыгрыш. Подруга начала бегать по комнате и кричать от радости, а потом нашла в интернете Симона (Симон Жакмюс, основатель бренда Jacquemus. — Прим. ред.) и начала орать: «О боже! Это он, это он!». Мне казалось, что это все сюр, особенно когда я приехала на электричке на дачу и рассказала семье об этом предложении, сидя в русской деревне посреди леса.

Бриф был очень простой: срок — у меня на работу было 2 недели, так как нужно было успеть к большой встрече с Симоном, где они должны были выбрать, с какими принтами уходить на тестирование тканей; бюджет — они назвали фиксированную сумму, которую заплатят за работу; количество вариантов, которые нужно нарисовать — 3 или более вариантов на мое усмотрение. Еще была пара референсов того, как может располагаться принт на футболке, моя иллюстрация в качестве референса к стилю, карта цветов и небольшой мудборд с красивыми картинками леса и гор для вдохновения.

Мы подписали контракт и соглашение о неразглашении. По условиям контракта, если принт забирают в коммерческое использование, за него полагается авторское вознаграждение. Суммы разглашать я не могу, но это адекватные и комфортные цены для европейского рынка.

Сначала я нарисовала скетчи, мы обсудили, что нравится, и на выбранные варианты я сделала уже 3D-модели. Всё приняли с первого раза, были только совсем маленькие правки по цветам. В тот момент я была в отпуске, поэтому рисовала всё по ночам или под покрывалом на пляже, но рисовать цветочки, еще и в своём стиле, — это же просто мечта!

Я отправила финальную папку с работами в ночь с воскресенья на понедельник, а в понедельник рано утром уже была встреча с Симоном. Чуть позже мне сообщили, что дизайнер в восторге от вариантов и они выбрали несколько фаворитов, с которыми уходят делать тестирование на ткани. А в феврале мне написали, что они определились и в коллекцию войдут два моих принта.

Я точно знала, что на выходе всё получится очень классно, ведь это Jacquemus. Поэтому я очень довольна результатом, мне нравится сочетание цветов с тканью, а вариант кроп-футболки — это отдельная любовь.

О команде французского бренда

О работе с Jacquemus я никогда не задумывалась и даже не предполагала, что обычный иллюстратор может что-то для них нарисовать. Мне казалось, что у них есть свои художники, которые рисуют четко под коллекцию. Но я была приятно удивлена, узнав, что они открыты к экспериментам.

Когда я только начала работать над проектом, мы с парнем шутили, что вдруг все будет как в самых распространенных клише про fashion-дизайнеров: сегодня я рисую цветы, а завтра Симон захочет фрукты или вообще в ночь перед дедлайном решит все сделать черного цвета, или обматерит меня, и я останусь с психологической травмой.

С Симоном лично я не общалась, но в целом ощущения от работы и общения с командой — прекрасные. Всё было четко, по оговоренному плану, очень приятное и дружеское общение. Создалось абсолютное ощущение, что вы работаете на классный результат и вы одна команда.

Мне нравится в этой истории то, что я не имею никакого отношения к fashion-индустрии, куда, как известно, довольно сложно пробиться. И этот проект открыл для меня новые горизонты и доказал, что никаких рамок нет, они только у нас в голове. После работы с Jacquemus во мне произошли внутренние изменения, появилось больше уверенности в себе. До этого года я мечтала нарисовать обложку книги и в январе сделала это. Теперь я мечтаю порисовать муралы, поэтому пишите мне в инстаграм, если нужно будет раскрасить какую-нибудь стену!

Крупные бренды и молодые художники в России — что не так

Не могу вспомнить ни одной истории, когда в России крупные компании делали коллаборации с малоизвестными дизайнерами, иллюстраторами и художниками. Я знаю несколько примеров, когда русские неизвестные художники рисовали для крупных зарубежных брендов или делали обложки для известных журналов, но для российских компаний — ничего не приходит на ум. Поэтому, на мой взгляд, такие коллаборации в нашей стране — скорее исключение.

