Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ПутешествияИндия — Непал
на автобусе и поезде
за 38 дней

Ася Репрева рассказывает, как проехать с новоприобретенным другом через всю Индию и Непал

Индия — Непал
на автобусе и поезде
за 38 дней — Путешествия на Wonderzine

В рубрике о путешествиях мы рассказываем о поездках наших героинь. В этом выпуске — Ася Репрева, маркетолог, журналист и автор паблика о путешествиях — о том, как проехать почти всю Индию за месяц, когда Гоа окончательно надоест, и побывать в Непале.

Нажмите на название, чтобы перейти к нужному городу

Джайсалмер

БЮДЖЕТ
15 тысяч рублей на человека

Зачем мы это придумали?

Изначально я собиралась провести в Индии только один месяц, обустроившись на Гоа в гордом одиночестве — с книгами, фруктами и загаром. Вышло все иначе. Во-первых, в это же время там оказался Миша, с которым мы на тот момент не были знакомы лично, но имели общего друга, поэтому стали снимать дом вместе — вдвоем легче решать бытовые вопросы, а цены на общие продукты делятся пополам. Во-вторых, в какой-то момент я решила, что в Москве меня ничего важного не ждет, поэтому изначально месячное пребывание на Гоа растянулось еще на 38 дней, которые мы провели в разъездах по всей стране. За проведенное время Гоа нам осточертел, несмотря на красивейшие закаты, море и постоянные фрукты — захотелось приключений и посмотреть настоящую азиатскую страну, ведь о Гоа многие говорят, что это не Индия.

Подготовка к поездке

На момент отъезда мы точно осознавали три вещи: что едем в Бомбей, что совместных денег нам хватит где-то на месяц и что туда мы можем доехать на автобусе или на поезде. Маршрут разработали с помощью людей — отправились в аутентичную местную кафешку и познакомились с ребятами-турками. Они уже шесть лет путешествовали по Индии, и мы записали все названия рекомендованных ими мест. Подобную схему проделали с официантом из любимого непальского кафе и с несколькими знакомыми.

За месяц в Гоа мы совершенно отвыкли от маниакальной страсти городского жителя планировать все и всегда, поэтому решили справляться с проблемами по мере их поступления. Чемоданы, с которыми мы прилетели в Индию, оставили у хозяина дома, который снимали, — перед спонтанным отъездом мы ему нашли новых жильцов, так что это было некой гарантией сохранности вещей. С собой мы взяли все самое необходимое, при этом перекладывали наши небольшие рюкзаки несколько раз, вынимая постоянно оттуда лишние вещи. Таким образом, у нас был один комплект теплых вещей, который взял Миша после рассказов о том, что на севере Индии холодно по ночам, минимальный набор гигиенических средств и набор одежды. По совету знакомых взяли комплект постельного белья, еще был фонарь, спиралька от комаров и две зимние шапки. Вместо фотоаппарата — айфон, куда мы скачали приложение с картами «Sygic». Если говорить об опасностях в Индии, то вместо моей косметички мы взяли один пакет с лекарствами. И еще я в Москве сделала несколько прививок перед поездкой, а у Миши была медицинская страховка.

Миша

Каждый раз, собираясь в поездку, я стараюсь заранее приобрести вещи, которые потребуются в дороге, но в этот раз наша «теоретическая база» по этому вопросу дала слабину — небольшое, но отразившееся в бюджете количество важных вещей пришлось докупить по ходу поездки. Независимо от сезона возьмите с собой несколько упаковок берушей: музыка всю ночь напролет в автобусах и поездах — это не редкость, а не обратив внимание на наличие петухов вокруг вашего ночлега, вы рискуете вставать с восходом солнца каждый день независимо от вашего желания.

День 1

Гоа

Прожив почти два с половиной месяца в Гоа, мы познали все основы азиатской жизни: всегда и везде нужно весело и с улыбкой торговаться — индусы это любят. Если говорить про еду, то в сердце особенно запали «момо» — по типу наших пельменей, бывают вегетарианские. А если хочется мяса, то придется идти к продавцу и собственноручно выбирать, какую же белую курочку он зарубит сегодня. Из Гоа мы сначала добрались до Мапусы, где купили билеты на sleeper-bus. Вообще слиперы — это отличное индийское явление. Представьте, вы едете на автобусе, но при этом спите ночью на мягкой кровати, у вас есть полки для вещей и шторка-дверка, чтобы закрываться от окружения, при желании можно включить кондиционер. Кровати двухместные и одноместные, бывают раскладывающиеся сиденья. За все наше путешествие выяснилось, что это наиболее комфортный транспорт, который мы встречали, а перепробовали мы абсолютно все. Ехали до Бомбея одну ночь.

Миша

Ошибка многих туристов — покупать сувениры (да и вообще вещи) в Гоа недалеко от пляжей или на модном night-market, когда можно потратить минут 40, доехать до Мапусы — местного «экономического центра» — и закупаться там: при умении торговаться можно получить скидки порядка 90 %. Нужно осознавать, что любая цена завышена как минимум втрое и продавцы все равно свое заработают.

День 2

Бомбей

Бомбей не разочаровал, так как все было по канону: грязнейшие улицы вперемешку с красивейшей архитектурой, месиво из людей, вечного рынка с разнообразной едой, которую мы постоянно дегустировали — каждый хочет, чтобы ты купил у него какое-нибудь барахло, а ты хочешь всего лишь еды без перца и карри. После некоторого времени стало ясно, что пора экономить и познавать жизнь «как она есть», так что мы решили протестировать каучсерфинг и написали о том, что хотим остановиться на пару дней и что у нас есть необычная крупа под названием «гречка». Наутро наш телефон разрывался от звонков и сообщений.

Сурадж, у которого мы остановились, показал нам тайную гору, о которой не знают туристы. Вид открывался потрясающий: с одной стороны мегаполис, с другой стороны — лес и озера национального парка. В один из вечеров мы попали в «HardRockCafe», которое в районе Болливуда, и сразу пришло ощущение ностальгии — девушки на шпильках и в платьях особенно напоминали Москву. Такие вольности в раздевании и одевании в Индии позволяют себе немногие — в основном образованная и нерелигиозная европеизированная молодежь. В Бомбее очень удивили заброшенные многоэтажки, которые находятся повсеместно. Их не реставрируют и не сносят — и это в перенаселенном городе! При этом бедняки предпочитают спать на улице и укрываться картоном и тряпками, а имеющаяся альтернатива их почему-то не привлекает.

Миша

Если пойдете гулять по ночной набережной, то обнаружите вдоль берега нью-йоркские пейзажи и небоскребы. Это зрелище завораживает, особенно после дневной прогулки по рынку. Мы с Асей обсуждали фильм «Миллионер из трущоб» и однажды, разузнав у нашего местного друга координаты места, поехали осматривать тот район, откуда начиналась история. Крайне забавно было, оказавшись в этом районе, собирать на себе множество удивленных взглядов — люди думали, что мы заблудились, что мы ищем выход. Очень хотелось залезть на один из домов и посмотреть на все с высоты, но любая попытка зайти в подъезд приводила к тому, что вокруг оказывалась кучка людей, желающих помочь нам найти «правильную дорогу».

День 6

Удайпур

Ничего более чистого, светлого и радостного в Индии я не видела. Каждый домик в этом Удайпуре белоснежного цвета, с рисунками на стенах, которые декорированы кусочками зеркал, пускающими солнечных зайчиков. На каждой крыше дома в туристическом районе есть маленький ресторан, откуда всегда открывается вид на ближайшее озеро и на другие белоснежные долины крыш. В первый день мы просто бродили, во второй — пошли в большой дворец с тысячей комнат и разнообразными музеями. Самое великое открытие — это обалденный джус-центр недалеко от реки, где можно поесть фруктовые салаты с медом и мороженым. Судя по фотокарточкам на стене у хозяина заведения, место это уже культовое и всеми туристами любимое.

Для путешествия мы арендовали мотоцикл, на котором пытались забраться на гору, но мотоцикл начал дымить. Транспорт и движение на дорогах в Индии — это отдельная тема, которая пересекается с коровами. Так как животные безумно уважаемые и священные, то пробка из-за коровы на дороге — стандартное явление, которое мы наблюдали не только в этом городе, но и в Гоа. Коровы здесь исключительно худые и непонятно чем питаются. Точнее, чем — очень понятно. Так как травы нигде нет, они ходят по улицам с утра до захода солнца и едят мусор, особенно им по нраву бумага или ткань. После заката они каким-то образом сами находят нужную улочку и возвращаются домой. Так и не выяснили, что у них с молоком и кто его пьет.

День 10

Джайсалмер

Мы остановились в форте, который стоит на холме высотой 80 метров. При этом сам форт сделан из песка — чуть ли не единственное подобное здание, которое сейчас функционирует в Индии. Хозяин одного отеля, Хитеш, пригласил нас пожить совершенно бесплатно, выделив просторный номер. Логика этого поступка для меня до сих пор неясна, но хочется верить, что такие добрые дела влияют на улучшение кармы. Для осмотра города мы воспользовались скутером и по итогам не доехали до Пакистана километров сто. В Джайсалмере можно увидеть павлинов в поле, которые летают несмотря на свои габариты — хвосты им не мешали.

В городе часто встречаются баннеры с социальной рекламой на тему «ходите дети в школу, а иначе будете чистильщиками обуви». Английский в Индии учат с детского сада и почти все индусы на нем говорят (за исключением самого бедного населения). Школа в Индии не бесплатная, но обучение очень дешевое, а главным условием является покупка школьной формы.

Миша

Всегда надо помнить, что во многих городах (или вне их туристических районов) кафе не работают с 3 дня до 7 вечера и вы рискуете остаться голодными, если не подумаете об этом заранее. Еще лучше заранее подумать о солености вашего сока. Вовремя предупредить, чтобы ананасовый или арбузный фреш не посолили — это ваше полное право, не воспользовавшись которым вы можете узнать знакомые вкусы с новой стороны.

День 13

Агра

Первоначально мы не собирались туда ехать из-за попсовости места, ведь кроме Тадж-Махала в городе нечего смотреть. Однако он действительно красив — как гигантская белоснежная жемчужина. После посещения местного «Макдональдса» выяснилось, как фастфуд приспособили для Индии — там попадаются чизбургеры с какими-то безумными овощными котлетами с перцем карри.

День 16

Варанаси

Для туристов город интересен тем, что на берегу Гаанги постоянно происходит прилюдная кремация. Зрелище, конечно, и правда непривычное для цивилизованного человека. Набережная города завалена дровами, постоянно приносят людей, завернутых в желто-оранжевые ткани, украшенные блестками, после чего совершается ритуал сжигания тела, а пепел скидывают в реку. Там же располагается хоспис, где человек 60 ждут своего часа. Сжиганием тел занимается каста «неприкасаемых» — индусы, обреченные на пожизненный  грязный труд. Фотографировать там запрещают, хотя официального закона нет. Умереть именно в этом городе — заветная мечта любого индуса. Женщин и детей до 13 лет не сжигают, просто привязывают к камню и отпускают в реку. Это все нам с удовольствием поведал какой-то индус, а потом попросил денег за экскурсию. Пришлось отказать бедняге, но у нас правда не было даже мелочи.

Пройдясь по набережной Гаанги в первый день, мы случайно наткнулись на следующую картину: костер, около которого греются козы и маленькие ягнята, рядом гуляют коровы, нищие греются, разгуливают туристы, особенно выделялись корейцы в защитных масках. Мне даже в голову не пришло, что это то самое действо — приглядевшись, я увидела торчащую из костра ногу.

Миша

После увиденного и пережитого хотелось спокойно все это обдумать. Я долго искал номер с огромным балконом, с видом на реку, где приятно было курить трубку и писать в дневник. А вот горячая вода, как и электричество, бывала где-то по три часа в день; хозяева гест-хаусов зачастую спасают туристов ведрами кипятка для душа.

День 19

Переезд из Индии
в Непал

Изначально мы не планировали поездку в Непал, но когда поняли, что от такой страны нас отделяет всего лишь ночь дороги, было странно принять какое-то другое решение. В ту ночь наш хлипенький автобус несся со скоростью 60 км/час по неасфальтированной дороге, водитель словил все кочки, музыка громыхала на весь салон, несмотря на то, что все спали. Кроме меня живчиком оказался еще один человек — мужчина внезапно стал петь и громко аплодировать девушкам из проигрывателя. Спать было проблематично — меня кидало из стороны в сторону, ударяло о передние сиденья, подбрасывало, а автобус продувало так, что коченели пальцы. В этот день нам очень пригодился плед, который мы купили в Джайсалмере. Так мы получили опыт езды на локал-басах. Дешево, но комфорта маловато. Приехав к границе в город Санали, быстро купили непальскую визу (оформление ее заняло минут десять) и оказались в другой стране. Все это стоит 25 долларов на 15 дней.

Миша

В Индии качество вашего путешествия как никогда зависит именно от вас самих, а не от затрачиваемых средств. Купив билет на поезд, автобус или самолет заранее, а лучше — сделав это через интернет, вы освобождаете себе время и нервы для исследовательской деятельности да и экономите на лишних передвижениях. Заранее узнавайте все детали путешествия, которые важны конкретно для вас: автобус вдруг может остановиться на незапланированную ночевку, о которой, кроме вас, знали все нетуристы, поезд может остановиться на трех различных станциях в городе, где вам необходимо сделать пересадку, etc.

День 20

Лумбини

Лумбини — это город с зашкаливающей религиозностью, ведь здесь когда-то родился и прожил до 29 лет Будда. Бедность тоже вопиющая — множество домов-мазанок, причем помимо глины они обмазаны еще и сухим навозом. Коровьи лепешки у них вообще ценная штука — из них разжигают костры, строят дома и топят печь. Религиозная же архитектура представлена в огромном парке, который состоит из множества храмов. Их строят представители разных стран, и каждая страна делает это в своем стиле и на свои пожертвования. В китайском монастыре — умиротворенность и тишина, а в огромном тайском храме можно закупить сладостей и любоваться зелеными попугаями. Как мы позже выяснили, в эти монастыри можно не только заходить, трогать все и фотографировать, но и остановиться бесплатно на какое-то время для изучения буддизма и медитации.

Еще одна гастрономическая заметка по Индии в целом — у местного населения принято жарить яичницу с двух сторон. В местном кафе в Лумбини нам пришлось долго объяснять, что мы едим ее с хлебом и необжаренную. То, что салат в Европе состоит из нарезанных огурцов и чищенной моркови, у них вызывает удивление, в какой-то момент очень хотелось им объяснить, что масло с солью салат не испортят.

День 22

Покхара

Покхара — один из самых известных городов Непала. Концентрация туристов здесь делает свое дело — отели и гест-хаусы были прилично дорогими, но зато было множество кафе и ресторанов с нормальной европейской едой и вай-фаем. Отдельных восторженных возгласов заслуживает вид на озеро. Оно безупречно гладкое, пустынное и уходит куда-то в бесконечность. Если смотреть слишком долго, то кажется, что вокруг мира не существует — только ты, горы и оно. Приехали мы туда часов в 10 вечера и совершенно неожиданно для себя поняли, что, похоже, ночь — это в прямом смысле ночь, то есть когда все спят, а двери гостиниц закрываются и не открываются даже при стуке. В результате на улице повстречали парня, который пригласил нас в гест-хаус своих родителей. Необычный момент с электричеством: в Непале его дают только вечером на два часа и ночью — с двенадцати до часу, но в это время мы обычно спали. Наконец-то у нас получилось соблюдать режим дня.

В Непале Миша заболел, лежал простуженный в номере и лечился местными лекарствами. После выздоровления мы отправились на ближайшую гору Сарангот. Не особо высокая, 1300 метров, но для пешего подъема с непривычки это вполне приличная физическая нагрузка.

Миша

Был план посетить как можно больше мест, «галопом», но к этому моменту мы немного устали и хотелось просто пожить в уединенном месте, обязательно с хорошим видом, обратить внимание на мелочи, ускользавшие от взгляда при частых переселениях. Хотелось, наконец, своей собственной кухни, отсутствующей в любом из гест-хаусов.

День 25

Гора Сарангот

Большинство туристов делают ошибку, заказывая такси, которое их за сумму, равную суточному проживанию, везет на гору. Мы решили добраться локал-басами, тем более ехать всего минут двадцать. С одной стороны — горный хребет из Гималайских гор, с другой — то самое озеро. На самой вершине не так уж и много домиков, но на каждом есть вывеска о том, что можно снять комнату, выпить чаю или поесть. Хозяин одной из таких комнат назвал цену аренды, после которой мы впали в легкий шок — 1600 рублей в месяц на двоих. Таких цен на проживание не было нигде. По итогам мы прожили там примерно неделю. Хозяин разрешил за небольшую плату пользоваться кухней, а с утра его жена поила нас масала-чаем — он сладкий, с приправами, перцем и корицей. Мы были счастливы, каждое утро чистили зубы с видом на вершины гор.

И о погоде: днем в Непале +27, а по ночам +5. Вот тогда-то мы и поняли, что зря экономили на покупке теплых вещей. Спали в шапках, по вечерам жгли свечки и рано ложились спать — так как в Непале темнело уже в 6 часов, то ложились спать мы в 9 вечера, а просыпались где-то в 8 утра. Местные обычно встают с восходом солнца.

