Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Героини«Я была еврейкой, женщиной и матерью»: Чем запомнится судья Рут Бейдер Гинзбург

«Я была еврейкой, женщиной и матерью»: Чем запомнится судья Рут Бейдер Гинзбург — Героини на Wonderzine

Борьба за равноправие на работе и вне её

Александра Савина

В пятницу, 19 сентября, скончалась Рут Бейдер Гинзбург — судья Верховного суда США (вторая женщина на этом посту в истории), при жизни получившая статус одной из ключевых для страны фигур, борющихся за права женщин. Рут было восемьдесят семь лет, и на протяжении жизни она неоднократно боролась с раком: в прошлом у неё был рак кишечника и рак поджелудочной железы — из-за вызванных им осложнений она и скончалась.

При жизни Рут Бейдер Гинзбург получила по-настоящему звёздный статус. Например, благодаря одноимённому тумблогу за ней закрепилось прозвище Notorious R.B.G., отсылающее к имени рэпера Notorious B.I.G. — оба родились в Бруклине. Рут Бейдер Гинзбург стала интернет-феноменом и символом борьбы за равноправие. Ей посвятили биографию (также озаглавленную «Notorious RBG»), документальный фильм и байопик с Фелисити Джонс в главной роли. Почтить память о женщине к зданию Верховного суда в выходные вышли тысячи людей.

Рут Бейдер, полное имя которой — Джоан Рут, родилась в семье еврейских иммигрантов в Бруклине в 1933 году. Семья владела несколькими небольшими магазинчиками, но была небогатой. Рут стала единственным ребёнком в семье — её старшая сестра скончалась от менингита в возрасте шести лет. Мать Рут умерла от рака, когда девушка оканчивала старшую школу.

После окончания школы Рут Бейдер поступила в Корнелльский университет. Там на свидании вслепую она познакомилась с будущим мужем Мартином, или Марти, Гинзбургом — Рут говорила, что он был «первым парнем, с которым я познакомилось, которому было важно, что у меня есть мозги». Пара поженилась в 1954 году, вскоре после того как Рут выпустилась из колледжа, и была вместе до самой смерти Марти в 2010 году. Через год после свадьбы Рут родила дочь, потеряв в результате беременности пост в службе социального обеспечения — в пятидесятых мер поддержки для матерей на рабочих местах не было.

Уже в 1956 году Бейдер Гинзбург поступила на юридический факультет Гарвардского университета — она стала одной из девяти женщин среди пятисот студентов, удостоившихся такой возможности. О том, каким непростым опытом это было в пятидесятых, можно только догадываться. На первом году учёбы Бейдер Гинзбург декан факультета пригласил всех этих студенток на ужин и начал расспрашивать, почему они решили, что достойны занять места на факультете, предназначенные мужчинам. Рут тогда сказала, что её муж тоже юрист и она хочет разбираться в его работе.

На последнем году учёбы Бейдер Гинзбург перевелась на юридический факультет Колумбийского университета, так как её мужу предложили работу в Нью-Йорке. Она стала первой женщиной, поработавшей в научных юридических журналах обоих университетов — и Гарварда, и Колумбийского. Но несмотря на прекрасные оценки и квалификацию, Рут не удалось устроиться на работу после университета. Не помогали даже прямые рекомендации преподавателей — один из работодателей, в прошлом профессор Гарвардского университета, отказался приглашать её на собеседование, поскольку никогда раньше не брал на работу женщин. «Ни одна из юридических фирм во всём Нью-Йорке не хотела брать меня на работу, — рассказывала она. — Я выделялась по трём пунктам: я была еврейкой, женщиной и матерью».

Первые годы после выпуска Рут Бейдер Гинзбург посвятила научной карьере: она была частью проекта юридического факультета Колумбийского университета о международном судопроизводстве. В его рамках женщина проводила много времени в Швеции — там, по её собственным словам, она впервые задумалась о правах женщин. Кроме того, почти десять лет она преподавала на юридическом факультете Колумбийского университета, а в 1972 году стала первой женщиной среди профессоров, получивших постоянный контракт преподавателя, то есть возможность пожизненно занимать должность в университете.

В 1972 году Рут Бейдер Гинзбург соосновала организацию по защите прав женщин при Американском союзе защиты гражданских свобод (ACLU). Сотрудничать с союзом при этом женщина начала за год до того, в 1971 году: тогда она на волонтёрской основе предложила написать в Верховный суд записку по делу «Рид против Рида», предоставляемую в суд. Участница дела Салли Рид боролась за то, чтобы лишить бывшего мужа права опеки над сыном-подростком, но ей это не удалось. Когда мальчик был в гостях у отца, он достал один из его пистолетов и застрелился. Позже Салли Рид пыталась получить вещи сына, но ей это не удалось: суд по делам о наследстве в штате Айдахо передал всё отцу, сославшись на закон штата, который отдавал в наследственных делах приоритет мужчинам перед женщинами.

