Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

путешествовать по миру

Как мы бросили
путешествовать по миру — Путешествия на Wonderzine

Елена Гитт о том, как они с мужем превратили поездки в образ жизни

ОТ РЕДАКЦИИ: По независящим от редакции причинам похожий текст с участием тех же героев был опубликован на сайте The Village 5 декабря 2016 года.

Текст: Лена Гитт

СТАБИЛЬНОСТЬ — ОДНА ИЗ ЦЕННОСТЕЙ, внушаемых всем выросшим в эпоху перемен. Наши родители, уставшие от неопределённости девяностых, резких скачков валют, невозможности купить продукты и одежду, воспитывали в нас желание жить хорошей, размеренной и сытой жизнью. Однако там, где есть стабильность, не всегда есть место развитию. Мы с моим мужем Пашей решили не следовать этим заветам и выбрали движение, в один прекрасный день начав новую, интересную и полную неопределённости жизнь.

До увольнения наша жизнь шла по колее: поступление в вуз на востребованную специальность, стабильная работа в офисе, машина и карьерный рост. Но хотели мы того, что сейчас только начинает вписываться в картину счастья поколения двадцатилетних, — не деньги, работу на износ и головокружительную карьеру, и даже не детей и дом «полную чашу», а свободу выбора. В такой системе координат деньги нужны не для покупки квартиры и походов по магазинам, а чтобы иметь возможность заняться любимым делом.

На экономфак МГУ я поступила только потому, что не знала, куда ещё податься: человеку в пятнадцать лет трудно осознанно решить, кем он хочет стать. Отучилась не без удовольствия, но и без особой радости — надо так надо. Ещё во время учёбы я начала работать в крупной фармкомпании. Первый побег из офиса случился шесть лет назад, когда мне настолько осточертела скучная работа, что я решилась написать арт-директору клуба и напроситься на работу тур-менеджером. Это была фантастика: общение с иностранными музыкантами, ощущение причастности к чему-то большому, новые и интересные знакомства. Радость длилась недолго: после событий в «Хромой лошади» клуб замучали проверками и вскоре он закрылся.

Чтобы свести концы с концами, я снова отправилась в офис — до мая 2016 года. Сначала в PR-агентствах, где было довольно интересно, но очень уж нервно, а два последних года — в крупной IT-компании. Работа там была идеальной среди офисных, я и сейчас считаю, что мне очень повезло туда попасть.

Несмотря ни на что, мы решились. Озарение пришло, когда осенью 2014 года мы отдыхали в солнечной Грузии. Отпуск, как всегда, пролетел слишком быстро, и мы впервые задумались о путешествии без границ. Прикинув наши расходы, поняли, что легко сможем сократить их вдвое, а излишек и премии откладывать на нашу мечту: ведь кто-то копит на машину, кто-то на новые смартфоны, и мы ничем не хуже. Тогда же мы и решили пожениться, а это большое путешествие должно было стать свадебным.

Мы решили не ударяться во все тяжкие, а ездить в отдельные путешествия и каждый раз возвращаться после них домой — у нас есть котик, по которому мы очень скучаем

Экономить было не то чтобы сложно: достаточно было прекратить бездумно покупать одежду и косметику, начать смотреть на цены в барах и кафе, да и вообще считать деньги. Удивительно, но до этого я не могла отложить ни рубля, и деньги утекали сквозь пальцы, но подозреваю, что в основном они уходили на импульсивные покупки: купленную на бегу помаду, кофе навынос стоимостью с обед и так далее. Первое время были «фантомные боли», но они проходили после напоминания себе, ради чего всё это. Во время накопления мы всё же продолжали путешествовать — пусть только на выходных и недорого. Ночевать стали в бюджетных отелях, обедали в дешёвых кафе, выбирали более скромные развлечения.

Необходимую для путешествий сумму накопили примерно за полтора года — за несколько месяцев до дня Х начали экономить ещё сильнее. У нас было время подумать и осознать, на какую авантюру мы подписываемся: в стране кризис, многие не могут найти новую работу. Но уверенности нам придавал финансовый план и ощущение того, что мы ничего не потеряем, а обрести можем многое. Что может случиться, если мы потратим все накопленные деньги в путешествии, но так и не найдём спонсоров или не научимся зарабатывать в процессе? В лучшем случае мы начнём работать на фрилансе, в худшем — вернёмся в офис. Кроме того, мы накопили не только на сами путешествия, но и на пропитание в случае, если нам придётся искать работу. Заранее о нашем плане знали только близкие, в том числе и родители. Они на удивление хорошо отнеслись к нашей авантюре и поддержали нас, за что им огромное спасибо. Коллегам о своём увольнении я сказала за месяц, расстались мы на позитивной ноте и до сих пор общаемся — жаль, что редко.

В первую поездку, в Заполярную Норвегию и на Русский Север, мы отправились вечером нашего последнего рабочего дня, 29 апреля. Ощущения были необычными: последние пять лет самый большой перерыв, который я делала при смене работы, длился день, а теперь меня ожидали месяцы поездок. Здесь стоит сделать небольшое отступление. Когда мы задумались о путешествии, в голову сразу пришла мысль о кругосветке. Но со временем мы решили не ударяться во все тяжкие, а ездить в отдельные путешествия и каждый раз возвращаться после них домой. К тому же у нас есть котик, по которому мы очень скучаем и который в наше отсутствие живёт у Пашиных родителей.

Сначала удивляешься и радуешься каждому оленю, выскочившему на дорогу, потом уже начинаешь тихо ругаться, когда он опять бросается под колёса

За семь месяцев мы побывали в пяти поездках: по Заполярной Норвегии и Русскому Северу, по Восточной Европе, по степным регионам России и Казахстану, по республике Коми и Пермскому краю, а также в двухмесячной поездке по Кавказу, Закавказью и Ирану. В рваном режиме есть ещё один плюс — через пару недель впечатления притупляются.

Первая поездка научила нас многому. Странно, конечно, сразу после увольнения ехать в одну из самых дорогих стран мира — Норвегию. Цены там такие, что заходишь в магазин и понимаешь, что за такие деньги не хочешь ничего. Например, хот-дог на заправке может стоить 700 рублей, так как его собирает человек, а любая работа в Норвегии хорошо оплачивается. Все продукты мы привезли с собой из России, спали в машине, и практически единственной статьёй наших расходов стал бензин. За эту поездку мы поняли, что не все интересные впечатления стоят денег: удивительная норвежская природа бесплатна, а красота там такая, что дух захватывает. Интересно, как меняется восприятие непривычных вещей: сначала удивляешься и радуешься каждому оленю, выскочившему на дорогу, потом уже начинаешь тихо ругаться, когда он опять бросается под колёса.

После возвращения из Норвегии было странно сразу не бежать обратно в офис. Раньше мы приезжали из поездок поздно вечером в воскресенье, а в понедельник отправлялись на работу. А теперь был будний день, и мне никуда не нужно было идти. Но со временем привыкаешь и к этому. Кроме того, мы с Пашей ведём блог в ЖЖ, который назвали просто «Паша и Лена», и на него уходит столько времени, что эйфория быстро прошла, остались просто радость и осознание правильности своего пути.

Летом мы в первую очередь поехали в Восточную Европу — пожили по неделе в Будапеште и Праге, немного поездили по Словакии, Польше и Германии. Летом мы много времени провели дома. Особенно здорово в рабочий день, закончив дела с блогом, устроить перерыв и сходить позагорать на пляж. Хотя в жаркие дни все пляжи забиты даже в будни.

Также летом мы съездили в пару двухнедельных поездок по России. Сперва на жаркий юг — в Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области, Калмыкию и Казахстан. Нам очень понравилась Калмыкия, которая совсем непохожа на Россию — везде буддийские пагоды, ступы, особенные люди и природа. Во время второй, «северной» поездки нас больше всего поразила Воркута — город за полярным кругом, где летом столбик термометра, как правило, не поднимается выше пятнадцати градусов. Несмотря на то что город и шахтёрские посёлки рядом находятся практически в состоянии руин, там есть на что посмотреть. Спешите видеть: по слухам, Воркуту планируют сделать закрытым административно-территориальным образованием и без специального пропуска попасть туда будет невозможно.

Этой осенью мы впервые уехали из дома на целых два месяца, путешествовали по Кавказу и Закавказью, провели неделю в Иране. Я думала, что заскучаю по дому недели через три, но нет — люди на Кавказе настолько гостеприимные и открытые, что тоска пришла только месяца через полтора. Немаловажную роль играет похожий менталитет и общение на русском языке. На Кавказе мы научились очень важному качеству для бюджетных путешественников и всех, кто экономит: ходить в гости или принимать гостей. Это почти бесплатно, а наслаждения от общения не меньше, а из-за камерности обстановки иногда и больше, чем в ресторане.

Открытием этой поездки стал Иран — страна, населённая добрыми и любопытными людьми, которые улыбаются, приветствуют тебя и постоянно интересуются, откуда ты приехал. Но без ложки дёгтя не обошлось: cогласно законам республики, несмотря на обычную тридцатиградусную жару, все женщины обязаны покрывать голову и ходить в закрытой одежде, и туристки не исключение. За неделю это порядком надоело.

В поездках мы очень скучаем по друзьям и родителям, но скайп и чаты никто не отменял. К тому же некоторые друзья по мере возможности присоединяются к нам. Недостаток общения мы компенсируем, находя приятелей через каучсёрфинг. Да и кто лучше местных расскажет о том, как живётся в их стране и что действительно стоит посмотреть.

Раньше я нервничала из-за приближающихся дедлайнов на работе, а сейчас из-за неустроенности быта в поездках и невозможности нормально отдохнуть

С 16 ноября мы в Москве: занимаемся блогом, встречаемся с друзьями и близкими и улаживаем множество дел перед следующей поездкой. Сейчас почти всё наше время занимает блог: мы задали очень высокий темп и выпускаем по длинному посту каждый будний день. Отчёты из поездки по Кавказу и Закавказью уже заканчиваются, поэтому время от времени мы выбираемся в ближайшие области, также скоро поедем в Санкт-Петербург.

Два главных мифа, которые для меня развеялись после увольнения: я буду меньше нервничать и у меня будет больше времени на самообучение. На деле выяснилось, что характер не меняется: раньше я нервничала из-за приближающихся дедлайнов и проблем на работе, а сейчас в основном из-за неустроенности быта в поездках и невозможности нормально отдохнуть. Живём мы всегда недорого, да и путешествуем не по благоустроенной Западной Европе, поэтому вечно то Wi-Fi отваливается, то душ еле работает, то в кровати пружины скрипят так, что просыпаешься при повороте на другой бок.

Со свободным временем после увольнения стало только хуже: если раньше мы работали в стандартном режиме, то теперь, когда мы занимаемся развитием своего дела, очень сложно остановиться — хочется сделать ещё лучше, ещё интереснее. В итоге просыпаешься с блогом и засыпаешь с блогом. Но это здорово, и мы совсем не жалуемся.

После Нового года мы поедем на поезде до Монголии, оттуда — в Китай, Вьетнам, Камбоджу и наконец Таиланд

Мы решили рискнуть и всё же испытать себя длительным путешествием: сразу после Нового года отправляемся на поезде в Таиланд. Конечно, это будет не один рейс, а несколько, но первые четверо суток мы проведём в плацкарте Москва — Улан-Удэ. Если получится, будем вести онлайн-трансляцию. Затем мы поедем на поезде до Монголии, оттуда — в Китай, Вьетнам, Камбоджу и наконец Таиланд. Это будет первой частью нашей поездки. После этого мы планируем посетить почти все страны региона, кроме тех, куда сложно получить визы.

В путешествие мы отправимся только с рюкзаками, поэтому остро стоит вопрос, что делать с зимними вещами. Хорошую одежду, оставшуюся с офисных времён, выкидывать жалко, а отправлять куртки и ботинки из Китая домой дорого, поэтому мы решили нагрянуть в секонд-хенды и прикупить то, что не жалко будет выбрасывать по дороге по мере смены климатических поясов.

Вернёмся в Москву в конце мая, когда будет уже тепло, и следующее лето планируем провести дома. Дальше планов пока нет, но интересуемся Балканами, Средней Азией и Латинской Америкой. Конечно, мы очень волнуемся, но надеемся на лучшее и делаем всё, что в наших силах, чтобы продолжать жить в таком ритме.