Хорошее дело«Тебе не место в нормальном мире»: Карина Истомина и Наташа Каданцева о проекте «Справиться проще»

Как жить с ментальным расстройством и помочь другим
В рубрике «Хорошее дело» мы рассказываем о женщинах, которые придумали благотворительный проект, важное и нужное дело, и оно стало успешным. Карина Истомина и Наташа Каданцева запустили YouTube-шоу о ментальном здоровье «Справиться проще». Каждый выпуск программы посвящён одному конкретному психическому расстройству, которое разбирается с помощью приглашённых экспертов — врачей и клинических психологов, а гости — люди в ремиссии — делятся опытом выздоровления. У Карины диагностировано пограничное расстройство личности, а у Наташи — биполярное расстройство, что помогает девушкам не только сочувствовать гостям, но и задавать уместные вопросы и общаться с героями на одном языке. Мы поговорили о стигматизации ментальных расстройств, о том, как проект помогает поддерживать стабильное ментальное состояние, о сложностях в процессе работы и о реакции аудитории.

алиса попова
С чего всё началось
Карина: Идея пришла в голову одновременно и мне, и Наташе. У неё биполярное расстройство, у меня пограничное. То есть мы и так всё время варимся в теме ментального здоровья, почему бы не делать это с пользой. Я очень часто сталкиваюсь со стигмой, с установками в духе «тебе не место в нормальном мире», уверена, что не я одна. Нам хотелось разрушить стереотипы о том, что ходить к психотерапевту страшно, а если пойдёшь к психиатру, то и вовсе попадёшь на учёт. Люди, у которых есть ментальные проблемы, не должны ставить на себе крест. Выздоровление возможно, и важно относиться к себе бережно. А главное — в этом нет ничего страшного. Это основной месседж нашей передачи.
Наташа: Для меня всё началось с моих собственных ментальных проблем четыре года назад, когда я впервые попала к психиатру с депрессией. Почему-то я сразу решила, что об этом нужно рассказывать. Сначала я стала писать в блоге, потом захотелось выйти на аудиторию побольше, думала запустить подкаст. Но пока я готовилась, вышел миллион подкастов на аналогичную тему. Я долго в этом варилась, но полностью концепция сложилась только в декабре 2020-го, тогда же мы познакомились с Кариной. Отчасти меня вдохновили шоу «Подруги» и проект Карена Шаиняна Straight Talk With Gay People. По сути, «Справиться проще» — это просто расширение психоактивизма, которым я и так занималась, но на более нишевом уровне. С декабря всё развивалось очень быстро. Я рассказала Карине о проекте и предложила прийти гостьей. Она моментально ответила аудио, что сама планировала делать такую передачу, и мы объединились.
В чём идея «Справиться проще» и чем программа отличается от других шоу про социальные проблемы
Карина: В шоу «Подруги» мы не говорили на подобные темы, потому что Таню они триггерили. К тому же там фокус скорее на феминизм, секс, общественные проблемы. Я там бухала, залезала на стол, орала — это была принципиально другая веха моего поведения. Программа закрылась, так как мы с девочками поняли, что не хотим больше вместе работать. Сейчас я не употребляю наркотики, не пью алкоголь, семь месяцев чистая, я учусь поступать по-новому. В «Справиться проще» мы говорим только о ментальном здоровье. Мы не обсуждаем гендер, равноправие и прочие социальные вопросы. Возьмём, допустим, абьюзивные отношения, которые часто рассматриваются в разных шоу. В «Справиться проще» мы бы скорее позвали абьюзера на психотерапии, чтобы вместе с экспертами разобрать, что у него в голове происходит и возможно ли выздоровление в его случае. Наша передача не хайповая, это не гогот и смех. Не то, что хочется включить вечером после работы, чтобы расслабить мозг с банкой пива и чипсами. Мы стараемся делать её щадящей, не грузящей. Не чтобы все сидели и плакали, а наоборот — пытаемся показать, что выход есть, и не в окно. Но всё равно программа побуждает думать, разбираться в себе, а на это нужны ресурсы, не все готовы проживать боль. В общем, наша передача точно не про «срублю подписчиков и бабла».
Наташа: Думаю, в зрителе отзывается то, что мы сами живём с ментальными расстройствами и знаем, о чём говорим. Есть очень много шоу, которые хватают тему по верхам. Те же «Подруги» максимум касались психологии, но не психических проблем. Есть каналы, посвящённые психиатрии, но там в основном формат коротких роликов, где пять героев с расстройствами за десять минут. Я лично искала программы, у которых фокус именно на ментальном здоровье, где глубоко разбирают тему, и не нашла. Пришлось делать самостоятельно. Изначально мы хотели уложиться в час, но быстро поняли, что не получится. В среднем наши ролики идут полтора-два часа, зато в каждом выпуске приглашённые специалисты буквально разжёвывают тему максимально простым языком. Также мы ищем людей в ремиссии. Тех, кто уже прошёл через отрицание и принял свой диагноз, научился с ним жить. Отсюда и название — «Справиться проще». То есть герои на своём опыте показывают, что с диагнозом можно жить, а эксперты объясняют, как именно.
Как «Справиться проще» помогает справляться самой
Карина: В первую очередь наш проект помогает мне с моим ментальным здоровьем. Честно, иначе я бы этим не занималась. Мы зовём психиатров, психотерапевтов, клинических психологов, которые рассказывают кучу вещей, которых я не знала. Когда понимаешь, как работает психика, становится легче. Например, у нас был выпуск про тревожность, а это довольно болезненная для меня тема, я давно ею страдаю. И инструменты, которые давались в программе, мне помогли. Мне всё равно тяжело. Я не буду врать, что вот я бросила пить и торчать и жизнь стала радужной. Часто хочется сорваться, но я знаю, что от этого мне станет легче только в моменте, а последствий будет намного больше. Я уже была на дне, теперь хочу попробовать иначе. Жизнь стала спокойнее, появилось смирение, стало намного меньше пустоты и депрессивных эпизодов. Программа абсолютно точно помогает мне в выздоровлении. Чувствую, что занимаюсь добрым делом.
Наташа: Прошлым летом у меня случился жесточайший брейкдаун, я буквально сходила с ума, где-то до конца ноября я вообще не могла функционировать. А к декабрю как раз стабилизировалась и стала думать, что делать дальше. Работа для психического состояния очень важна, и наша программа стала для меня символом восстановления, логичным шагом.
Как устроена работа над программой
Карина: Мы с Наташей вместе придумываем темы, накидываем вопросы. У неё лучше получается структурировать сценарий, поэтому иногда это делает только она, а я потом смотрю, и мы советуемся. У нас есть съёмочная команда, продюсер, стилисты, визажисты и помощницы, которые организовывают людей. Снимаем мы всегда в Powerhouse. Если тема сложная, то мы с Наташей заранее готовимся, но чаще у нас экспромт. Деньги, вложенные в проект, мои собственные, у нас нет инвесторов. Мы чуть-чуть отбиваем интеграциями, но проект, очевидно, не про деньги. Просто хотелось помочь людям, заняться классным делом. Ещё наш проект стильный. Для меня важно, чтобы были красивые плашки, дизайн, чтобы в кадре все выглядели хорошо.
Наташа: Сейчас мы всё делаем вместе. Первые пару выпусков я больше занималась контентом, искала гостей, договаривалась с экспертами, а Карина отвечала за весь дизайн, музыку. Она нашла нам продюсера и съёмочную команду. Сейчас, когда всё на потоке, мы вместе отсматриваем выпуски, принимаем решения. Благо в 99 % случаев наши мнения совпадают. Конфликтные ситуации почти не возникают, а если и случаются, то решаются за пять минут. Мы слушаем друг друга.
Самое сложное
Карина: Хочется снять выпуск про селфхарм, но непонятно, как его снимать, потому что в нашей стране удивительные законы. Вроде бы можно, а вроде бы нельзя. Кого-то блокируют, а кого-то нет. Какими-то словами можно сказать, но какими именно — нигде не написано. Я обсуждала это с юристами, но даже они не знают. Ещё мы хотим снять выпуск про алко- и наркозависимость, тут то же самое. Я даже у команды Пивоварова спрашивала, как обходить такие моменты, когда снималась у него в выпуске про депрессию. Все танцуют между двух стульев, и наверняка никто не знает. Это очень фрустрирует. Мало того что всю твою работу могут в один день просто заблокировать, так ещё и в тюрячку можно сесть.
Наташа: Самое сложное — когда мало просмотров и комментариев. Иногда кажется, что мы делаем что-то, что никому не нужно. Но по сути это не так: у нас уже шестьдесят тысяч подписчиков, а просмотров на каждом видео в среднем 150 тысяч. Для нишевого канала это хорошо. Просто мы с Кариной в целом любим поныть и быстро заражаем друг друга упадническими настроениями, но так же и вытягиваем друг друга, успокаиваем. Юридические сложности тоже есть. Например, мы не зовём в программу людей младше восемнадцати лет, запикиваем мат, хотя к нашему контенту, на мой взгляд, он бывает очень уместен. Хотим приглашать ЛГБТ-героев, но пока тоже не знаем как.
Об обратной связи
Карина: Очень положительные комментарии, почти нет плохих. Главное, что запоминается, — это люди, которые пошли на терапию после нашего шоу, их много. Ещё я особенно радуюсь, когда об этом пишут мужчины. Это не сексизм, но всё-таки мужчины объективно реже обращаются за помощью и следят за своим психологическим здоровьем.
Наташа: Хороший фидбэк очень заряжает. Недавно у меня была фотосессия с фотографом. Она сказала, что далека от психических проблем, но при этом смотрит каждый наш выпуск. Ещё однажды мне написал в личку молодой человек, у которого мама в депрессии. Они вместе смотрели наши выпуски, мама многое для себя поняла, и ей даже стало полегче. И ему с ней стало легче. Это было такое большое тёплое сообщение, я практически расплакалась. Забавно, что сообщение пришло ровно в тот день, когда моя мама отругала меня за то, что я что-то матом написала в комментарии. Типа, из-за этого нас не будут смотреть люди старше пятидесяти лет. В целом критики меньше одного процента от всех комментариев, это тоже приятно. Она обычно в таком духе: то мы слишком медленно говорим, то слишком быстро, то слишком сложно, то слишком просто, то смеёмся, то слишком серьёзны. Всем не угодишь. Но если это конструктивная критика, то мы её берём на планёрку.
О любимых выпусках и моментах
Карина: Я обожаю слушать истории наших героев. Недавно мы сняли выпуск про биполярное расстройство, в нём девушка рассказывала про свои психозы, как она представляла себя ведической богиней. Было очень интересно. Сейчас она в ремиссии, что тоже супер. Думаю, чужой положительный опыт очень обнадёживает людей, которые сейчас находятся в тяжёлой точке. Самое классное, что и мы, и наши гости с юмором относимся к расстройствам. Сочувствуем, эмпатируем друг другу, потому что проходим через похожие вещи. У меня было множество попыток селфхарма, суицида, да ещё и в таких наркотиках, что всё перемешалось. Если не относиться к этому с юмором, то вообще непонятно, как дальше жить. Ещё я очень люблю выпуск «Как выбрать психотерапевта». Мы там столько мифов развенчиваем о психотерапии: о том, что она заберёт личность, что я не буду собой, если вылечусь. Даже мои собственные заблуждения разрушились. Но самый популярный у нас выпуск про расстройства пищевого поведения, что тоже неудивительно.
Наташа: Скоро выйдет выпуск про биполярное расстройство, довольно личный для меня. В первой части я рассказываю свою историю болезни, Карина задаёт мне вопросы. А во второй у нас героини, опыты у всех довольно разные. Мне очень понравилось, что девочки (героини) много шутили над собой. Они уже находятся в принятии, а я пока мечусь между принятием и отрицанием. И вот я смотрю на них и думаю: «Блин, они такие классные. И я классная». По сути, каждый наш новый выпуск лучше предыдущего, потому что мы учимся. Вначале мы не совсем понимали, какой у нас формат, на что важно обратить внимание зрителя. Мне также очень понравился выпуск про психотерапевтов. Его было весело снимать и даже весело монтировать, хотя монтировать мы обычно не любим, потому что приходится пересматривать выпуск по сто раз. А тут было в кайф. Смешно и полезно. Ещё круто, что мы сами консультируемся с нашими экспертами. Вот буквально сегодня я писала Кириллу Сычёву по поводу таблеток, потому что очень ему доверяю.
О дальнейших планах
Карина: Нам нужно развиваться, чтобы больше людей услышало о программе. Легко написать кликбейтные заголовки в духе «Как полюбить себя за десять дней», но зачем, если это невозможно. Люди, к сожалению, не привыкли к тому, что психотерапия и работа над собой — долго и сложно. Не один сеанс, не одна таблетка.
Наташа: Недавно мы сделали контент-план, кажется, на полтора года вперёд. Много крутых идей, и это определённо игра вдолгую. Главное — не выгореть от недостатка обратной связи. Также мы, естественно, учимся на своих ошибках. Например, точно не стоит звать двух гостей в один день, к съёмкам второго выпуска мы уже совершенно никакие. Недавно мы снимали в один день выпуск про депрессию и выпуск про биполярное расстройство. Во втором я просто отключилась минут на пять, вообще не соображала. Смотрю на Карину — у неё тоже максимально напряжённое лицо. Но она смогла сфокусироваться, взять себя в руки. Очень выручила меня.
Комментарии
Подписаться