Рид дошла до Верховного суда — именно там в деле приняла участие Бейдер Гинзбург. Рут настаивала, что закон противоречит четырнадцатой поправке к Конституции США, обеспечивающей равные права для граждан страны. Дело оказалось знаковым: Верховный суд согласился с точкой зрения Рут. Это решение впоследствии дало возможность оспаривать и другие дискриминационные законы.

Вскоре после этого Бейдер Гинзбург стала главным советником ACLU по правовым вопросам. Она концентрировалась в первую очередь на делах, связанных с гендерной дискриминацией: шесть ей удалось довести до Верховного суда, пять из них — выиграть.

Свою работу она сравнивала с позицией воспитательницы детского сада, поскольку ей приходилось объяснять судьям-мужчинам, как устроена гендерная дискриминация. Она также стремилась подчеркнуть, что дискриминация устроена сложнее, чем кажется на первый взгляд. Например, обращала внимание на законы, которые, по задумке их создателей, должны были защищать женщин, но на практике оказывались дискриминационными, поскольку основывались на гендерных стереотипах. Среди подобных дел в её практике не только «Рид против Рида», но и, например, дело 1973 года о том, что супругам женщин, служащих в армии, не полагались те же меры поддержки, что и супругам мужчин-военнослужащих: считалось, что в армии должны служить только мужчины. Другое дело, уже 1975 года, касалось вдовца, который пытался добиться пособия, чтобы в одиночку воспитывать ребёнка.

В 1980 году президент США Джимми Картер выдвинул кандидатуру Рут на пост судьи Апелляционного суда США по округу Колумбия — она должна была внести разнообразие в состав суда. В те годы Бейдер Гинзбург придерживалась неожиданно умеренных взглядов — например, однажды проголосовала против повторного слушания дела моряка, который был уволен из флота из-за гомосексуальности.

Наконец, в 1993 году Рут Бейдер Гинзбург достигла вершины карьеры — стала судьёй Верховного суда США и второй женщиной на этом посту. Одно из самых громких её дел на этом посту было связано с Военным институтом Вирджинии. Военная академия раньше принимала только мужчин — Бейдер Гинзбург настояла, что устройства ещё одной академии, созданной отдельно для женщин, недостаточно: у её выпускниц не было таких же ресурсов и связей, как в мужском институте. Методы приёма организации признали противоречащими Конституции.

Среди других важных событий на посту судьи Верховного суда для Бейдер Гинзбург — поддержка реформы здравоохранения, дававшей жителям США более доступную медицинскую помощь, и легализации гомосексуальных браков во всех пятидесяти штатах США.

В 2006 году, когда судья Сандра Дей О’Коннор покинула пост, Бейдер Гинзбург на несколько лет осталась единственной женщиной в составе судей Верховного суда. Она вспоминала это время как сложное: «Публика, входившая в зал заседаний, видела восемь мужчин — всех с определённым телосложением, — а затем женщину небольшого роста, сидевшую с краю. Это было неприятным посылом для публики». В конце нулевых среди судей появилось ещё две женщины: Соня Сотомайор и Елена Каган.

Как и в любой истории женского успеха, в истории Рут Бейдер Гинзбург есть важный нюанс — поддержка мужа, которая позволяла ей фокусироваться на карьере. Пара поровну делила обязанности по дому (немыслимо для брака, возникшего пятьдесят лет назад), а Марти брал на себя практически всю готовку, поскольку Рут не умела и не любила готовить и не собиралась этим заниматься. Более того, по заявлениям администрации Клинтона, выдвинувшего в 1993 году Рут на пост судьи Верховного суда, внимание к кандидатуре Бейдер Гинзбург привлёк её муж, что помогло внести её в список кандидатов.

Муж Рут Бейдер Гинзбург умер в 2010 году, тоже вследствие рака. Как и Рут, он боролся с ним не в первый раз — ещё во время учёбы в университете ему приходилось проходить тяжёлую терапию, и Рут помогала ему учиться: перепечатывала конспекты и помогала навёрстывать упущенное, несмотря на то что параллельно училась сама и занималась дочерью. На следующий день после смерти мужа Рут Бейдер Гинзбург вышла на работу в зал Верховного суда — как она позднее сказала, потому что Марти «хотел бы, чтобы я это сделала».

ФОТОГРАФИИ: Wikipedia (1, 2), Supreme court, Getty Images

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.