Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ГероиниВивьен Вествуд:
Бунт длиною в жизнь

Чем сегодня живёт активистка и дизайнер, которая не идёт на компромиссы

Вивьен Вествуд:
Бунт длиною в жизнь — Героини на Wonderzine

Текст: Светлана Падерина 
Иллюстрация: Даша Чертанова

Кинокомпания «Пионер» 19 апреля выпускает в российский прокат фильм «Вествуд. Панк, икона, активист». Это стоящее кино об одном из самых известных британских дизайнеров, на которое можно сходить даже тем, кто не интересуется модой. По сложившейся уже традиции главная героиня и её близкие встретили фильм без энтузиазма: старший сын дизайнера Бен, например, обвинил режиссёра Лорну Такер в том, что она сократила сюжетные линии о благотворительной и общественной деятельности его матери. И всё же картина показывает Вествуд во всей её легендарной многогранности. Разбираемся, почему имя Вивьен Вествуд столь значимо для британской моды и культуры.

 

 

 

Вествуд устроила эстетическую революцию, весело продвигая панк сразу на двух фронтах: модном и музыкальном. Отсюда
и берёт начало стиль марки, вдохновлённый безбашенной уличной модой, музыкальной культурой и историей Британской империи

  

 

«Когда я делала панк годы назад, — говорит Вествуд изданию The Cut, — это было о том же: о справедливости, о попытке создать лучший мир. Просто сегодня у меня другие методы». Если однажды кто-то решит собрать все примеры активистской деятельности английской дизайнера, которую сами британцы ставят в один ряд с королевой Елизаветой II и Маргарет Тэтчер, ему придётся издать увесистый том. Дизайн для Вивьен всегда был не самоцелью, а средством донесения собственных идей — от культурных до политических. 

Вивьен до сих пор носит фамилию своего первого мужа, Дерека Вествуда, с которым она быстро рассталась, и имеет в анамнезе попытку учёбы в школе искусств — которую оставила тоже, не будучи уверенной в том, что девчонка из рабочей семьи сможет стать своей в шикарной богемной среде. Считается, что на её уверенность в себе сильно повлиял второй муж, Малкольм Макларен. Не слишком удачливый студент художественной школы, он оказался великим знатоком конъюнктуры и успешным продюсером группы Sex Pistols, сумев вывести панк-музыку из грязных гаражей на большую лондонскую, а впоследствии и мировую сцену.

Супруги устроили эстетическую революцию, весело и бесстрашно продвигая панк сразу на двух фронтах: модном и музыкальном, — а в начале 1970-х открыли в Лондоне магазин Let It Rock, более известный как Sex. Отсюда и берёт начало стиль марки Vivienne Westwood, вдохновлённый безбашенной уличной модой, музыкальной культурой и историей Британской империи. Рваные майки, анархические лозунги, заклёпки, булавки и фетишизм символизировали бунт против капитализма, который марка продолжает по сей день.  

 

 

Личная жизнь Вествуд плотно переплетена с её карьерой: третий супруг дизайнера, Андреас Кронталер — с которым она встретилась в конце 1980-х, когда преподавала в Университете искусств Вены (Кронталер был её учеником), — сегодня её бессменный соратник и соавтор всех коллекций марки. Отдавая ему должное, королева панка переименовала лейбл Vivienne Westwood в Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood.

Как и многие женщины-дизайнеры, Вествуд сама — лучшее воплощение, квинтэссенция стиля, который она культивирует своей одеждой. Стать лицом рекламных снимков, выйти на подиум, демонстрируя новую коллекцию, или пройтись в финале показа колесом — в каждом своём движении панк-активистка честна, органична и обаятельна. В весенней рекламной кампании этого года, помимо самой Вествуд, снялась Хлое Севиньи, растрёпанная, бледная, ненакрашенная, с обнажённой, сплющенной ладонями грудью. Съёмка была с восторгом встречена модным сообществом: в ней увидели и свежесть, и непосредственность, и призыв не бояться быть смешной, нелепой, раскрепощённой и легкомысленной — одним словом, живой.

Вествуд и сама, несмотря на возраст, витальна и включается в любой интересный ей сюжет с энергией, которой позавидуют многие двадцатилетние: присоединяется к акции протеста молодых врачей, требующих улучшения условий труда, подъезжает к дому премьер-министра на танке или составляет петицию против генно-модифицированных продуктов. Она успевает реализовывать десятки творческих проектов: создавать костюмы для оперы и театра, разрабатывать униформу для сотрудников авиации, оформлять отели и обложки книг, а также выпускать специальные коллекции в поддержку разных экологических проектов. 