День 31

Катманду

Катманду город поразительный — в некоторых его уголках количество храмов на единицу площади превосходит все мыслимые пределы. Правда, таким пыльным воздухом я никогда еще не дышала — пыли столько, что видимость ухудшается. Мы купили марлевые повязки и отправились на прогулку по тесным и ярким улицам — там ютятся отели, бары, рестораны, обменники, магазины и интернет-кафе с массажными салонами. К «must see in Kathmandu» можно отнести Сваямбунатх — самый впечатляющий и красивый храмовый комплекс долины Катманду. Правда, пришлось подниматься на 365 ступенек под дождем. Построили ступу, которая возвышается на входе, в III веке до нашей эры — и один этот факт уже заслуживает того, чтобы подниматься по скользкой мокрой лестнице в не очень теплую погоду. Посмотрели площадь Дурбар и тоже остались довольны — место вечного праздника. Это все из-за натянутых повсюду цветных флажков. И не забыли зайти в Пашупатинатх, главный индуистский храм в Непале. Тут проводят процедуру кремации, как и в Варанаси, правда, за вход еще нужно заплатить.

День 35

Патна

Совершенно дурацкое место, в котором мы оказались из-за вынужденной пересадки с одного поезда на другой. Главная проблема того дня — это поиск ночлега. В большинстве гостиниц отказывали со стандартной формулировкой «мест нет», хотя мы не раз уже сталкивались с подобным и это означало, что «номера есть, но вы, белые туристы, здесь не поселитесь». То ли расизм, то ли очередная индийская причуда, связанная с разными религиями. В какой-то момент к нам подошел парень и зачем-то начал с нами разговаривать (в Индии люди часто начинали просто с нами разговаривать — и мы уже привыкли). Узнав нашу проблему, проводил в гостиницу, где жил сам, но и там нам отказали, несмотря на долгие переговоры. По итогам мы, конечно, заселились (с помощью местного рикши-таксиста) в номер с горячей водой, которая традиционно не работала, но были счастливы.

День 36

Переезд из Патны
в Мумбаи

Покупка билетов на поезд — это особый вид приключений для новичков-путешественников по Индии. К моменту возвращения мы овладели этой техникой в совершенстве. Можно действовать двумя способами: купить билет через сайт или в кассах вокзалов. Единственный плюс невиртуальных касс — это существование окошек только для женщин (там обычно маленькие очереди) и специальных касс для туристов, где в большинстве случаев можно купить билеты, которые закончились для индийских граждан. В этот раз мы купили билеты и приготовились ехать 26 часов.

В какой-то момент рядом с нами началось что-то странное. По вагону шли женщины, и все им давали деньги — немного, рупий по десять-двадцать. Кто они такие — понять не получилось. Женщины как женщины, обвешанные украшениями, совершенно на вид работоспособные, в сари, и не подходящие ни под одну категорию попрошаек, которых мы встречали до этого. Одна подошла к нам и начала что-то просить на своем языке. Мы дали понять, что ничем ей помочь не можем, на что она начала возмущаться в компании своих подруг, которые явно нас прокляли на хинди и ушли, придерживая подолы юбок. Одна из девушек была с бородой, точнее, с легкой трехдневной небритостью на лице.

Женщины в платьях — не что иное, как местные трансвеститы. Явление в Мумбаи распространенное, но раньше мы такого не встречали. Технология заработка денег у них интересная: так как многие ездят в поездах семьями, то ничего умнее, как подходить к пассажирам и просить у них денег, они не придумали. Так как их вид раздражает и «оскорбляет чувства верующих», то деньги люди дают вполне быстро, лишь бы компания в платьях удалилась. Если денег не давать, то они могут начать раздеваться, кричать и трогать всех подряд — любой порядочный семьянин предпочитает откупиться. Как нам рассказал сосед, нам повезло больше, потому что если бы мы (туристы) начали возмущаться и позвали полицию, то этих товарищей быстро выдворили из поезда. К сожалению, такая «услуга» для местных граждан недоступна.

День 38

Гоа

Никогда я не испытывала такого кайфа от похода в душ с теплой водой и от ночей в душной, но теплой комнате. Благополучно забрали вещи у хозяина нашего дома, даже Мишин саксофон никуда не делся, и через два дня, покупавшись в океане, я улетела в Москву.

О стереотипах

Ни один человек из местных, с которыми мы сталкивались в поездке, не вызывал у меня подозрения или страха. Как нам сказал один знакомый: «Индусы бывают или очень плохими, или очень хорошими». Никакой страшной и нецивилизованной Индии я не увидела. Они просто другие, но всегда позитивные и готовы помочь.