Мне кажется, в России мало развита культура «помощи» начинающим артистам или художникам. Даже больше скажу — я довольно часто в работе сталкиваюсь с тем, что крупные российские бренды не разрешают добавлять в портфолио работу, которую ты для них делал. Меня это удивляет больше всего, ведь если соблюдаются все кредитсы, не нарушается соглашение о неразглашении, то что плохого сделает художник, если расскажет на своем сайте, что это его работа?

Жизнь в закрытом городе посреди леса

Я живу в городе Радужном и, кажется, сейчас у меня возможностей больше, чем когда-либо. Вокруг меня потрясающая природа — лес, озера, птицы и тишина. Если мне нужно отвлечься или вдохновиться, то я просто иду гулять в лес. Думаю, что возможности сейчас особо и не зависят от локации, потому что есть Интернет. Особенно если вы работаете в сфере, где в первую очередь смотрят на ваши работы, а для совместного проекта не нужно встречаться лично, достаточно отправить файл с брифом. Тем более из-за пандемией всё сильно поменялось, и даже консервативные компании изменили свои взгляды на формат работы и удалёнку.

Если вы сейчас тоже живете в маленьком городе, но у вас есть какая-то мечта, то я бы посоветовала одну важную вещь, опираясь на свой опыт, — учите английский язык. Знание языка открывает «ящик Пандоры»: мир уроков на YouTube, различные профессиональные курсы, которых нет в России, работу с иностранными клиентами. А иметь мечту — это прекрасно и это уже первый шаг к успеху. К любой мечте можно подобраться маленькими тихими шагами. Главное — не останавливаться и продолжать идти.

DIY и тафтинг

Я фанат всяких DIY-занятий. Это то, что у меня довольно легко выходит: я могу с первого раза научиться вырезать по дереву, вышивать, вязать (всё это я уже пробовала). Ковровую вышивку я освоила еще несколько лет назад, очень люблю работать с пряжей. Я всегда мечтала иметь свой магазинчик, но не могла определиться со стилем, поэтому забросила эту идею, делала только какие-то вещи для себя, друзей, родителей. А прошлым летом увидела, что появился пистолет для тафтинга и сразу же его заказала. Попробовала сделать ковер и испытала невероятное счастье, когда получилось именно то, что я задумала. Пистолет, кстати, был впоследствии разобран и немного усовершенствован моим папой, так что у меня теперь есть уникальный экземпляр.

Моя мечта — открыть собственную маленькую студию, заниматься там тафтингом, керамикой и шелкографией. Отправляю этот запрос во вселенную! Сейчас днём я работаю, а ночью и по выходным занимаюсь своим проектом @somethingniceclub. Мне хотелось бы поменять эти занятия местами и больше заниматься тафтингом, потому что в моей голове бесконечное количество идей, но времени не хватает. При этом я не сдаюсь и пока сделала маленький шаг в направлении к мечте — начала брать заказы на изготовление ковров по нарисованным мной эскизам и завела отдельный инстаграм для DIY-вещей. Думаю, всё еще впереди, и скоро я найду баланс.

Вдохновение и разочарование в социальных сетях

Социальные сети очень сильно на меня влияют, причем как положительно, так и отрицательно. Из положительного — это хороший инструмент для рассказа о своих работах, продажи своих «услуг». Ко мне стабильно приходят люди через инстаграм: кто-то из знакомых видит, что я занимаюсь моушн-дизайном и иллюстрацией и вспоминает обо мне, когда появляется запрос найти такого специалиста.

Но в то же время из-за социальных сетей начинает казаться, что все вокруг такие талантливые, богатые и счастливые, и это периодически сильно вгоняет в тоску. Поэтому я регулярно устраиваю диджитал-детокс — перестаю заходить в социальные сети, пока не уйдет чувство несостоятельности, да и в целом стараюсь проводить время в Интернете больше по делу, и меньше вникая в чужую жизнь.

ФОТОГРАФИИ: Instagram/irka_byrka

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться