Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

по Восточной Европе

От Братиславы до Гданьска: Как я путешествовала
 — Путешествия на Wonderzine

Наталья Букринская о бюджетной поездке по нескольким странам

Текст: Наталья Букринская

Скажу сразу: я очень люблю путешествовать, но у меня никогда нет денег на комфортный отдых. Поэтому, когда в середине июля мой молодой человек нашёл почти бесплатные билеты лоукостера в Братиславу на октябрь, я сказала: «Ух, ты! А где это? Да какая разница, едем!». С этого началась наша подготовка к путешествию по неизвестным местам. Братислава граничит с Австрией и Венгрией, поэтому у нас был выбор: ехать дальше по маршруту Австрия–Германия либо в Венгрию и Польшу. После долгих раздумий склонились ко второму варианту, поскольку бюджет был очень ограничен, и мы до последнего не были уверены, что поездка состоится. Вена же казалась нам слишком пафосной и дорогой, а дворцы и театры мы никогда особенно не любили.

В итоге остановились на маршруте Санкт-Петербург — Москва — Братислава — Будапешт — Краков — Варшава — Гданьск — Калининград — Санкт-Петербург — мне пришлось даже выписать всё на листочек. Мы выбрали такой путь, чтобы расстояние между городами было небольшим. Так, автобусные переезды получались короткими — мы бы не слишком от них уставали и смогли бы посмотреть больше городов. Многие знакомые не разделяли нашего воодушевления и то и дело вскидывали брови: «Восточная Европа — это „совок“, криминальная обстановка и разруха!». Но это только подогревало наше ожидание поездки, ведь мы всей душой жаждали приключений.

Дальше осталось самое приятное: забронировать жильё и билеты. Вопреки сложившемуся благодаря фильму «Евротур» мнению, что в Братиславе можно на доллар открыть ресторан, жильё там достаточно дорогое по сравнению с другими городами из нашего списка. К тому же, покопавшись на Airbnb, я выяснила, что приличной квартиры в столице Словакии просто нет, и в итоге мы выбрали хостел. Остальное жильё без труда нашли на Airbnb, а благодаря купонам на скидку, которые предоставляет сайт, нам удалось прилично сэкономить на апартаментах. Например, четыре ночи в Будапеште обошлись нам всего в 50 евро, а на остальные бронирования действовала скидка в 11 евро за каждое по коду с названием местности.

Наконец, 28 сентября мы отправились из Москвы в Братиславу. Вылет прошёл достаточно комфортно по сравнению с другими европейскими лоукостерами: не нужно было заранее регистрироваться и печатать посадочные талоны. К тому же «Победа» разрешает бесплатно провозить десять килограммов багажа, что было нам на руку, потому что мы большие любители шопинга. Плюс взяли с собой полупустой чемодан, чтобы сложить туда наши покупки на обратном пути.

Приехав в солнечную и жаркую Братиславу, мы сразу же отправились заселяться в хостел и гулять. У нас здесь было мало времени — всего лишь сутки — но этого вполне хватило на то, чтобы пройтись по ночному городу, увидеть основные достопримечательности и выпить местного пива. Братислава оставила очень хорошее впечатление: ухоженная и зелёная столица с приветливыми людьми, общественный транспорт, который ходит с точностью до минуты, недорогие заведения. На следующий день я случайно встретила возле замка Братиславский град своего старого знакомого. Посидев с ним в кафе на дорожку, мы отправились на вокзал, чтобы уехать оттуда в Будапешт — главный город нашего путешествия.

Будапешт благосклонен к бедным туристам: многое можно посмотреть бесплатно или за небольшие деньги

Приехав на вокзал, мы поняли, что настоящие приключения только начинаются: наш автобус опаздывал на час, мы рисковали не успеть на встречу с хозяином квартиры. Добрались до Будапешта в полвосьмого по местному времени, и у нас оставался всего лишь час на то, чтобы поменять евро на венгерские форинты, купить сим-карты, разобраться, как доехать до места проживания, и, собственно, на саму дорогу. Первым делом мы отправились на автовокзал, чтобы найти обменник или банкомат. Здесь нас ждало первое разочарование: нас пытался обмануть таксист, который сказал, что всё уже закрыто, и предлагал нам купить валюту у него по крайне невыгодному курсу. Спустившись на этаж ниже, мы обнаружили там и кассу, и банкомат.

Получив деньги, мы столкнулись с разочарованием номер два: на автовокзале в Будапеште не продавалось решительно ничего, кроме булок, поэтому мы остались без сим-карт и интернета и не могли посмотреть маршрут до нашего временного дома. Нам ничего не оставалось делать, кроме как воспользоваться услугами такси. Но и тут нам не повезло: когда мы пришли на их стоянку, мы встретили того самого фарцовщика, и он огласил нам цену в двадцать пять евро за поездку на три километра. Но делать было уже нечего, поэтому мы сели в другую машину и за грабительские двадцать евро доехали до места назначения.

Заселившись в старинный дом с двором-колодцем, как в родном Петербурге, мы всё-таки решили отправиться на поиски сим-карт, поскольку вайфай в квартире не работал. На выходе из дома нас настиг последний, четвёртый удар: мой друг разбил телефон намертво. Раздосадованные большим количеством неудач за последнюю пару часов, мы вернулись домой и легли спать.

Утром наступил мой день рождения — мы решили отпраздновать его походом в одну из знаменитых термальных купален. Выбрали самую большую в городе — «Сечени». Это огромный комплекс, который состоит из крытых и уличных бассейнов с разной температурой воды, нескольких саун, тренажерного зала. В конце сентября было +26 и можно было загорать на его территории. Входной билет стоит около пятнадцати евро, за аренду полотенец мы заплатили ещё около трёх. После водных и солнечных процедур мы отправились на ярмарку неподалёку, чтобы попробовать местную выпечку: кюртёшкалач (полую булочку с различными посыпками) и лангош (лепёшку из дрожжевого теста со сметаной, сыром и луком).

Будапешт благосклонен к бедным туристам: многие достопримечательности можно посмотреть бесплатно или за небольшие деньги. Приятно, когда есть открытая в любое время суток площадка для осмотра города с высоты, с укромными местами, где можно любоваться видом в одиночестве. В Будапеште это гора Геллерт, расположенная в Буде, западной части венгерской столицы. На склонах располагается множество достопримечательностей, а на её самой высокой точке стоит статуя Свободы с пальмовым листом в руках, символизирующая победу венгров над насильно навязанным Советским Союзом коммунистическим режимом. Со смотровых площадок на разных уровнях открывается шикарный вид на величественный Дунай, мосты и достопримечательности Пешта.

Любителям ночной жизни Будапешт подойдет идеально: венгры любят бар-хоппинг, в городе очень много достойных заведений на любой вкус и кошелёк. В основном они сосредоточены в еврейском квартале Эржебетварош. Там же есть и так называемые руинные бары — например, один из самых старых «Szimpla», куда мы и отправились. Такие заведения находятся в заброшенных зданиях с обшарпанными стенами, без дверей и со сломанной мебелью. Цены соответствующе низкие — за два напитка мы отдали около трёх евро, так что пройтись по барам здесь будет не так дорого, как в Москве или Питере.

Конечно, как и типичные туристы, мы не стали отказываться от похода в музей, но выбрали не самый обычный — Музей Людвига, специализирующийся на современном искусстве. Это восточноевропейский филиал музея в Кёльне, в котором мы были за год до того. Было представлено две экспозиции: «История вроцлавских художников-авангардистов» и «Молодые художники Польши». Меня особенно впечатлила первая, рассказывающая об искусстве польского города Вроцлава 1960-1990-х годов.

Будапешт оставил после себя знакомое послевкусие: те же мосты, та же широченная река, дворы-колодцы, величественная архитектура, мелочи, на которые можно обращать внимание бесконечно, и тусовки — этот город активно живёт. Однако стоит быть готовым к большому количеству бездомных — они могут быть очень назойливыми, требовать внимания и денег. Местные по большей части относятся к ним дружелюбно.

По-настоящему в Варшаве меня подкупил симбиоз урбанистических видов и живой природы

Дальше мы перемещались на автобусах PolskiBus. Если покупать билеты в день старта продаж (они открываются за два с половиной месяца), то можно отхватить их всего лишь за 1 злотый (17 рублей). Нам удалось купить за такую цену рейс из Кракова в Варшаву, за остальные мы заплатили по 5-10 злотых.

После Будапешта мы оказались в Кракове, а затем в Варшаве и Гданьске. Все они похожи: одинаковый старый центр со всеми причитающимися ему атрибутами вроде мощёных улочек, площадей, «игрушечных» домиков. Многие города Восточной Европы пострадали во время войны, а Варшава и Гданьск были практически стёрты в прах и заново отстроены, поэтому старый город — это больше исторические декорации, чем памятники архитектуры.

В Кракове мы особенно пристально изучили еврейский квартал, территорию бывшего гетто и сходили в музей «Фабрика Шиндлера». Здание построено по принципу спирали: посетители ходят по тёмным закоулкам от инсталляции к инсталляции. Сначала они видят снимки счастливых людей довоенного времени, затем оккупацию — арест профессоров Ягеллонского университета, расстрел мирного населения, создание и затем ликвидацию гетто, ужасы концлагеря, экспозицию о личности господина Шиндлера и списки спасённых им людей. Выставку замыкает огромный портрет Сталина, символизирующий освобождение русскими войсками. Эффект полного погружения достигается за счёт реалистичного звукового сопровождения: слышны плач, крики, выстрелы, звук бьющегося стекла, хлопки. Музей интерактивный — можно ходить где хочется, трогать всё руками, крутить, тянуть. Поначалу у нас была мысль посетить один из концлагерей — Аушвиц недалеко от Кракова или Майданек рядом с Варшавой. Но впечатления под конец ужасно вымотали нас, а после посещения «Фабрики Шиндлера» мы были в таком шоке, что решили отложить такую тяжёлую поездку до следующего раза.

Варшава была самым неприветливым из всех городов, в которых мы побывали за это время. Она очень похожа на Берлин: здесь мало достопримечательностей, много серых безликих зданий в духе оруэлловского министерства правды. К тому же хозяйка квартиры нас обманула и вместо уютной мансарды сдала нам малосемейку на чердаке со сломанным душем и без кухни. Более того, на второй день нашу комнату открыли по кодовому замку какие-то польские подростки, которые убеждали нас, что это они её арендовали. Сначала было очень страшно, но потом мы поняли, что бояться нечего. С возгласами «This is Warsaw!» они извинились и ушли, а мы про себя подумали, что нужно арендовать жильё, на которое уже есть отзывы.

По-настоящему в этом городе меня подкупил уникальный симбиоз урбанистических видов и живой природы. Здесь есть большой парк Лазенки с павлинами и оленями, который чудом уцелел во время войны. Есть и огромный сад на крыше университетской библиотеки — настоящий биоиндустриальный рай в царстве стекла и металла, где отдыхают и студенты, и простые горожане. В пяти минутах ходьбы от библиотеки есть Центр науки «Коперник». Мы пробыли там часа три и посетили несколько выставок. Особенно нам понравилась секция «RE:Generation», где с помощью игровых тестов и заданий из области психологии, социологии и нейробиологии можно узнать всё о своем внутреннем «я»: о своих личных качествах, о взаимоотношениях с людьми, о том, как можно внести свой вклад в городское пространство, и так далее. Из музея мы ушли довольные как дети, сжимая в руке портрет, нарисованный роботом на бумаге. Перед походом в Центр науки стоит заглянуть на его официальный сайт и выбрать понравившиеся экспозиции — это поможет посмотреть как можно больше интересного за несколько коротких часов.

Следующей и последней остановкой в нашей поездке был город Гданьск и расположенная рядом Гдыня. Здесь мы потихоньку начали возвращаться к обычной жизни: снова оказались на Балтийском море, гуляли по пустому пляжу и судоверфи, гоняли чаек — всё почти как в Питере. Из +26 мы попали в +8 и почему-то были счастливы вернуться в привычные нам серость и холод.

Большим плюсом поездки стала её относительная дешевизна и близость к России. Поляки — дружелюбный, открытый народ, а похожий язык делает общение комфортным даже для тех, кто знает только русский. В этой стране чувствуешь себя как дома и не боишься, что можешь остаться непонятым. На мой взгляд, за красивой архитектурой и тусовками стоит ехать в Венгрию, а за историей и современностью — в Польшу.

Что касается экономии в поездке, большим подспорьем для нас стало то, что мы готовили дома: я люблю пробовать местные сыры и фрукты, обожаю делать из местных продуктов простую пищу, вроде яичниц и омлетов с разными наполнителями, паст с разными соусами, бургеров. У меня есть целый список быстрых и вкусных блюд, приготовление которых занимает времени не больше, чем поход в кафе, а экономия выходит существенная. Вся поездка, включая жилье и транспорт и без учета шопинга, вышла нам в тысячу евро на двоих.

Хочу сказать, что интуиция меня не подвела — мы составили действительно увлекательный и разнообразный маршрут, а постоянные разъезды позволили почувствовать себя немного героями керуаковского «В дороге». Мы посмотрели все города и страны с парадной стороны и с изнанки, видели роскошь и простоту, побывали на холмах и на море (а в Кракове даже посмотрели издалека на горы Татры), изнывали от жары и тряслись от холода, проводили время во дворцах и в сквотах, ошивались на окраинах и пили коктейли за столиками модных кафе, прочувствовали историю и современность, задавали вопросы и отвечали на них.

Фотографии: Nightman1965 – stock.adobe.com, Renáta Sedmáková – stock.adobe.com, flashpics – stock.adobe.com, Marcin Chodorowski – stock.adobe.com