 

 

Вествуд начинала делать моду в непростое для Британии время, когда местное производство одежды только становилось на промышленные рельсы. Впрочем, уже тогда дизайнер была настроена против массового производства

  

 

Какое-то время дизайнер отказывалась давать интервью, если её просили рассказать о моде, а не о проблемах, связанных с окружающей средой. «Согласно прогнозам, средняя температура на планете повысится на пять градусов, — сообщает она изданию The Gentlewoman. — Я получила карту, на которой обозначено, какие участки Земли скоро станут пустыней. Просто удивительно, что правительственные лица это знают и ничего не предпринимают. Это просто криминал, это абсолютно преступно». Проникнувшись темой таяния арктических льдов, она даже организовала фонд Climate Revolution и вела подробный дневник на его сайте.

Вествуд в деталях описывала свою реакцию на экологические проблемы и общественно-политические события, например выход Британии из ЕС. «Я произнесла речь, в которой просила проголосовать за то, чтобы остаться (в Евросоюзе. — Прим. ред.), поскольку я руководствуюсь принципом, что мир и сотрудничество лучше войны и конкуренции. И, услышав на следующий день новость „Британия вышла из Европы“, я поняла её как „не надейтесь спасти планету“». 

Впрочем, в том же блоге Вествуд рассказывала и о прочитанных романах, встречах с людьми, об идеях и планах — словом, вела полноценную хронику собственной жизни. Она закончила записи летом 2016 года, чтобы в дальнейшем издать их в виде книги, и вот сейчас, после двухлетнего перерыва, опубликовала новый пост. «Я считаю себя другом и сторонником основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, который в течение шести лет был заперт в лондонском посольстве Эквадора по той лишь причине, что он защищал наше право знать правду о практике правительств США и других западных держав. Джулиан — борец. Поддерживая его, мы выступаем за свободу слова и демократии».

 

 

Несколько лет назад она носила огромный бейдж с портретом Челси Мэннинг, информатора WikiLeaks, совершившей гендерный переход в тюрьме и ставшей ЛГБТ-иконой. «Я вижу её несколько раз в месяц, она очень яркая и жёсткая, одна из самых суровых женщин, которых я встречал в Соединённом Королевстве», — не скрывая трепета перед Вествуд, аттестовал её сам Ассанж в интервью AnOther Magazine.  

Вествуд начинала делать моду в непростое для Британии время, когда местное производство одежды только становилось на промышленные рельсы и новорождённая индустрия пыталась устоять в конкуренции с импортом. Впрочем, уже тогда дизайнер была настроена против массового производства — оно казалось ей бездушным. Её позиция лишь укрепилась в эпоху заботы об экологии и глобального перепроизводства. 

Кронталер, который, по словам жены, подустал от активной деятельности Climate Revolution, считает, что никакая революция не была бы нужна, если бы люди носили только красивые (читай: качественные и комфортные) вещи, а не довольствовались компромиссами. Бизнес-консультант Susanne Tide-Frater отмечает, что у бренда Vivienne Westwood эффективный бизнес-план: «Имиджевые съёмки бренда могут быть экстравагантными, подиумные выходы — радикальными, но когда вы смотрите на одежду, вы видите, что она сделана по канонам индивидуального пошива». Действительно, Вествуд создаёт вещи, которые не отправятся в дальний угол шкафа лишь потому, что потеряли трендовый лоск, и не жертвует традициями классического пошива ради снижения себестоимости. 

 

 

Можно по-разному относиться к Вествуд-активистке (сама Вивьен сейчас характеризует себя именно так), но чего не отнимешь — она была и остаётся самобытным дизайнером, ни разу не предавшим свои идеалы. Начиная с показа пожалуй, самой известной коллекции «Пираты» и заканчивая последней весенне-летней, её работы всегда полны не только хулиганства и протеста, но и юмора, неотъемлемого качества практически всех успешных брендов сегодня — от Gucci до Balenciaga. В дизайне у неё никогда не было запретов: нитки, торчащие наружу, в костюмах за несколько тысяч долларов? Запросто. Платье для мужчин? Никаких проблем. Она смело эксплуатировала британское наследие, заимствовала элементы молодёжных субкультур и была настоящим панком.

Произведением искусства становится не футболка, а рваная футболка — это всегда понимала Вивьен Вествуд, и это отличало её от многих, а сегодня ставит в ряд с другими большими дизайнерами. Даже если сама Вивьен с этим не согласится.

  

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться