ПутешествияВ Рио с друзьями:
кашаса, фавелы,
футбол и сериалы
Элина Чеббоча о спонтанной поездке в город мечты

В очередном выпуске рубрики о путешествиях наших героинь — рассказ Элины Чеббоча о спонтанной поездке во второй по величине город Бразилии. Где проводить дни и ночи, что есть, где веселиться, сколько тратить и чего лучше не делать — в гиде, эмоциональном и красочном, как бразильский образ жизни.

элина чеббоча
Подготовка к поездке
Сложно быть объективной в тексте про Рио, так как вероятность того, что мне бы там не понравилось, равна нулю. Я хотела уехать в Бразилию с 14 лет, слушала бразильскую музыку и подучивала португальский, плюс в Бразилии живут мои приятели. Моя бывшая начальница, которая сейчас живет в Нью-Йорке, представляла меня другим людям как “This is Elina, and she is crazy about Brazil”. В конце августа сила желания превысила другие силы, мой приятель рассказал, что они огромной компанией собираются в Рио и будут только рады новому человеку. Я была десятой. Когда на голову упал кэш, я взяла билеты на Air France из Москвы с пересадкой в Париже. Стоили они 40 тысяч рублей, брать можно прямо на сайте. Другие ребята из компании летели из Хельсинки с пересадкой в Лондоне. Мы забронировали четырехкомнатные апартаменты на Копакабане на две недели через Airbnb, скинувшись по 11 тысяч рублей с человека. Хозяевами были немец и бразильянка, так что нам выслали договор, хотя его практическая польза равна нулю. Лететь до Парижа четыре часа, потом еще час в Шарль де Голле и 11 часов перелета до Рио. Тамошний аэропорт для международных рейсов GIG хуже большинства московских. На выходе попадается банк, в котором можно обменять доллары и евро на реалы, но делать этого не стоит из-за огромной комиссии при хорошем курсе. Чуть подальше будет заказ такси за 105 реалов, где тоже предлагают обменять валюту, но уже без комиссии. Больше 100 долларов менять не стоит — в городе полно обменников. Можно выйти на второй уровень и взять такси до города подешевле, реалов за 70, автобусы тоже ходят, а проезд в них стоит около 10 реалов.
Деньги
Курс — примерно 15 рублей за реал. В Рио много банкоматов, поэтому карты можно брать смело, проблемы могут быть разве что с дебетовыми картами, иногда у некоторых из нас они не работали. Расплачиваться картой удобно, так как их принимают даже в уличных кафешках, где продают свежевыжатые соки (мы называли их «сочными»).
Город
Одной из лучших черт бразильцев является их нежелание что-то менять, если оно уже хорошо работает. Их особый ленивый гедонизм проявляется во всем — город довольно сильно смахивает на джунгли при всей своей развитости, многоэтажках, бизнес-центрах и торговых моллах. Все сохраняется в первозданном виде, бразильцы ни разу не новаторы и не апологеты стройки. Поэтому где бы ты ни оказался, там всегда можно увидеть пальму, старую постройку и граффити. Последнее есть почти на каждом здании — и сумасшедшей красоты. Самый передовой архитектор Бразилии Оскар Нимейер по сути есть китч и коммуняка, и то, что именно он — основатель современной бразильской архитектуры, говорит о бразильцах все: какая разница, в какой многоэтажке жить, если до пляжей Копакабана и Ипанема можно доехать на автобусе или, еще лучше, дойти пешком.
Из-за вечного лета, а также популярности спорта как способа выбраться из фавел в Рио абсолютный культ тела. Спортзалы располагаются почти в каждом доме, и, по словам местных, в других районах города они тоже находятся в пешей доступности. Каждый день мы наблюдали, как двадцать человек дружно бегали по дорожкам, пока мы пьяными возвращались с пляжа. Любовь местных к спорту чрезвычайно заразительна, поэтому даже я, находясь со спортом в не самых нежных отношениях, записалась в качалку и ходила туда два раза в день до конца путешествия. Одним из моих инструкторов был бразилец Рикардо Тартаковский с дедушкой из Украины и выученной фразой «Скока времени?». В уличных кафе продают спортпит, хотя это необязательно — из-за насыщенности местной еды белками обрастаешь рельефом довольно быстро.
Насчет еды стоит поговорить отдельно. В городе очень популярна еда на развес, но если в Москве в подобных местах продают то, что не будут есть даже коровы, в Рио все невероятно вкусно и дешево. Особенно стоит отметить их подливку из бобов, которую они готовят и дома. В качестве гарнира всегда идет рис, картошка фри и овощи. Рис рассыпчатый и нежный, как будто десять корейцев собрались вместе и устроили соревнование по идеальному способу приготовления. Обязательно стоит попробовать рыбные шарики, которые подают с лаймом. Но самые поразительные места были в Лапе. Представьте себе уличную рыгаловку с пластмассовыми стульями, телевизором, по которому обязательно крутят футбол, и бомжами рядом, которые пританцовывают и стреляют сигареты. Там подают самое нежное мясо и самое свежее пиво. Особенно рекомендую «Антарктику», «Браму» (там она другая) и «Скол».
Местные
Из-за повального увлечения спортзалами все местные мужчины выглядят очень хорошо. В городе как будто объявили геноцид жирным, и каждый парень старательно работает над рельефом. Когда мы гуляли с другом-бразильцем, то за вечер могли встретить несколько его приятелей, с которыми они минут пятнадцать самозабвенно терли про качалку и упражнения. Бразильцы считают ниже своего достоинства вести себя как свиньи, поэтому они никогда не будут приставать к женщине на улице и улюлюкать ей вслед, но обязательно развернутся оценить ее жопу. Бразильянки очень самоуверенны и, в отличие от мужчин, не всегда с идеальным телом. Но какими бы они ни были, их грудь и задница живут отдельной жизнью. Они не идут по улице — они себя несут, а одежду предпочитают пеструю, с блестками и пайетками, да побольше. Бразильская мода вообще сильно отличается от всей остальной, одежду у них шьют, учитывая особенности строения тела именно бразильцев. И даже в 80 лет бразильянки не считают, что и так хороши с высоты пройденного опыта, поэтому тоже ходят в спортзалы, просто с внуками.
Компания
Из-за постоянного лета и высокой влажности город рано ложится и рано встает, и мы вместе с ним. Почти каждый день все просыпались в 7–8 утра, а в 11 дружно вырубались. Только в последние дни, когда в городе не переставая лил дождь, нас начало клонить в сон и время немного замедлилось. В Рио не идеальные пляж и вода, не самый чистый город и не самые приветливые местные, но как же там хорошо! Казалось, что к русским относятся очень странно, но впоследствии нам объяснили, что Россия до сих пор в глазах большинства дикая нефтяная страна, где каждый день — это трэш, ад и угар. А на поездку в Рио мы копим год.
Лететь в Бразилию нужно обязательно большой компанией, и это правило соблюдалось почти всеми встреченными нами туристами. Залетные колумбийцы, которые дымили как паровозы, приехали втроем. К концу путешествия мы обросли еще тремя русскими, друзьями друзей, и несмотря на это нам все равно было мало. Одна из девушек оказалась в компании других колумбийцев, которые как будто вышли из South Park. Это были дети богатых родителей, которые снимали апартаменты с сейфом, в котором лежали два ствола, пакет кокаина и пачка денег. Другим залетным приятелем был брейкдансер из Москвы, который изначально провел неделю в Сан-Паулу на соревнованиях. Жил он бесплатно в фавеле, на входе в квартиру ему предложили косяк и собрали людей для баттла. Всю неделю мама парня из фавелы, у которого он жил, пила кашасу и разбрасывала бычки по комнате. Кто не жил в фавелах, страну не познал.
Если вы смотрели бразильские сериалы 90-х, то наверняка запомнили сцены с пляжа. Я попала на съемки ситкома Tapas e Beijos, и аттракционом он был не только для меня. Необходимости огораживать часть пляжа не было, так как никому и в голову не придет лезть в кадр. На съемках мы познакомились с членами съемочной группы Globo TV, один из которых оказался геем. Геев в Бразилии очень много, они защищены законом, поэтому мне никто не поверил, когда я рассказывала о законе гей-пропаганды. Если вы не уступите гею место в баре, он действительно посчитает, что вы его ущемляете. По словам нашего нового приятеля из ситкома, геями являются половина актеров из любимых русскими сериалов. Влияние телевидения и актеров до сих пор значительное, поэтому когда съемки закончились и всем была пора расходиться, главного героя переводили через дорогу прямо в халате, останавливая встречные машины руками. Среди съемочной группы оказалась русская девушка, которая пять раз в неделю подрабатывает в сериалах, а учится на выходных. Бразильцы, кстати, довольно серьезно подходят к учебе: трое моих приятелей несколько дней не выходили на связь, потому что готовились сдавать тест. Зато после меня повели напиться в кашаса-бар, на обратном пути из которого я заблевала все дороги города.
Алкоголь
Хотя мне показалось, что в Рио пьют больше, чем в Москве, за все время пребывания там я не видела ни одного вдрызг пьяного местного. Алкоголь для них — сопутствующий общению напиток, они пьют медленно и знают, с чем имеют дело. Традиционный бразильский алкоголь, кашаса, — это очень крепкое пойло с разными вкусами, но об этом и так все знают. Вот о чем никого не предупреждают, так это о кайпиринье — кашасе со льдом, лаймом и сахаром, которая пьется легче лимонада и после первого же раза невероятно ударяет в голову. Пиво в Рио очень вкусное, свежее и всегда холодное.
Футбол
Как раз во время нашего пребывания в Рио прошло самое знаменитое дерби Бразилии: «Фла» — «Флу», или «Фламенго» — «Флуминенсе». Игра была на «Маракане» (ударение на последний слог), и хотя заполненность стадиона была невысокой (34 тысячи человек), это была очень впечатляющая игра. В Рио всячески готовятся к чемпионату, поэтому рядом с кассами есть люди со значками “I speak English”, которые направляют тебя к нужной кассе и объясняют про команды, если тебе это интересно. Мы пошли болеть за «Фламенго», так как я болею за ЦСКА, а «Фламенго» подарил нам Вагнера Лава, которого в Бразилии, кстати, не очень любят. 99 % болельщиков были в фирменных футболках, на входе тебе по желанию могут разрисовать лицо в традиционные красно-черные цвета. Болеют бразильцы неистово, как и играют. Обе команды состоят из довольно театральных ребят, но как бы ни обстояла ситуация на поле, все игроки очень активны. Позволить себе неспешно прогуливаться по полю, так как это еще одно дерби, не может позволить себе никто — болельщики реагируют мгновенно и ревностно. Когда вратарь удачно ловит мяч — аплодисменты, когда «Фла» мажет мимо ворот — массовый «ох!» и выдыхание, но никакого мата и недовольства, разве что разочарованное бла-бла. Я стояла в окружении тысяч болельщиков, шел второй тайм, приближающийся к концу, все время звучали барабаны и пелись гимны, и единственное, чего мне хотелось, это чтобы «Фламенго» забил гол. И они его забили! Весь стадион начал танцевать, шаманить, барабаны усилились, итальянские болельщики на уровне ниже сняли футболки и стали по-сатанински подпрыгивать, хотя до этого всю игру сидели тихо и внимательно следили за полем. Бразильский фанатизм все-таки невероятно заразителен, и когда мы выходили со стадиона, то вся толпа, несмотря на цивилизованный выход, слилась в гимне «Фламенго», и мы вместе с ней.
Секс
Бразильцы и бразильянки очень естественны и к сексу относятся легко. Местные рассказали, что позвонить приятелю, который всегда готов, и предложить заняться сексом — это вполне норма и ни разу не повод для заламывания рук. В 13–14 лет настоящий бразильский папа подходит к сыну и говорит: «Сын, пожалуй, ты готов, поэтому я заказал тебе проститутку». Ходить по блядям — это вовсе не walk of shame, а способ добиться желаемого, пусть и не бесплатно, хотя бесплатно — тоже хорошо. Если ты пошел в клуб, поцеловался там с пятью девушками, но ни с одной из них тебе не перепало, совсем не зазорно потом позвонить в эскорт. Хотя бразильские приятели цокали и говорили, что нынешнее поколение 20-летних немного отбилось от рук и ратует за здоровый образ жизни — это когда по любви в первый раз. Последний факт вызывал у них какой-то особенный истеричный смех.
Удивительно, но в Рио не очень распространены стриптиз-клубы, а если туда зайти, то увидеть там можно разве что приезжих — русских и колумбийцев в огромном количестве. Иногда местная молодежь устраивает так называемые Stars hotel, когда ночью машины выстраиваются в ряд на пляже, в каждой из которых предаются утехам. Если после обильного опьянения вы неожиданно обнаружите у себя в квартире бразильца, не стоит расстраиваться — все пойдет как по маслу, с утра вам приготовят кофе и завтрак, завернут в футболку и выдадут шлепанцы, которые вы вчера забыли на пляже.
Закон
Что делает русский, когда приезжает в Рио? Нарушает правила. Из-за предстоящего чемпионата по футболу в Бразилии вышло огромное количество законов, и представления о том, что это за законы и как они работают, нет даже у местных. При этом кругом полиция, и если ты свинячишь, это заметят, к примеру, оштрафуют за выкинутый бычок. Таблички “Rio sem fumo” («Рио без сигарет») висят на каждом углу, почти никто не курит, а по городу расставлены оранжевые урны. Когда я выкинула сигарету прямо напротив отделения полиции, ко мне подошли два представителя префектуры, один из которых вежливо протянул мне мой бычок. На португальском они попросили у меня номер паспорта, что-то записали и протянули бумажку, согласно которой меня оштрафовали за вандализм и мне предстояло оплатить штраф в сотню реалов. Для этого надо было зайти на сайт, адрес которого указан на штрафе, распечатать свой бланк и оплатить его в месте для покупки лотерейных билетов. Я честно заходила туда все время пребывания в Рио, но ничего о себе и своем штрафе не нашла. Бразильский друг Тони, а также его мама, папа и сестра, по совместительству оказались юристами (а лучший друг вообще судья), поэтому когда я у них гостила, они дружно сказали: «Платить ничего не надо, это все еще не работает». Как выяснилось при выезде из страны, закон я все-таки не успела нарушить и все по традиции закончилось хорошо. Но сорить на улицах, правда, не стоит — не только здесь.
Ощущения
У нашей компании в Бразилии появилось выражение «бьютифул лайф», которое обязательно произносилось с сильным русским акцентом. Когда мы сидели на пляже и глотали вино из горла — это была бьютифул лайф. Когда забирались на самую высокую гору пешком вместо фуникулера и видели весь Рио — бьютифул лайф. Когда гуляли в пятницу в Лапе, самом тусовом районе города, и пили кашасу в местном «Втором дыхании» — бьютифул, джаст бьютифул. В Рио хорошо чистятся мозги, уходит лишнее, а прошлое переживается и забывается навсегда. Старые друзья, с которыми ты разошелся и переживал по этому поводу, тоже остались в виде воспоминаний где-то на десятой стопке кашасы. Несложившиеся отношения, на которые ты когда-то делал ставку, умерли после пятого заинтересованного взгляда. Когда ты просыпаешься на следующий день, то остаешься только ты, а твое прошлое ушло в фавелу. Кажется, в кашасе все-таки не 40 градусов, а больше. Рио несобранный, дикий город, в который цивилизация зашла только потому, что надо, а то, что на самом деле по душе, всячески сохраняется. Хотя в фавелах не так опасно, как раньше, и даже появились хостелы, там все еще не платят за электричество и стреляют по ночам, бомжи спят на улице, а уличные торговцы до сих пор не знают английского, но при этом в городе необъяснимо уютно. Рио — это когда ты поешь вместе с 30 тысячами фанатов гимн четыре раза подряд, не зная оттуда ни слова, когда к тебе подходит 70-летняя бабушка и показывает, как надо танцевать, подыгрывая себе на бубне. Когда ты возвращаешься в Москву и ненавидишь в ней все, но в этот же вечер закидываешь голову на спинку дивана, вытягиваешь ноги и думаешь: «Бля, бьютифул лайф!» И она действительно становится бьютифул.
ФОТОГРАФИИ: Элина Чеббоча, cover via Shutterstock